Вопросы раннего приобщения детей к национальной культуре с давних времен привлекали к себе внимание ученых. Многие из них подчеркивали, что ознакомление с народным искусством следует начинать в дошкольном детстве. Именно в этом возрасте, как отмечает Б.М. Неменский, «необходимо привязать ребенка всеми чувствами, эмоциями к древу культуры» своего народа. В первые годы жизни он начинает обретать важнейший социальный опыт, у него формируется отношение к различным вещам и явлениям, что в дальнейшем определяет мировоззрение развивающейся личности [1].
Народное декоративно-прикладное искусство - часть национальной культуры. В нем проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте. В то же время в искусстве каждого народа отчетливо проступает его самобытность: нравы, обычаи, образ мышления, эстетические пристрастия, национальная психология, культура, история.
Поскольку это искусство многофункционально, в нем заложены большие воспитательные возможности. B.C. Воронов, М.А. Некрасова, Т.Я. Шпикалова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и другие отмечают его ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, высокое совершенство «языка», человечность, связь с окружающей жизнью. Н.П. Сакулина писала, что народное искусство отвечает интересам дошкольников, содействует развитию их эстетических переживаний, первых эстетических оценок [2].
А.П. Усова, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина не раз отмечали, что ребенок дошкольного возраста тянется ко всему яркому и красочному. В своей художественной деятельности он сам тяготеет к чистым локальным цветам, ритму, симметрии. Дети проявляют живой интерес к предметам народного творчества. При выборе они отдают предпочтение тем образцам, которые отличаются образной художественной выразительностью и красивой фактурой.
Использованию в работе с детьми дошкольного возраста декоративно-прикладного искусства посвящены исследования Е.Г. Ковальской, Ю.В. Максимова, Р.Н. Смирновой, З.А. Богатеевой и др. В данных работах определены некоторые принципы отбора произведений народного декоративно-прикладного искусства для детей, разработаны интересные методы и формы работы: экскурсии в природу, краеведческий музей, образные задания, формирующие обобщенные представления детей и др.
Несмотря на относительную многочисленность и масштабность охвата конкретной проблемы, исследования детской изобразительной деятельности продолжают сталкиваться с рядом трудностей. Одна из них - неполное использование имеющихся возможностей по формированию умений в изобразительной деятельности дошкольников и в декоративном рисовании в частности. Это и определяет актуальность формирования умений старших дошкольников по декоративному рисованию, которому в условиях ДОУ зачастую уделяют недостаточное внимание.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы, а также специально проведенное нами экспериментальное исследование, свидетельствует о необходимости создания педагогической технологии способствующей успешному решению данной проблемы.
Так нами была разработана технология формирования умений декоративного рисования у старших дошкольников, представленная в следующей таблице:
Технология формирования умений декоративного рисования
детей старшего дошкольного возраста
Модули |
Характеристика модулей |
Целевой модуль |
Цель: формирования умений декоративного рисования через систему специально разработанных игровых и дидактических упражнений, обучающих занятий, использование пооперационных карт, дидактических игр. Задачи:
|
Содержательный |
Работа с детьми проводится по блокам: 1 блок - Знакомство с историей народного промысла и выделение простейших элементов узора. 2 блок - Углубление представлений о промыслах, выделение более сложных элементов узора и знакомство с особенностями декоративной композиции. 3 блок - Самостоятельное использование полученных знаний и умений. |
Процессуально-деятельностный |
Работа ведется поэтапно: I этап - подготовительный; II этап - конструктивный; III этап - творческий. Участники образовательного процесса: дети 5-6 лет, воспитатели, родители. Средства: совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей, работа с родителями, предметно-развивающая среда- использование подлинных предметов декоративно прикладного искусства, художественной литературы, музыкальное сопровождение. Методы: словесные (загадки, рассказ, беседа), наглядные (образец, рассматривание иллюстраций), практические (рисование), моделировании, игровые проблемные ситуации, вопросы поискового характера, использование пооперационных карт, схем. |
Диагностико-результативный |
Методика О.А. Соломенниковой: задания «Вернисаж»; «Нарисуй орнамент»; «Укрась бумажный силуэт». Методика Т.С. Комаровой, направленная на выявление уровня техники декоративного рисования. Результат: повышение уровня сформированности техники декоративного рисования. |
Литература
1. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника [Текст] / Г.Г. Григорьева - М.: Академия, 1998.
2. Саккулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Н.П. Сакулина, Т.О. Комарова - М., 1990.