ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вопросы раннего приобщения детей к национальной культуре с давних времен привлекали к себе внимание ученых. Многие из них подчеркивали, что ознакомление с народным искусством следует начинать в дошкольном детстве. Именно в этом возрасте, как отмечает Б.М. Неменский, «необходимо привязать ребенка всеми чувствами, эмоциями к древу культуры» своего народа. В первые годы жизни он начинает обретать важнейший социальный опыт, у него формируется отношение к различным вещам и явлениям, что в дальнейшем определяет мировоззрение развивающейся личности [1].

Народное декоративно-прикладное искусство - часть национальной культуры. В нем проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте. В то же время в искусстве каждого народа отчетливо проступает его самобытность: нравы, обычаи, образ мышления, эстетические пристрастия, национальная психология, культура, история.

Поскольку это искусство многофункционально, в нем заложены большие воспитательные возможности. B.C. Воронов, М.А. Некрасова, Т.Я. Шпикалова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и другие отмечают его ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, высокое совершенство «языка», человечность, связь с окружающей жизнью. Н.П. Сакулина писала, что народное искусство отвечает интересам дошкольников, содействует развитию их эстетических переживаний, первых эстетических оценок [2].

А.П. Усова, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина не раз отмечали, что ребенок дошкольного возраста тянется ко всему яркому и красочному. В своей художественной деятельности он сам тяготеет к чистым локальным цветам, ритму, симметрии. Дети проявляют живой интерес к предметам народного творчества. При выборе они отдают предпочтение тем образцам, которые отличаются образной художественной выразительностью и красивой фактурой.

Использованию в работе с детьми дошкольного возраста декоративно-прикладного искусства посвящены исследования Е.Г. Ковальской, Ю.В. Максимова, Р.Н. Смирновой, З.А. Богатеевой и др. В данных работах определены некоторые принципы отбора произведений народного декоративно-прикладного искусства для детей, разработаны интересные методы и формы работы: экскурсии в природу, краеведческий музей, образные задания, формирующие обобщенные представления детей и др.

Несмотря на относительную многочисленность и масштабность охвата конкретной проблемы, исследования детской изобразительной деятельности продолжают сталкиваться с рядом трудностей. Одна из них - неполное использование имеющихся возможностей по формированию умений в изобразительной деятельности дошкольников и в декоративном рисовании в частности. Это и определяет актуальность формирования умений старших дошкольников по декоративному рисованию, которому в условиях ДОУ зачастую уделяют недостаточное внимание.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы, а также специально проведенное нами экспериментальное исследование, свидетельствует о необходимости создания педагогической технологии способствующей успешному решению данной проблемы.

Так нами была разработана технология формирования умений декоративного рисования у старших дошкольников, представленная в следующей таблице:

Технология формирования умений декоративного рисования
детей старшего дошкольного возраста

Модули

Характеристика модулей

Целевой модуль

Цель: формирования умений декоративного рисования

через систему специально разработанных игровых и дидактических упражнений, обучающих занятий, использование пооперационных карт, дидактических игр.

Задачи:

  • 1. Познакомить детей с истоками народного искусства, краткой историей.
  • 2. Формировать обобщенные знания и умения в декоративном рисовании по определенному виду росписи.
  • 3. Развивать чувство формы, композиции и умений выполнять узор в силуэте.
  • 4. Побуждать всматриваться в узоры, учить последовательности анализа.
  • 5. Учить детей пользоваться кистью и рисовать плавные безотрывные линии
  • 6. Вызвать желание научится рисовать декоративные узоры; познакомить с характерными элементами, колоритом, композицией типичными для той или иной росписи.
  • 7. Воспитывать интерес к произведениям народного творчества.

Содержательный

Работа с детьми проводится по блокам:

1 блок - Знакомство с историей народного промысла и выделение простейших элементов узора.

2 блок - Углубление представлений о промыслах, выделение более сложных элементов узора и знакомство с особенностями декоративной композиции.

3 блок - Самостоятельное использование полученных знаний и умений.

Процессуально-деятельностный

Работа ведется  поэтапно: I этап - подготовительный;

II этап - конструктивный; III этап - творческий.

Участники образовательного процесса:

дети 5-6 лет, воспитатели, родители.

Средства: совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей, работа с родителями, предметно-развивающая среда- использование подлинных предметов декоративно прикладного искусства, художественной литературы, музыкальное сопровождение.

Методы: словесные (загадки, рассказ, беседа), наглядные (образец, рассматривание иллюстраций), практические (рисование), моделировании, игровые проблемные ситуации, вопросы поискового характера, использование пооперационных карт, схем.

Диагностико-результативный

Методика О.А. Соломенниковой: задания «Вернисаж»; «Нарисуй орнамент»; «Укрась бумажный силуэт». Методика Т.С. Комаровой, направленная на выявление уровня техники декоративного рисования.

Результат: повышение уровня сформированности техники декоративного рисования.

Литература

1. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника [Текст] / Г.Г. Григорьева - М.: Академия, 1998.

2. Саккулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Н.П. Сакулина, Т.О. Комарова - М., 1990.

Просмотров работы: 261