ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема эмоционального развития исследовалась многими психологами и педагогами - Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным, Л.И. Божович, Я.З. Неверович, А.П. Усовой, Е.А. Флёриной, Т.А. Марковой и др. Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Интенсивно начинают развиваться эмоции и чувства. Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания. [6; 8]

В настоящее время достаточно актуальна проблема эмоционального воспитания дошкольников. Можно с уверенностью сказать, что через специально организованное взаимодействие педагога с детьми в педагогическом процессе складывается неуловимая, но чрезвычайно важная система личностных свойств ребенка. Таким образом, актуальной становится задача выявления способов, активизирующих эмоциональное развитие детей дошкольного возраста средствами художественной литературы.

В условиях новых научно-технических достижений XX-XXI вв. по изменению природы человека, связанных с информатизацией и глобализацией человеческого общества, новое поколение меняется соматически, психически, ментально, а значит - духовно. В сфере образования и самообразования человек в условиях новых биотехнологий, социотехнологий широко вовлечен в новую форму своего бытия - в виртуальную реальность. Колоссальное воздействие телевидения, рекламы, компьютерных технологий, сети Интернет меняет целостную картину мира, сознание, отношение человека к окружающему миру, к другим людям и к себе самому.

Мировая система образования в условиях колоссального разрыва между имеющимися средствами и способами развития подрастающего поколения и уровнем научных достижений оказалась неподготовленной к требованиям современного информационного общества.

Все эти процессы требуют теоретического переосмысления и опытной проверки новых педагогических технологий развития, воспитания и образования детей с самого раннего возраста.

Эмоции (от лат. emoveo - потрясаю, волную) проявляются в виде подсознательных реакций субъективного характера на происходящие события. Эмоциональное развитие ребенка - это важнейшая сфера, которой зачастую уделяется недостаточно внимания родителями и педагогами. Особенность эмоционального развития ребенка - это наглядность, малыш видит конкретные образы - сказку, рисунок, выражение лица или слезы, это волнует малыша. Ребенку сложнее воспринимать рассуждения или абстрактные образы, легче - наглядные. Поэтому важно показывать ребенку эмоции во время просмотра мультиков: «вот кот плачет, ему обидно», на улице: «ребенок смеется, ему весело, он рад, что катается с горки», дома: «папа устал, он не улыбается, лег отдохнуть», везде, где есть их проявления.  Важным для психического развития ребенка является четкое осознание своего состояния ребенком, умение и желание делиться переживаниями.

Другая особенность эмоционального развития ребенка - это выход эмоций наружу, у детей, как известно, все написано на лице, сознательно скрыть или побороть чувства малыш не может. Ребенок находится в плену своих переживаний, эмоции главенствуют над разумом, и лишь постепенно в процессе развития ребенок учится управлять ими. В среднем возрасте малыш уже может управлять своими чувствами и сознательно употреблять для того, чтобы проинформировать о чем-либо окружающих.

В процессе усложнений эмоций к среднему дошкольному возрасту появляется способность сопереживать, искренне любить, заботиться, испытывать ревность. Такая эмоция, как страх, также усложняется, вначале ребенок тревожится из - за незнакомого, таящего опасность, став постарше малыш уже может испугаться за близкого человека. Совершить поступок, ограждающий его от беды.

Эмоциональное развитие ребенка зависит от модели выражения эмоций родителями. Ведь ребенок все воспринимает как данность, не может определить, правильно мама реагирует на неприятность или нет. Он просто начинает реагировать также. И путем подражания использует как средство выражения чувств плач и громкий крик, спокойную просьбу и призыв и т.д. 

Как показано в трудах Флейриной, Саккулиной и других педагогов, работающих в области художественного воспитания дошкольника, при правильной организации педагогического процесса у ребёнка формируются реалистические тенденции, которые обнаруживаются как в его собственном творчестве, так и в его отношении к художественной литературе. [5; 163] Художественная литература выступает как средство эмоционального развития.

Существуют различные представления о понятии «детская литература». Наиболее распространенным является следующее: детская литература -это комплекс произведений, созданных специально для детей с учётом психофизиологических особенностей их развития. [3; 7]

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.

Процесс эмоционального развития очень заметен в дошкольном возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 4-5 лет. Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя.

В «Программе воспитания в детском саду» помещены списки литературы для каждой возрастной группы, в которых представлены устное народное творчество (сказки, песенки, потешки народов России и зарубежных стран), произведения русских и зарубежных писателей. Весь рекомендуемый материал равномерно распределен по кварталам учебного года с учетом воспитательно-образовательной работы, которая проводится на каждом временном отрезке. В «Программе» указываются методы ознакомления детей с этими произведениями. Предлагаемые списки художественной литературы облегчают отбор текстов, но не исчерпывают его. [2; 145]

Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его эмоциональные возможности. Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие. [1; 341]

 При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эмоционального развития, язык усваивается в его эмотивной стороне. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений. [1; 342]

Таким образом, художественная литература обогащает эмоции детей, вызывая сочувствия герою, сопереживания, радость.   

Список литературы:

  • 1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 2000.
  • 2. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. / Программа воспитания и обучения в детском саду. - М.: Мозаика - Синтез, 2005. С. 145
  • 3. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению. - М.: Академия, 2007. - 7 с.
  • 4. Дрень О.Е. Эстетико - антропологический подход к развитию у детей чувства ритма: Монография. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит.ун-та,2008. - с. 8
  • 5. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребёнком - дошкольником // Психология дошкольника. Хрестоматия /Сост.Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 1997. - с.163-164.
  • 6. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников.- М., Академия, 2007. с. 196
Просмотров работы: 48