ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Изобразительная деятельность - это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. [1]

Г.В.Лабунская и Н.П.Сакулина считают, что процесс создания образа складывается из двух частей: формирование зрительного представления и его воспроизведение. По мнению Л.А.Венгера, Н.П.Сакулиной первую часть деятельности называют ориентировочной, а вторую - исполнительской. Разные по характеру они требуют от человека проявления различных качеств (свойств) личности, т.е. способностей. [3]

В.И.Кириенко рассматривает способности к изобразительной деятельности как определенные свойства зрительного восприятия, а именно:

способность воспринимать объект в сочетании всех его свойств как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут наблюдаться (целостность восприятия);

способность оценивать в рисунке отклонения от вертикальных и горизонтальных направлений;

способность оценивать пропорции;

способность оценивать степень приближения данного цвета к белому;

способность оценивать перспективы сокращения. [2]

Своеобразный подход к выделению содержания способностей к изобразительной деятельности предлагает А.Г.Ковалев. Он говорит не о способностях, а о способности к изобразительной деятельности, которая имеет свою структуру. I компонент - ведущее свойство и два опорных. Структуру способности он выделяет исходя из преимущественного проявления в деятельности тех или иных свойств психики, ведущее свойство - художественное воображение, без которого невозможны развитие и воплощение замысла; II компонент - опорное свойство:

острая зрительная чувственность (чувство линии, чувство пропорции, чувство симметрии);

специальная умелость руки, высокое развитие моторной функции с обобщенными умениями, закрепившимися в системах движений.

Кроме этого выделяется фон способностей - эмоцииональная настроенность, легко возникающая у ребенка благодаря высокой эмоциональной чувствительности.

Исходя из отмеченных выше особенностей изобразительной деятельности, можно сказать, что выделенные А.Г.Ковалевым способности в большей степени отражают существо деятельности, ее сенсорный и одновременно творческий характер. Эти способности проявляются и в ориентировочной, и в исполнительной деятельности. Очень важно выделение специальной умелости руки как одного из компонентов способности. Это согласуется и с существующим в общей теории способностей положением о соотношении способностей с умениями и навыками. Весьма ценна для понимания проблемы, выделенная исследователем структура способностей. Он отмечает, что ведущие и опорные свойства способности могут меняться местами в зависимости от уровня развития способности. [1]

Особого внимания заслуживают исследования Н.П.Сакулиной в силу их полноты, конкретности, обоснованности, последовательности в раскрытии узловых вопросов и соотнесенности с дошкольным возрастом по проблеме способностей к изобразительной деятельности.

Анализируя разные общественные функции рисунка и определяя среди всех две главные - изобразительную и выразительную, Н.П. Сакулина соответственно выделяет 2 группы способностей к изобразительной деятельности: способность к изображению и способность к художественному выражению. Способность к изображению состоит из 3 компонентов.

1. Восприятие и связанное с ним представление. Чтобы научиться изображать, надо овладеть особым способом восприятия: видеть предмет в целом (воспринимать содержание и форму в единстве), а форму - в тоже, время расчленено (строение, цвет, положение в пространстве, относительную величину).

2. Овладение средствами графического воплощения образа (овладение комплексом умений и навыков изображения, формы, строения, пропорциональных отношений, положения в пространстве).

Без овладения этими графическими навыками, умениями, способность к изображению нельзя сформировать.

3. Овладение техникой рисунка. Технические умения и навыки тесно слиты с графическими, являются их составной частью. Однако Н.П.Сакулина выделяет их в отдельную группу в силу их специфичности и подчиненности главным - графическим.

Из трех компонентов способности к изображению центральным является второй - овладение графическими умениями.

Для успешного развития способности к изображению необходимо иметь задатки в области зрительных и осязательных ощущений и двигательной сферы - владение мелкими и дифференцированными движениями рук (кисти руки, пальцы), отмечает Н.П.Сакулина. [3]

В этой же работе она выделяет показатель уровня развития способности к изображению - степень реальности изображения. Она подчеркивает, что способность к изображению в дошкольном возрасте не может развиваться в полной мере, и детские работы следует только приближать к возможно большей правдивости и полноте отражения реальной действительности.

Сакулина Н.П. выделяет качества, необходимые для создания художественного рисунка, т.е. «способность к образному выражению», которую она относит к разряду художественно-творческих способностей. [3]

Согласно анализу психолого-педагогической литературы, изобразительные способности детей дошкольного возраста, рассматриваются как одна из актуальных проблем современности. Она характеризуется разнообразием взглядов и подходов к сущности и структуре понятия изобразительные способности.

Литература:

1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 1999.

2. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. - М., 1991.

3. Сакулина Н.П. Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в занятиях рисованием. - М., 1959.

Просмотров работы: 232