Исследования показывают, что учащиеся допускают много ошибок при написании словарных слов, так как работа над непроверяемыми словами носит, как правило, бессистемный характер; задания для учащихся мало опираются на память и сознание младших школьников.
Следовательно, существует объективная необходимость внесения изменений в организацию словарной работы с учащимися младших классов.
Разработанная технология словарной работы, включает четыре модуля: целевой, содержательный, процессуально-деятельностный и диагностико-результативный.
Содержательный модуль включал два блока. I блок - изучение словарных слов с безударными гласными, II блок - изучение словарных слов с удвоенными согласными, непроизносимыми согласными, непроверяемыми парными согласными.
Все изучаемые слова во втором классе разделены по группам: слова с сочетанием -оро-; слова с непроверяемой безударной гласной А, Е, О, Я, И; слова с двойными согласными; непроизносимой согласной и непроверяемой парной согласной.
Поэтапная реализация каждого блока занятий проводилась во время уроков русского языка в течение восьми дней с одной группой слов.
1 день. Учащиеся знакомятся с группой слов. Даётся задание: списать слова в алфавитном порядке, выделить корень, поставить ударение, подчеркнуть орфограммы. Подобрать родственные слова. Выясняется, что общего в данных словах, звуко-буквенный анализ слов. Устно составляются и записываются словосочетания и предложения. На данном этапе учащиеся находят и повторяют другие орфограммы, которые встретились в данной группе слов. Подбирают к этим словам проверочные слова.
2 день. Проводится этимологический экскурс по изучаемым словам. Слова записываются, ставится ударение, выделяются орфограммы.
3 день. Работа с фразеологизмами, с пословицами и поговорками, где встречаются данные слова. Выясняется их смысл.
4 день. Устный диктант (учитель один раз произносит слово орфоэпически), дети три раза проговаривают слово орфографически. Комментированное письмо. Запись под диктовку словосочетаний с использованием всех изученных на этой неделе словарных слов. Взаимопроверка. Сверка с доской. Самооценка выполненного задания.
5 день. Диктант по памяти. Подбор и запись синонимов и антонимов к изучаемым словам.
6 день. Текущий контроль. Используется приём какографии. Учащимся предлагается исправить ошибки в изучаемых словах. Предлагаются задания на закрепление и совершенствование навыка правописания словарных слов.
7 день. Промежуточный контроль. Дети пишут контрольный словарный диктант по изученной группе слов.
8 день. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Работа над ошибками проводится по памятке.
Таким образом, разработанная технология словарной работы позволяет вести систематическую и целенаправленную работу над словарными словами, тем самым вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию.