Моделирование процессов речевого воздействия - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Моделирование процессов речевого воздействия

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Данный доклад посвящен определению понятия речевого воздействия анализу модели воздействия А.А. Котова.

Речевое воздействие - это воздействие на сознание человека с целью изменения поведения, психики или деятельности адресата, осуществляемое различными речевыми средствами. Наиболее распространенными из них являются: конструирование формальной оболочки текста, выбор специальных слов и выражений, синтаксических конструкций, макроструктур, а также осуществление когнитивных и логический операций.

По мнению различных ученых, воздействие является одной из основных целей общения. Нельзя представить себе общение без определенных интенций со стороны хотя бы одного из коммуникантов. Таким образом, описание речевого воздействия, имеет большую практическую значимость.

Нами была изучена теоретическая модель для описания речевого воздействия, представленная А.А. Котовым. Целью исследования было выяснить, целесообразно ли применение данной модели для описания речевого воздействия политических текстов. Материалом исследования послужил политический текст, взятый из манифеста партии СПС и данные анкетирования студентов.

По нашему мнению, а также мнению некоторых исследователей (А.А. Котов, Д. Нортон, А. Сломан и др.),  речевое воздействие может быть описано как строгий процесс и зафиксировано с помощью процедур лингвистической модели. Одну из таких теоретических моделей и предлагает А.А. Котов.

Исходя из того, что существуют три уровня обработки информации (механизмы реакции, механизмы рассуждения и механизмы метауправления) и так называемая "система сигналов тревоги", которая является подмножеством механизмов реакций, А.А. Котов предлагает считать воздействием запуск некоторых механизмов типа сигналов тревоги, а речевым воздействием -  запуск этих механизмов с помощью текста.

Он представляет модель, которая является системой с входом и выходом и включает Модель Смысл <=> Текст, когнитивную модель и набор доминантных сценариев (д-сценариев).

Основное внимание в модели уделяется д-сценариям, которые активируются при эмоциональной реакции человека.  Модель снабжена инвентарем д-сценариев, основными среди которых являются опасность, неадекватность, манипулирование, обман, ограничение и др.

Нами было проведено исследование, целью которого было выяснить, совпадают ли результаты анализа текста с помощью этой модели с действительной реакцией адресатов на текст.  Материалом для эксперимента послужил отрывок из манифеста партии СПС, посвященный свободе информации в стране. При отборе экспериментального материала мы руководствовались тем, что текст должен вызывать эмоциональный отклик и активировать д-сценарии. Выбранный текст был проанализирован по модели А.А. Котова с выявлением в нем основных д-сценариев.

На основании анализа текста был сделан вывод, что в нем активируются не менее четырех д-сценариев: ограничение, обман, опасность, манипулирование. Таким образом, исходя из модели А.А. Котова, текст должен оказывать эмоциональное воздействие на адресата. 

Для подтверждения этого было проведено анкетирование студентов ПГТУ. Эксперимент состоял из трех этапов. На первом этапе испытуемые отвечали на вопросы по поводу их отношения к ситуации, связанной со свободой информации в стране. На втором этапе им давался текст, и после его прочтения заполнялась еще одна анкета. Целью эксперимента было выяснить, как изменилось мнение испытуемых после прочтения текста и вызвал ли он у них эмоциональную реакцию. На третьем этапе испытуемые заполняли дополнительную анкету, что позволило оценить, осознают ли они оказываемое на них воздействие.

Хотя большинство опрошенных не изменили свое мнение после прочтения текста, практически все из них выбирали для ответов на вопросы второй анкеты эмоционально-окрашенные варианты, а не представленные там же рациональные. При этом выбранные ими ответы совпадают с выделенными нами в тексте д-сценариями. Кроме того, по результатам дополнительной анкеты, большинство испытуемых восприняли информацию в тексте как объективную.

На основании этих данных мы можем считать, что воздействующие тексты действительно ведут к активации д-сценариев, вызывающих эмоциональную реакцию адресатов.

Главный вывод нашего исследования следующий: речевое воздействие можно описать с помощью лингвистической модели, выделяющей в тексте различные д-сценарии, которые, благодаря использованию адресантом специальных средств, оказывают на адресата влияние, необходимое адресанту.

Просмотров работы: 30