Символика цвета и света в портретах героев романов Л.Н.Толстого «Анна Каренина» и «Война и Мир» и повести О.Де Бальзака «Гобсек» - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Символика цвета и света в портретах героев романов Л.Н.Толстого «Анна Каренина» и «Война и Мир» и повести О.Де Бальзака «Гобсек»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вся русская литература, начиная с фольклора и  древнерусской литературы, пронизана цветовой и световой символикой. «Цветовая символика имеет древнейшее происхождение»[1,c.2]. Каждый период лишь добавляет свои значения к данным символам.

Изучением вопроса символики цвета и света занимались в своих работах. Поэт И. В. Ге­те в своем трактате «К учению о цвете» рассматривает символику цвета в литературе и дает понятие науке о цвете- хроматики. [4,с.281] Лингвист Бахилина Н.Б. в своей монографии «История цветообозначений в современном русском языке» рассматривает цвета с точки зрения их происхождения. [2,с.5]. Психолог-исследователь Макс Люшер  в своей работе «Цвет вашего характера» дает сопоставление между цветом и характером человека [6,с 15]. Величайший художник 20 столетия Василий Кандинский, в своем труде «О духовном в искусстве», рассматривает цвет с эстетической и философской точки зрения [7,с.26].

Каждому писателю свойственна своя цветовая гамма произведений. На­при­мер, «цве­то­вая гам­ма у Пуш­ки­на и Лер­мон­то­ва бе­ло-чер­но-кра­с­ная; у Го­го­ля - кра­с­но-бе­ло-се­рая; у Тур­ге­не­ва («Бе­жин луг») - чер­но-бе­ло-кра­с­ная; у Тол­сто­го - бе­ло-кра­с­но-чер­ная; у Бло­ка - бе­ло-чер­но-кра­с­ная; у При­шви­на - кра­с­но-бе­ло-чер­ная: у Шо­ло­хо­ва («Ти­хий Дон») - чер­но-бе­ло-кра­с­ная» [5.С.11]

Актуальность изучения символики цвета абсолютно бесспорна. Чтобы раскрыть характер героев своих произведений, авторы прибегают к различным приёмам. Одним их таких является  художественная деталь. Некоторые авторы используют детали одежды, или поступки, чтобы акцентировать внимание на своём герое. Мне бы хотелось, более подробно остановится на двух авторах, чьи  литературные портреты, можно сравнить с полотнами художников.  И как художественную деталь - они используют цвет. Л.Н.Толстой и О.Де.Бальзак - величайшие писатели 19 века. Читая  произведения Бальзака и Л.Н.Толстого, кажется, что совершаешь путешествие по картинной галерее, каждый персонаж- это завершенная картина. Проводя параллели между их произведениями, можно выделить основные особенности использования цвета в литературном портрете.

Любимые женские образы авторы стараются наделять цветовыми характеристиками, подчеркивающими их чистоту, непорочность и искренность. Например, у О. Де. Бальзака образ  мадемуазель Фани Мальво: «каштановые, красиво зачесанные волосы <...> голубым глазам, чистым, как кристалл» [9,с.18].

Цвет волос лишь подчеркивает чистоту и скромность героини, на фоне утреннего солнца героиня, кажется, сказочной, настолько эффективно автор использовал прием цветописи. Особо следует отметить, что у О.Де. Бальзака очень мало таких образов, в отличие от Л.Н.Толстого, у которого, целая плеяда любимых героинь.

Духовную эволюцию в жизни Наташи Ростовой автор также отражает с помощью цветовых решений. В са­мую пер­вую встре­чу с кня­зем Ан­д­ре­ем На­та­ша - «чер­но­во­ло­сая, очень то­нень­кая, стран­но-то­нень­кая, чер­но­гла­зая де­вуш­ка»- бы­ла «в жел­том сит­це­вом пла­тье». [10,с.202] В данном эпизоде жел­тый цвет- это не толь­ко цвет солн­ца, зо­ло­та, но и цвет осе­ни, увя­да­ния, кон­ца. На жел­тый цвет ло­жит­ся зна­че­ние тре­во­ги, пе­ча­ли, опа­с­но­сти, раз­лу­ки, из­ме­ны. Все это бу­дет и в от­но­ше­ни­ях На­та­ши и кня­зя Ан­д­рея.

В  зна­че­нии готовности к новой жизни и духовного возрождения вы­сту­па­ет бе­лый цвет при опи­са­нии платья На­та­ши, ко­г­да она по­с­ле раз­ры­ва с кня­зем Ан­д­ре­ем на­чи­на­ет го­веть (поститься), Л.Н.Тол­стой пи­шет: «...в бе­лом ки­сей­ном пла­тье вер­ну­лась от при­ча­с­тия, она по­чув­ст­во­ва­ла се­бя спо­кой­ной и не тя­го­тя­ще­ю­ся жиз­нью, ко­то­рая пред­сто­я­ла ей». [12,с.76]

Но все скрытые возможности цвета и света раскрываются в описании негативных героев, здесь автор может использовать как холодные цвета, так и теплые, но в отрицательном значении. Так, например, у О. Де Бальзака портрет графини, задолжавшей Гобсеку «Крупные черные локоны.<....> Красные  пятна,  проступившие на щеках <...>Глаза  ее  сверкали,  она была  великолепна:  она напоминала  одну  из  прекрасных  Иродиад кисти Леонардо  да Винчи». [9, с.15]

Портрет изменяющей жены, так же довольно красноречив: «И тут я вдруг заметил, что его  жена вся  дрожит мелкой дрожью и  белая атласная  шея  пошла у  нее пупырышками». В данных эпизодах автор подчеркивает, что, несмотря на, своё аристократическое происхождение, даже эти женщины склонны к пороку и низким поступкам, а сравнение с Библейской героиней эффектно завершает этот портрет.

Л.Н.Толстой также мастерски показывает мертвую, и холодную красоту своих героинь. Используя, при этом  контрастные цвета черный и белый, в их отрицательных значениях. «Белый цвет был многозначным символом во все времена и у всех народов. Главное и исходное его значение - свет. Белый тождествен солнечному свету, а свет - это божество, благо, жизнь, полнота бытия»[8,с.11]. В портретах некоторых героинь Л.Н.Толстого, белый становится холодным цветом, предвещающим их скорую кончину.

В об­ра­зе Элен Курагиной бе­лый цвет ста­но­вит­ся оли­це­тво­ре­ни­ем внеш­не­го хо­лод­но­го лжи­во­го бле­ска, бес­чув­ст­вен­но­сти (эпи­тет бе­лый ча­с­то всту­па­ет в со­че­та­ния с эпи­те­том мра­мор­ный, ха­ра­к­те­ри­зу­ю­щим кра­со­ту этой ге­ро­и­ни, и при­об­ре­та­ет еще зна­че­ние цве­та «хо­ло­да, льда». Элен хо­лод­на, как лед: «Слег­ка шу­мя сво­ею бе­лою баль­ной ро­бой, уб­ран­ною плю­щем и мо­хом, и бле­стя бе­лиз­ной плеч, глян­цем во­лос и брил­ли­ан­тов, она про­шла ме­ж­ду рас­сту­пив­ши­ми­ся муж­чи­на­ми...». [10,с.168]  И автор уточняет, что наряд  ук­ра­ше­н плю­щом, или мо­хом, что ещё раз подчеркивает безжизненность.

В романе «Анна Каренина» читаем «Ан­на бы­ла в чер­ном, ни­з­ко сре­зан­ном бар­хат­ном пла­тье... На го­ло­ве у нее, в чер­ных во­ло­сах, сво­их без при­ме­си, бы­ла ма­лень­кая гир­лян­да аню­ти­ных гла­зок и та­кая же на чер­ной лен­те по­я­са ме­ж­ду бе­лы­ми кру­же­ва­ми<>На то­че­ной креп­кой шее бы­ла нит­ка жем­чу­гу». [14,с.92]

Сим­во­ли­ку это­го оде­я­ния мо­ж­но рас­шиф­ро­вать, как Ан­на за­ра­нее  надевает траур по себе. За­вер­ша­ют кар­ти­ну фи­ал­ки, ко­то­рые не­сут «сим­во­ли­ку тра­у­ра, стра­ха, пе­чаль. Жемчуг-символ слез. Оплакивает  себя. Это цве­т ме­лан­хо­ли­че­с­кий [8,с. 17].

В кон­це ве­че­ра Ки­ти про­из­но­сит: «Да, что-то чу­ж­дое, бе­сов­ское и пре­ле­ст­ное есть в ней». «Чер­ный цвет - это са­мый тем­ный цвет. Чер­ный - это аб­со­лют­ная гра­ни­ца, где кон­ча­ет­ся жизнь»[8,с.15].

Мужские персонажи, также подразделяются на положительные и отрицательные. Отрицательные персонажи показываются Бальзаком и Толстым в двух вариантах. Первые, это герои, чей портрет раскрывает их внутренний мир настолько ярко. Например, описание внешности Гобсека Бальзаком:  «...его желтоватая  бледность  напоминала  цвет  серебра, с которого слезла позолота».[ 9,с.5]. «Все его бледное  лицо было освещено переливающимися отблесками алмазов».[ 9,с.36]

И даже перед смертью «Такой  же холодный,  как  его металлический взгляд, и  умер...»[9,с.62] Читая такие описания, автор раскрывает нам ту страсть к деньгам и накопительству свойственную Гобсеку, он так любил золото и бриллианты, что цвет его лица напоминал металлический, а блеск глаз не уступал блеску бриллиантов. И достаточно прочесть данные описания, чтобы иметь представление, с каким персонажем имеем дело.

Второй тип героев, авторы изображают как красивых и успешных молодых людей, но с помощью цвета и деталей показывают фальшивость этого образа. Каждый из этих «белокурых» юношей с правильными чертами лица однажды предаст кого то, и совершить подлость. И за красивой внешность скрывается настолько темный внутренний мир. Так, например, Бальзак изображает любовников графинь: «Этот белокурый красавчик, холодный,  бездушный игрок», «хотя  у  него  было такое ясное чело, румяные,  свежие уста,  милая  улыбка, белоснежные зубы и ангельский облик».[ 9,с.35]

У Л.Н.Толстого целая плеяда таких героев:  Берг - немец, «свежий, розовый гвардейский офицер, безупречно вымытый, застегнутый и причесанный». [10,с.225]

Денисов Василий Дмитриевич -офицер, игрок «маленький человек с красным лицом, блестящими черными глазами, черными взлохмаченными усами и волосами». [10,с.313]

Долохов Федор -«курчавый и с светлыми, голубыми глазами». [10,с.193]

Друбецкой Борис - «Высокий белокурый юноша..» [10,с.203]

Дорогие автору мужские образы,  ко­г­да Л.Н.Толстому не хва­та­ет воз­мо­ж­но­стей кон­т­ра­ста и от­тен­ков, для рас­кры­тия об­ра­зов сво­его ге­роя и ис­поль­зу­ет сло­ж­ные цве­та (цве­та, со­дер­жа­щие в се­бе не­сколь­ко цве­тов и вклю­ча­ю­щие в се­бя сим­во­ли­че­с­кое зна­че­ние ка­ж­до­го из них). Мо­ж­но на­звать та­кой, как тем­но-си­ний с кра­с­ным цвет в об­ра­зе Пье­ра.

Пье­ра На­та­ша ха­ра­к­те­ри­зу­ет как тем­но-си­не­го с кра­с­ным:

«На­та­ша про­дол­жа­ла:

- Не­у­же­ли вы не по­ни­ма­е­те? Ни­ко­лень­ка бы по­нял... Без­ухов - тот си­ний, тем­но-си­ний с кра­с­ным, и он чет­ве­ро­уголь­ный. [11,с.200]

Ес­ли мы об­ра­тим­ся к пси­хо­ло­ги­че­с­кой ин­тер­пре­та­ции этих цве­тов, то нам мно­гое рас­кро­ет­ся в ха­ра­к­те­ри­сти­ке Пье­ра. «Си­ний цвет - это цвет люб­ви и до­ве­ряя, цвет пре­дан­но­сти <...>. Кра­с­ный цвет, на­обо­рот, - это им­пульс, во­ля к по­бе­де» [3,с.21].

Со­еди­не­ние кра­с­но­го и си­не­го цве­тов в об­ра­зе Пье­ра со­з­да­ет наи­бо­лее по­л­но­кров­ный об­раз, со­че­та­ю­щий в се­бе фи­ло­соф­ские раз­мыш­ле­ния и ак­тив­ное на­ча­ло.  Ге­те за­ме­ча­ет, что в си­нем цве­те на­блю­да­ет­ся тен­ден­ци­я ­подъ­е­ма в кра­с­ный цвет, и «со­еди­не­ние по­тен­ци­и­ро­ван­ных по­лю­сов» до­с­та­в­ля­ет «на­сто­я­щее ус­по­ко­е­ние, ко­то­рое мо­ж­но бы­ло бы на­звать иде­аль­ным удо­в­ле­тво­ре­ни­ем» [4,с.327]. 

На примере анализа данных эпизодов можно сказать, что в использовании цвета и света О. Де Бальзаком и Л.Н.Толстым можно проследить общие черты. Оба автора используют цвет, чтобы усилить эмоциональное воздействие на читателя и наиболее полно раскрыть характеры своих героев.  Выбор используемых цветов диктует психологический портрет героя. Но не всегда для характеристик употребляются цвета, имеющие только  положительную или отрицательную символику, также наблюдается использование амбивалентных цветов. Например, белый цвет может использоваться как символ новой жизни, но и как символ внутренней холодности и смерти. А свет и блеск употреблены как символ роскоши, и в тоже время как символ мертвого блеска, уже не живого.

Различие между авторами в том, что Де. Бальзак использует малую палитру цветов по сравнению с Л.Н.Толстым. Цвета у Бальзака более чистые, и количество оттенков сравнительно мало. Но в использование светотени он ни чуть не уступает Л.Н.Толстому. И пример тому портрет Гобсека, где  в блеске бриллиантов проявляются все черты его характера.

Изу­че­ние ху­до­же­ст­вен­но­го про­из­ве­де­ния в ас­пе­к­те цве­та спо­соб­ст­ву­ет бо­лее глу­бо­ко­му по­ни­ма­нию его осо­бен­но­стей, твор­че­ст­ва пи­са­те­ля в це­лом и его ми­ро­воз­зре­ния.

Литература:

  • Базыма Б.А., Цвет и психика. Монография. Харьков, 2001-78с..
  • Ба­хи­ли­на Н. Б. Ис­то­рия цве­то­о­бо­з­на­че­ний в со­в­ре­мен­ном рус­ском язы­ке.  М.: На­у­ка, 1975. ─ 287 с.
  • Бра­ги­на, А.А. Тем­но-си­ний с кра­с­ным Пьер: цве­то­вой об­раз у Л.Тол­сто­го // Рус­ская речь. 1983. № 5. С. 20-26.
  • Гете, И.В.: К учению о цвете (хроматика). В: Психология цвета. Сб. Пер. с англ. - М.: "Рефл-бук", К.: "Ваклер" 1996, с. 281-349
  • Ка­ле­но­кав О.В. Цве­то­вая гам­ма в «Пре­сту­п­ле­нии и на­ка­за­нии» Ф.М. До­с­то­ев­ско­го // Рус­ская речь. 1982. № 1. С. 9-12с.
  • Кан­дин­ский В. О ду­хов­ном в ис­кус­ст­ве. //К вы­став­ке в за­лах Го­су­дар­ст­вен­ной Треть­я­ков­ской га­ле­реи. М., 1989.-300с.
  • Лю­шер М. Цвет ва­ше­го ха­ра­к­те­ра // Лю­шер М. Тай­ны по­чер­ка. М., 1996.-210с.
  • Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, 1984. 286 с. http://mikhalkevich.narod.ru/
  • Оноре де Бальзак Гобсек. Библиотека зарубежной классики М. Правда. 1989.-65с.
  • Собрание сочинений в 12-ти томах. Том 3. Вой­на и мир: Т. 1./ М.,-Изд. Правда.157-520с.
  • Собрание сочинений в 12-ти томах. Том 4. Вой­на и мир: Т.2 ./ М.,-Изд. Правда.5-386с.
  • Тол­стой Л.Н. Собрание сочинений в 12-ти томах. Том 5. Вой­на и мир: Т. 3./ М.,-Изд. Правда.5-415с.
  • Тол­стой Л.Н. Собрание сочинений в 12-ти томах. Том 6. Вой­на и мир: Т. 4./ М.,-Изд. Правда.5-315с.
  • Тол­стой Л.Н. Собрание сочинений в 12-ти томах. Том 7.Анна Каренина: Т. 1-2./ М.,-Изд. Правда.5-391с.
  • Тол­стой Л.Н. Собрание сочинений в 12-ти томах. Том 8. Анна Каренина: Т. 3-4./ М.,-Изд. Правда.6-367с.
Просмотров работы: 1991