Возрождение национальных ценностей немыслимо без языка, потому вопрос о ментальном восприятии и воспроизведении на ином языке в поэзии Балдоржиева один из самых тревожных. Язык символизирует собой некое историческое единство, предполагающее сохранение истории, культуры, человеческого общения и т.д.
Существенным аспектом художественного и идейно-философского мышления его является многозначность символов культурного пространства Запада и Востока. При соединении западных и восточных миров в художественном пространстве Виктора Балдоржиева символы зачастую создают разные пласты, которые, не накладываясь друг на друга, существуют параллельно, «являясь важнейшим механизмом памяти культуры, символы переносят тексты, сюжетные схемы и другие семиотические образования из одного её пласта в другой» [3, с. 148]. Символ при всей своей многозначности «не до конца произволен» [4, с. 101], что, на наш взгляд, убедительно доказывают символы в художественном пространстве стихов Виктора Балдоржиева, обозначенных как цикл «Ах, как поёт в ночи монголка...».
Стихотворения нашего современника и земляка Виктора Балдоржиева насыщены образами-символами, традиционными для кочевых культур. Это образы степи, коня, всадника, образы-топонимы, ставшие символами бывшей мощи кочевника, а также обилие цветовых и звуковых символов.
Кочевник - символ, «образ, взятый в аспекте своей знаковости, знак, наделенный всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа» [1, с. 142]. Символ неотделим от структуры образа, он не дан, а задан, и в контексте творчества Виктора Балдоржиева «кочевник» как символ притягивает к себе весь центрально-азиатский культурный дискурс.
Неоднородность пространства в поэтическом мышлении играет определенную роль в построении картины мира в современной поэзии. Кочевое пространство в поэзии Виктора Балдоржиева имеет два ракурса видения: горизонтальный и вертикальный. В этом многомерном пространстве лирический герой Виктора Балдоржиева - герой современный - восклицает:
О, как лживо живем! Потому и стареем...
И не видим парящих орлов в синеве,
Серебристую чайку над пенным Тореем,
Золотую лисицу в зеленой траве.
Если бы мы могли жить в гармонии с миром, если бы мы могли жить не лживо, а по-настоящему, осознавая жизнь во всем вертикальном пространстве, мы видели бы и «парящих орлов в синеве», и «серебристую чайку над пенным Тореем», и «золотую лисицу в зеленой траве». В этом гармоничном состоянии человека, осознанно или неосознанно осмысливающего свою сопричастность ко всей символической глубине кочевого пространства, поэт видит смысл жизни человека.
Символ пути в творчестве Балдоржиева восходит к поэтическому концепту кочевника. Образ путника - центральный мотив его поэзии: «Ночую на старой чабанской телеге...», «Бродяга, судьбу проклиная...», «Бредет, зачарованный брат?!», «Я давно собирался в дорогу...», «И мчится всадник окрыленно...».
Образы всадника и кочевника синонимичны, стремление к движению тесно связано с идеей свободы. Символика «пути» обозначает пространство разомкнутое, бесконечная степь земных пределов перерастает в беспредельные высшие сферы. Пространственно-временная вечность и бесконечность в поэтике Балдоржиева имеют чаще положительное значение. Восточная концепция бесконечности человеческого пути, гармонии всего сущего - в основе его эстетического дискурса.
«Ах, как поет в ночи монголка...» - предельно сконцентрированное стихотворение, где ощущается глубинное напряжение и внутренняя смысловая перспектива. Каждый образ в данном стихотворении обладает символической глубиной, художественный текст расшифровывается как потенциальный код, открывающийся тем, кто сумеет постичь его поэтические духовные возможности.
Стихотворение организовано цельно и четко. Повторяющийся ритмический рисунок, фонетический и лексический повторы, строфическая форма, рифма, красочные эпитеты - все эти средства воссоздают эмоционально-музыкальный фон, который повышает выразительность стиха, его динамичность.
Размер стиха определяется сообразно с темой: философская медлительность сочетается с подвижностью ритма жизни кочевника. В этом тексте чувствуется внутренняя мощная сила кочевника, в непрерывном действии продлевающего свою жизнь и свой род. А если быть точнее, здесь скорее присутствует характерное восточному менталитету сочетание безудержности с внутренней безмятежностью.
В данном тексте самое личное связано с бескрайностью мироздания. Герой кажется неопределенным во времени - он продолжает декламировать жизненно важные во все времена принципы жизни кочевых племен.
В стихотворении обозначены наиболее востребованные центрально-азиатские символы, такие как путь, телега, ковчег, степь, лошади, конь, верблюжонок, тренога.
Как и бывает у художников в момент высшего озарения, сердце его постигает подлинность вещи. Символ Пути здесь трансформируется в путь продолжения рода. Не прервется род древний, и имя его не уйдет, останется в этой цепочке.
И я - жемчужины осколок -
На миг с жемчужиною слит...
Круг кочевого пространства в поэзии Балдоржиева вбирает в себя определенный ряд концептов, куда в первую очередь входят образы степи, коня. Образ кочевника тесно связан с образом коня, и на их двуединстве основан концепт всадника. Семантика образа коня в монгольском мире имеет свои особенности. Истоки культа коня Г. Галданова связывает с солярным культом. [2, с. 149-154]. Конь - существо небесного происхождения, и место его на небе. Лошадь, имея сакральную магическую силу, является символом света и добра. Монголо-язычным народам присуще осмысление коня как предка.
В итоге выстраивается четкая картина: кони, лошади в поэзии символизируют время или период жизни. В лирике Виктора Балдоржиева конь символизирует не просто время, а вечность в пространственно-временном аспекте.
И лошади в спокойствии бессонном
Векам внимают дальним и речам.
И всадник как вечный символ кочевника так же вечен во времени и пространстве, как воды Онона:
То воды вольного Онона,
То Керулена берега.
И мчится всадник окрыленно,
И низко стелется урга.
Образ коня в лирике В. Балдоржиева - это еще и символ человеческих возможностей, бесконечных потенций человеческого духа. И лирический герой стихотворения «Конь порвал золотую треногу» философски осмысливает уходящие годы, уменьшающиеся возможности в жизни человека:
Был богат я конями своими,
Но последний мой конь ускакал!
В философском размышлении героя мы видим и другую символику: конь - свобода, и золотая тренога на нем не постоянна. Должны уходить года, должна закончиться отдельная жизнь человека - это закон, но время бесконечно, и бесконечен круговорот жизни на земле.
Виктор Балдоржиев - поэт, пишущий не на родном языке, мастерски передает все переживания лирического героя, связанные с родиной, с историей родной земли. Лирический герой ощущает себя не только потомком кочевника, но и гражданином мира современного. В этом мире личная трагедия человека, потерявшего свой язык, а с этим и многие корневые связи, невосполнимые эстетические ценности, перерастает в трагедию целого поколения. И в этом аспекте конь символизирует связь человека с историческими корнями, а порванная золотая тренога - разрыв этой связи:
Почему я стою у порога,
Неужель мне закрыты пути?
Конь порвал золотую треногу.
А куда без коня мне идти?
В традиционном дискурсе дорога предстает пространством безграничной свободы. Именно как символ свободы у кочевых обществ дорога почти не имеет четко обозначенных границ. В данном цикле автор выявил отличие кочевых культур, где подвижность выступает основной формой бытия.
Кочевое пространство - это определенные ландшафты, определенные географические названия. И поэзия Виктора Балдоржиева насыщена восточным топосом. В анализируемом цикле встречаются топонимы: Монголия, Тибет, Курильская гряда, Забайкалье, Байкал, Керулен, Торей, Онон, Делюн-Болдог, Икарал. Поэт обозначил основные, узнаваемые символы-топонимы центрально-азиатского пространства, которые воспринимаются лишь в связи с историческим прошлым. Через Монголию из Тибета пришел буддизм; Байкал, Керулен, Курильская гряда - исторически кочевые пространства наших предков; Онон, Делюн-Болдог, Икарал - по мнению многих исследователей - родина Чингисхана.
Обычай монголо-язычных народов - обязательно знать свою родословную до седьмого-девятого колена, принцип общения с человеком только после выяснения его рода и племени - сказался и на поэтическом творчестве бурят. В стихотворении «Ночую на старой чабанской телеге...» автор под «дорогой» понимает свои корни, и видит их в Монголии, Тибете:
И вижу свой путь я с далекой звезды,
Пустыни Монголии, горы Тибета,
Жемчужные цепи Курильской гряды...
Он, неустанный певец кочевого пространства, в стихотворении «Родина» воспевает свою родину, осмысливая себя в разных временах:
И вижу родимую даль я,
И в разных живу временах...
Поэт проявляет свое истинное чувство - патриотизм, который относится не только к пространству, не только к вечности, но и к данному периоду времени, когда лирический герой чувствует боль от разрыва цепи («Конь порвал золотую треногу...»):
О глубине чувств лирического героя, переживающего свое отношение к родине, ее истории, свою связь с пространством и временем предков, говорит и цветовая символика стихотворений. Из традиционных для кочевых народов цветов в лирике Балдоржиева преобладают цвета, символизирующие все светлое, доброе, вечное: голубой, синева, белый, жемчужный, серебристый, золотой, зеленый, изумрудный. Значит, живут традиционные символы, живут вечные ценности предка-кочевника.
Виктор Балдоржиев - русскоязычный бурятский поэт, который в своем творчестве обращается к вечным вопросам: родина, смысл человеческой жизни. Родина его - это привольные степи и голубые воды вечной реки Онон, это зеленые холмы и воины Цырик-Нарасуна, которые говорят внимательному путнику о прошлом и будущем, о бренности и бесконечности бытия. Именно эти образы составляют основу символики кочевого пространства, которое воспевается в лирике поэта. Несмотря на условия современности, на глобализационные процессы, которые затрагивают все стороны жизни человека, символика культурных образов, особая этническая картина мира, картина мира кочевника сохраняется.
Литература