ИРАНСКИЙ ВОПРОС В ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ США В 2012 ГОДУ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИРАНСКИЙ ВОПРОС В ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ США В 2012 ГОДУ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ядерная программа Ирана – один из вызовов для уже четырех администраций США. Этот вопрос стал одним из главных в предвыборных кампаниях Б. Обамы и М. Ромни на президентских выборах 2012 года. Республиканец М. Ромни критиковал президента-демократа Б. Обаму за «слишком мягкий подход», в то время как администрация Б. Обамы отрицала эти заявления и подчеркивала, что выступает именно за ненасильственное решение проблемы и за международные санкции против Ирана /8/.

На сегодняшний день иранский вопрос является очень актуальным, поскольку по данным ежеквартального доклада МАГАТЭ по иранской ядерной программе в августе 2012 года Иран нарастил свои мощности для обогащения урана в подземном комплексе «Форду» не менее, чем на 30 процентов. Именно в 2012 году отмечается особое ухудшение отношений между Ираном и рядом западных стран, в том числе США, представители обеих сторон занимают жесткую позицию, что заставляет некоторых экспертов говорить о возможности прямой конфронтации. Президент Международного люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы В. Кантор заявил о том, что «Иран продолжает осуществлять свою ядерную программу и это может привести к военному конфликту в зоне Персидского залива». По его словам, «угроза новой войны в ближайшем будущем очень велика. Такой военный конфликт может привести к катастрофическим и непредсказуемым последствиям» /17/. Несмотря на отрицание официальным руководством Ирана обвинений в разработке ядерного оружия, США причисляет это государство к числу пороговых государств, т.е. обладающих техническими возможностями для создания ядерного оружия и принявших политическое решение о его разработке.

Концептуальные основы внешнеполитического курса США в 2012 году проявились в высказываниях двух влиятельных политических деятелей – кандидатов в президенты США на выборах в ноябре 2012 года – действующего президента США, кандидата от Демократической партии Б. Обамы и экс-губернатора штата Массачусетс, кандидата от Республиканской партии М. Ромни. Именно поэтому целью данного исследования является проследить эволюцию внешнеполитического курса США в отношении Ирана в предвыборных кампаниях кандидатов в президенты США в 2012 году.

Поставленная цель требует решения ряда задач:

- рассмотреть позиции Б. Обамы и М. Ромни в отношении иранского вопроса;

- определить основные факторы, повлиявшие на позицию Б. Обамы;

- выявить перспективные направления внешней политики администрации Б. Обамы в отношении Ирана.

Рассматривая позицию М. Ромни по иранскому вопросу, необходимо отметить, что он систематически подвергал критике политику действующего президента США Б. Обамы в отношении Ирана. Он заявлял, что «пока администрация Б. Обамы «говорит, иранские центрифуги (обогащающие уран) продолжают вращаться» /3/. По его словам, с самого начала одной из проблем стало то, что Иран не считал действующую администрацию президента США достаточно сильной. «Они увидели слабость там, где должны были увидеть силу Америки». М. Ромни неоднократно называл «ядерный Иран» величайшей угрозой «всему миру, Соединенным Штатам и самому существованию Израиля» /7; 8/. Он также считал, что США должны и могли бы сделать больше, чем просто идти на переговоры с Ираном: «Я бы предпринял усилия, чтобы добиться политической изоляции Ирана, я бы добился суда над М. Ахмадинежадом по обвинению в геноциде, я бы добился обвинительного приговора, я бы также хотел убедиться, что их дипломаты стали бы париями в глазах всего мира» /4/.

М. Ромни выступал за более активное вмешательство в ситуацию на Ближнем Востоке и в случае своего избрания президентом США обещал наложить на Иран более жесткие санкции, чтобы остановить его ядерные разработки. Он открыто заявлял: «Я без колебаний введу новые санкции против Ирана и ужесточу существующие. Ради мира мы должны дать ясно понять Ирану, и не просто словами, а действиями, что не потерпим его ядерную программу» /15/. В его высказываниях четко прослеживается мысль о возможности применения военной силы против Ирана: «Я не думаю, что, в конечном счете, нам придется использовать военную силу. Однако исключить этот вариант я тоже не могу. Иранцы должны знать, что этот инструмент может быть использован для того, чтобы не допустить попадания в их руки ядерного оружия» /14/.

Позицию Б. Обамы также можно проследить в его высказываниях и интервью в период предвыборной кампании. Отвечая на обвинения М. Ромни в бездействии, Б. Обама заявлял: «Пока я президент США Иран не обретет ядерного оружия. Я четко дал это понять, когда стал президентом. Мы организовали сильнейшую коалицию и ввели строжайшие санкции против Ирана за всю историю, которые нанесли удар по экономики этой страны – их валюта обесценилась на 80 %, их выработка нефти упала до самого низкого уровня с периода войны с Ираком 20-летней давности, их экономика развалилась» /4/.

Немаловажно, что за довольно короткий срок характер высказываний Б. Обамы в отношении Ирана существенно поменялся с крайне жесткого до более мягкого, дипломатического. Так, еще в начале 2012 года он заявлял, что США «сделают все, что потребуется, чтобы помешать Ирану овладеть ядерным оружием». Он также подчеркнул, что в случае обретения Ираном ядерного оружия, мировое сообщество «столкнется с вызовом, с которым будет невозможно совладать» /13/.

Однако в связи с предвыборной конкуренцией ему стало выгодно продолжение переговоров с Ираном, так как положительный или отрицательный результат переговоров, а также их прекращение могли вызвать резкую критику. Поэтому уже в сентябре-ноябре 2012 года позиция администрации президента США Б. Обамы по отношению к Ирану изменилась, они стали использовать «двойственный подход». Он предусматривал возможность как расширения экономического сотрудничества в случае удачных переговоров, так и ужесточения международных санкций в случае отказа Ирана прояснить направленность своих ядерных разработок /11/.

Эта позиция четко просматривается в высказываниях Б. Обамы и госсекретаря США Х. Клинтон. Выступая на заседании Генеральной Ассамблеи ООН 25 сентября 2012 года Б. Обама заявлял, что «коалиция стран призывает иранское правительство к ответственности. И Соединенные Штаты будут делать то, что должны, чтобы предотвратить получение Ираном ядерного оружия». При этом президент подчеркнул, что он хочет решить эту проблему «дипломатическим путем» /5/.

В свою очередь госсекретарь США Х. Клинтон в октябре 2012 года заявляла, что «Вашингтон по-прежнему хочет убедить иранский режим серьезно и добросовестно вести переговоры с мировым сообществом по его ядерной программе, выполнить обязательства перед Международным агентством по атомной энергии и ООН и сделать это быстро». Она также подчеркнула, что все санкции против Ирана могут быть отменены в короткие сроки, «если иранское правительство будет готово работать с группой «5 + 1» и остальной частью мирового сообщества искренним образом» /1/.

Однако, несмотря на такие противоположные позиции двух политических лидеров, есть и объединяющий факт. И Б. Обама, и М. Ромни считают ядерную программу Ирана угрозой для национальных интересов США /9/. Глава проекта национальной безопасности Трумэна А. Ратнер, говорит, что «американская внешняя политика по своей природе не имеет партийной «начинки» и предотвращение ядерного Ирана является наглядным тому примером. Национальные интересы Америки не сильно меняются, вне зависимости от администрации. Большая часть критики М. Ромни – бахвальство, демонстрация желания выглядеть сильным» /4/.

Необходимо отметить, что в результате президентских выборов в ноябре 2012 года победу одержал представитель Демократической партии Б. Обама, а в палате представителей Конгресса США большинство составляют представители Республиканской партии США. Это обстоятельство ставит Б. Обаму в безвыходное положение – все его инициативы, как и в предыдущий период его президентства, будут блокироваться республиканцами и такая ситуация даже чуть не привела страну к дефолту в июле 2011 года. При этом все «значительные» законопроекты Б. Обаме удалось провести через Конгресс только в первые полтора года президентства при демократическом большинстве в парламенте /6/.

Что касается иранского вопроса, то и здесь позиции администрации президента США Б. Обамы и Конгресса США существенно расходятся. Б. Обама заявляет о том, что «США остаются привержены дипломатическим, экономическим и политическим методам в решении иранской ядерной проблемы. Однако готовы рассмотреть все возможные инструменты давления в том случае, если Иран откажется от кооперации» /5/. Позиция же Конгресса США отличается большей жесткостью и бескомпромиссностью. Об этом свидетельствует факт единогласного принятия Конгрессом США нового пакета экономических санкций против Ирана в декабре 2012 года. Эти новые меры направлены против иранского энергетического комплекса и компаний, занимающих судостроением и морскими перевозками: предусматриваются санкции против поставщиков графита, алюминия и стали – сырья, необходимого для развития этих сфер и, в частности, ядерной программы Ирана. Кроме того, документ включает меры, призванные остановить поставки золота в Иран из Турции, поскольку, расплачиваясь с Тегераном золотом, Анкара обходила запреты на финансовые транзакции, предусмотренные в предыдущих пакетах санкций.

Тот факт, что сенаторы проголосовали за эти поправки единогласно, свидетельствует об уровне обеспокоенности предполагаемой разработкой Ираном ядерного вооружения и обусловлен желанием США защитить своего главного союзника в регионе – Израиль. Незадолго до голосования влиятельный Американо-израильский комитет по общественным связям (AIPAC) призвал сенаторов проголосовать за новые санкции. По словам сенатора Дж. Маккейна, «необходимо закрутить гайки» /12/. Эти меры были очень жестко прокомментированы вице-президентом Ирана М.Р. Рахими: он заявил на научно-технической выставке в Тегеранском университете, что Иран «сломает жадные руки Обамы и сможет обойти санкции» /2/.

Таким образом, именно давление со стороны Конгресса США, со стороны Американо-израильского комитета по общественным связям, со стороны премьер-министра Израиля Б. Нетаньяху и довольно жесткая позиция европейских стран являются основными факторами, определяющими внешнеполитический курс администрации президента США Б. Обамы по отношению к Ирану. Во время президентства Дж. Буша-младшего страны Европейского союза проводили политику по вовлечению Ирана в диалог, но к моменту прихода к власти Б. Обамы с его курсом «дипломатии консенсуса», европейские страны поменяли свой подход на более жесткий /10/.

Как было отмечено, позицию США усиливает ближневосточный союзник Израиль. Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху в конце сентября 2012 года заявил, что «ничто не может угрожать миру так сильно, как Иран, обладающий ядерным оружием. Именно поэтому мировое сообщество не должно допустить завершения Ираном второго этапа создания ядерного оружия. Именно там должна быть проведена «красная линия», переступив которую, Иран даст повод для применения силы» /4/. В ответ Б. Обама дал понять, что США не откажутся от своего давнего союзника: «Я буду стоять с Израилем, если на него будет совершено нападение. Это та причина, по которой мы, работая с Израилем, создали самые сильные разведывательные и военные связи между нашими странами за всю историю» /8/.

Иран в свою очередь утверждает, что его ядерная программа не направлена на военные цели, однако глава МАГАТЭ Ю. Амано отмечает, что его агентству необходимо получить от Ирана разъяснения по 12 пунктам, прежде чем МАГАТЭ сможет подтвердить заверения Ирана /17/.

Часть экспертного сообщества (Кантор В., Кирсанов Д., Рябков С., Таннер Ф., Усов А., Федоров Ю., Цыгичко В.) – в основном неоконсерваторы и реалисты – высказывает мнение о том, что обострение американо-иранских взаимоотношений в конечном итоге приведет к военным действиям. Они считают, что к быстрому силовому решению иранской проблемы США подталкивает то обстоятельство, что Иран медленно, но верно движется к созданию собственного ядерного оружия, появление которого коренным образом изменит военно-политическую конфигурацию на всем евроазиатском пространстве /16/. В этом случае военная акция против Ирана становится невозможной, а стратегические цели США в этом регионе недостижимыми, поэтому администрация президента США Б. Обамы предпринимает все возможные политические и экономические меры для остановки ядерной программы Ирана. Они также считают, что угроза американского нападения толкает иранское руководство к форсированию процесса создания своего ядерного оружия.

Ряд исследователей (Бужинский Е., Васильев А., М.Х. Дарьяэ, Ибрагимова Г., Рогов С., Сидху П.) – либерал-реалисты и либеральные интернационалисты – придерживается другого мнения, считая, что в реальной политике Иран очень рационален и маловероятно, чтобы Иран сознательно использовал ядерное оружие или передал его террористическим организациям. По их мнению, Иран стремится технологически подойти к такому порогу, когда если будет принято политическое решение, то через 3 – 5 месяцев у него может появиться ядерное оружие. Они рекомендуют США сосредоточиться на тщательном планировании долгосрочной политики в отношении Ирана с целью решения проблемы дипломатическими средствами.

В данной статье, мы придерживаемся мнения, что полностью уничтожить ядерную программу Ирана вряд ли удастся и военный конфликт с Ираном может принять затяжной характер. Нападение на Иран вряд ли заставит его изменить свою политику, поэтому необходима долгосрочная дипломатия.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Clinton's Statement on Iran, September 2012 [Электронный ресурс] // Council on foreign relationsFoxNews.com : офиц. сайт – 2001. – Режим доступа: http://www.cfr.org/iran /clintons-statement-iran-september-2012/p29056. – 05.10.2012.

2. Iran VP: We will break Obama's 'grasping hands' [Электронный ресурс] // Bloomberg Businessweek : неофиц. сайт – 2001. – Режим доступа: http://www.businessweek.com/ap/2012-11-12/report-iran-vp-threatens-grasping-obama. – 29.01.2013.

3. Goldberg J. Romney's critique of Obama's Iran policy [Электронный ресурс] // The Atlantic : неофиц. сайт – 2000. – Режим доступа: http://www.theatlantic.com/international/ archive/2012/10/romneys-critique-of-obamas-iran-policy/264227/. – 30.01.2013.

4. Obama, Romney race to close election finish [Электронный ресурс] // Voice of America: офиц. сайт – 1999. – Режим доступа: http://www.voanews.com/content/obama-romney-race-to-close-election-finish/1539113.html. – 29.01.2013.

5. Obama: US will «do what we must» to prevent nuclear Iran [Электронный ресурс] // FoxNews.com : неофиц. сайт – 2001. – Режим доступа: http://www.foxnews.com/politics /2012/09/25/obama-urges-un-to-reject-violence-and-intolerance-amid-mideast-unrest/. – 05.10.2012.

6. Parsi T. Obama vs. Romney on Iran [Электронный ресурс] // Truthout : неофиц. сайт – 2001. – Режим доступа: http://truth-out.org/news/item/12254-obama-vs-romney-on-iran. – 29.01.2013.

7. The candidates on U.S. – Iran policy [Электронный ресурс] // Council on foreing relations : офиц. сайт – 2000. – Режим доступа: http://www.cfr.org/iran/candidates-us-iran-policy/p26798. – 29.01.2013.

8. Внешняя политика США в зеркале предвыборных дебатов [Электронный ресурс] // Голос Америки : офиц. сайт. – 1999. – Режим доступа : http://www.golos-ameriki.ru/content/election-issue-iran/1538324.html#. – 29.01.2013.

9. Володина Т. Обама и Ромни сошлись на Иране [Электронный ресурс] // Jewish.ru : офиц. сайт. – 2000. – Режим доступа : http://www.jewish.ru/theme/world/2012/10/news99 4312053.php. – 30.01.2013.

10. Интервью бывшего иранского дипломата Х. Мусавиана «США получили хороший урок в Ираке и Афганистане» [Электронный ресурс] // RT на русском : неофиц. сайт. – 2005. – Режим доступа : http://russian.rt.com/Politics/2097. – 30.01.2013.

11. Кирсанов Д. Х. Клинтон: санкции против Ирана будут отменены, если Тегеран докажет мирный характер ядерных разработок [Электронный ресурс] // ИТАР-ТАСС : офиц. сайт. – 2000. – Режим доступа : http://www.itar-tass.com/c11/536538.html. – 07.10.2012.

12. Конгресс США принял новый пакет экономических санкций против Ирана [Электронный ресурс] // Фонтанка.ру : неофиц. сайт. – 2003. – Режим доступа : http://www.fontanka.ru/2012/11/30/255/. – 30.01.2013.

13. Обама открыл Генассамблею ООН призывом осудить экстремизм [Электронный ресурс] // BBC Russian : офиц. сайт. – 2001. – Режим доступа : http://www.bbc.co.uk/russian/international/2012/09/120925_un_obama_speech.shtml. – 30.01.2013.

14. Ромни допускает вторжение в Иран [Электронный ресурс] // GeorgiaTimes : неофиц. сайт. – 2000. – Режим доступа : http://www.georgiatimes.info/news/81170.html. – 30.01.2013.

15. Ромни обещает ужесточить внешнюю политику США [Электронный ресурс] // Euronews : офиц. сайт. – 1999. – Режим доступа : http://ru.euronews.com/2012/10/08/romney-calls-for-change-of-course-in-middle-east/. – 30.01.2013.

16. Цыгичко В. Военная операция США против Ирана: возможные сценарии и их последствия / В. Цыгичко // Индекс безопасности : журнал ПИР-Центра. – 2012. – № 102 – С. 219-221.

17. Ядерная программа Ирана может вызвать конфликт [Электронный ресурс] // РИА Новости : офиц. сайт. – 2000. – Режим доступа : http://www.ria.ru/world/20120912/748016865. html. – 06.10.2012.

Просмотров работы: 1360