Аллергия - болезнь XXI века - Студенческий научный форум

XVIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2026

Аллергия - болезнь XXI века

Жалмагамбетов А.Е. 1
1ФГБОУ ВО "Оренбургский государственный медицинский университет" Минздрава России
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аллергические заболевания, традиционно рассматривавшиеся как локальные нарушения иммунного ответа, в текущем столетии трансформировались в глобальное медико-социальное явление. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Всемирной организации по аллергии (WAO), от различных форм аллергии страдает до 30-40% населения мира, и этот показатель продолжает увеличиваться, особенно среди детского населения [1, 2]. Такая динамика позволяет многим экспертам характеризовать аллергию как «болезнь XXI века». Целью данного обзора является анализ причин стремительного роста аллергопатологии, рассмотрение современных представлений о ее патогенезе и оценка последствий для системы здравоохранения и общества в целом.

За последние 50 лет отмечается рост заболеваемости аллергическими состояниями. Если в середине XX века аллергия считалась относительно редкой, то сегодня она является одной из наиболее частых причин обращения за медицинской помощью.

Аллергический ринит затрагивает около 400 миллионов человек глобально, с наибольшей распространенностью в Западной Европе, Северной Америке и Австралии (до 25% населения) [3, 4].

Бронхиальная астма, в основе которой в более чем 80% случаев у детей и 50% у взрослых лежит аллергический механизм, поражает около 300 миллионов человек и является ведущей хронической патологией у детей [5, 6].

Пищевая аллергия демонстрирует наиболее тревожные темпы роста. Распространенность, например, аллергии на арахис в развитых странах за 20 лет увеличилась более чем в 3 раза, достигнув 1-2% среди детского населения [7].

Атопический дерматит встречается у 15-20% детей в развитых странах, часто являясь первым проявлением «аллергического марша».

Важной особенностью является урбанический градиент: распространенность аллергии в городах значимо выше, чем в сельской местности с традиционным укладом жизни.

Рост аллергических заболеваний не может быть объяснен исключительно генетической предрасположенностью, так как геном человека не меняется столь стремительно. Основными признаются факторы окружающей среды и образа жизни.

Классическая «гигиеническая гипотеза» (Д. Стрэчен, 1989) постулирует, что снижение инфекционной нагрузки в раннем детстве из-за улучшения санитарных условий, использования антибиотиков и вакцинации приводит к недостаточной тренировке Th1-звена иммунитета и доминированию провоспалительного Th2-ответа, лежащего в основе атопии [8].

Современная интерпретация (гипотеза «старых друзей») смещает акцент с патогенов в целом на комменсальные микроорганизмы (микробиоту), с которыми человечество эволюционировало тысячелетиями. Урбанизация, кесарево сечение, искусственное вскармливание, диета с низким содержанием клетчатки и высоким содержанием обработанных продуктов приводят к обеднению кишечного и кожного микробиома. Это нарушает процессы иммунной толерантности и способствует развитию аллергического фенотипа [9, 10].

Значительное влияние оказывают факторы окружающей среды: загрязнение воздуха, изменение климата и т.п. Продукты сгорания дизельного топлива (например, мельчайшие твердые частицы) выступают в роли адъювантов, усиливающих иммунный ответ на аллергены и повреждающих слизистые дыхательных путей. Увеличение концентрации CO₂ и повышение температуры ведут к более длительному и интенсивному периоду пыления растений. Широкое использование высокоочищенных продуктов, пищевых добавок (эмульгаторы, консерванты), снижение потребления антиоксидантов, омега-3 полиненасыщенных жирных кислот изменяют состояние барьерных функций и модулируют иммунный ответ.

Аллергия наносит многоплановый ущерб, выходящий далеко за рамки клинических симптомов.

Прямые медицинские расходы: включают стоимость диагностики (тесты, консультации), фармакотерапии (антигистаминные, топические кортикостероиды, биологические препараты) и лечения осложнений.

Непрямые расходы: снижение производительности труда и школьной успеваемости из-за плохого контроля симптомов, пропуски работы и учебы, инвалидизация при тяжелых формах.

Психологическое бремя: Хронический аллергический ринит и дерматит связаны с повышенным риском тревожных и депрессивных расстройств, нарушением сна и снижением качества жизни.

Аллергия справедливо определяется как болезнь современной цивилизации, являющаяся платой за урбанизацию, изменения в диете и образе жизни. Ее распространение носит характер неинфекционной пандемии. Борьба с этой проблемой требует комплексного междисциплинарного подхода:

1. Первичная профилактика: продвижение естественных родов, грудного вскармливания, рациона, богатого клетчаткой и ферментированными продуктами, разумного использования антибиотиков, контакта с природной средой в раннем возрасте.

2. Развитие персонализированной медицины: применение молекулярной аллергодиагностики для точного выявления причинно-значимых аллергенов и таргетной терапии (например, аллерген-специфическая иммунотерапия, биологические препараты).

3. Экологическая политика: ужесточение контроля за качеством воздуха и борьба с изменением климата как залог долгосрочного снижения заболеваемости респираторной аллергией.

Понимание аллергии как системного заболевания, корни которого лежат в дисгармонии между человеком и измененной им средой, является ключевым для разработки эффективных стратегий общественного здоровья в XXI веке.

Список литературы

1. Pawankar R. et al. World Allergy Organization (WAO) White Book on Allergy. 2011-2012.

2. Лагутина С. Н., Чижков П. А., Лущик М. В., Макеева А. В. «Аллергические реакции как основная проблема в современной медицине» // Международный студенческий научный вестник, 2018, №4-4.

3. Bousquet J. et al. Allergic Rhinitis and its Impact on Asthma (ARIA) guidelines: 2016 revision. J Allergy Clin Immunol. 2017.

4. Дробик О.С. Аллергический ринит: взгляд аллерголога / O.C. Дробик, А.Ю. Насунова // Вестник оториноларингологии. — 2014. — № 2. – С. 82–85.

5. Global Initiative for Asthma (GINA). Global Strategy for Asthma Management and Prevention, 2023.

6. Емельянов А.В и др. Аллергический ринит и бронхиальная астма в реальной клинической практике: результаты Российского многоцентрового исследования // Российский аллергологический журнал. 2012. №1. С. 29-36.

7. Sicherer S.H., Sampson H.A. Food allergy: A review and update on epidemiology, pathogenesis, diagnosis, prevention, and management. J Allergy Clin Immunol. 2018.

8. Strachan D.P. Family size, infection and atopy: the first decade of the "hygiene hypothesis". Thorax. 2000.

9. Rook G.A.W. et al. Microorganisms, immunoregulation, and the gut. Gut. 2015.

10. Кцоян Л. А., Бабакехвян Т. М. «Современные взгляды на патогенез аллергических заболеваний» // Трудный пациент. 2016. № 8-9, Том 14. С. 34-39.

Просмотров работы: 11