В последние годы большое внимание уделяется проблеме профессиональной деформации личности людей так называемых помогающих профессий (врачей, медицинских сестер, психологов, социальных работников).
Отмечено, что даже самый тщательный отбор для работы в этих областях людей, способных к сопереживанию, не может противодействовать нарастающему формализму, отстраненности, раздражению, которые появляются у них через несколько лет работы.
Это явление было названо синдромом выгорания (burnout syndrome).
Понимание причин и механизмов выгорания изучали А.И. Куликов, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова и выделяют:
Основные причины возникновения
Организационные факторы:
Высокая рабочая нагрузка и ответственность.
Недостаток контроля над работой.
Недостаток признания и вознаграждения.
Неблагоприятная рабочая атмосфера, конфликты.
Неоднозначность ролей и требований.
Индивидуально-психологические факторы:
Перфекционизм, нереалистичные ожидания.
Трудности с выражением эмоций и установлением границ (неумение сказать "нет").
Игнорирование собственных потребностей.
Низкий уровень социальной поддержки, чувство изоляции.
Экзистенциальные факторы:
Несоответствие ценностей и ожиданий реальной действительности.
Чувство бессмысленности или «обесценивания» своей работы
Классическое его описание (Маслач К., 1977) включает эмоциональное истощение, чувство потери своего «Я» (разочарование) и недовольство своими достижениями. [1]
Актуальность проблемы выгорания медицинского персонала заключается в том, что в нынешнее время наблюдается все больше работающих людей, которые ощущают себя измотанными, обессиленными, эмоционально «опустошенными», что сказывается на качестве работы, ведет к деформации личности и отсутствия ориентиров на дальнейшую жизнь. Так, данное состояние вредит не только медицинскому работнику, но и пациенту, который не получил качественную медицинскую помощь.
Н. Водопьянова выделяет психологические стресс-факторов, эффект которых сказывается на медицинском персонале, относятся:
- большое количество контактов с больными людьми и их родственниками, постоянное соприкосновение с чужими проблемами и чужой болью, с негативными эмоциями;
- повышенные требования к профессиональной компетентности врача и к служению другим, самоотдаче;
- ответственность за жизнь и здоровье других людей. [3]
Цель исследования заключается в выявлении синдрома эмоционального выгорания у медицинского персонала.
Выборка составила 24 человека. В исследовании приняли участие сотрудники государственных медицинских учреждений в возрасте от 22 до 52 лет, из них 16 женщин и 8 мужчин, 6 испытуемых с высшим образованием и 18 со средним.
Материал и методы
В качестве психодиагностических методов исследования были подобраны следующие методики: «Диагностика эмоционального выгорания» К.Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой; «Диагностика эмоционального выгорания» В.В. Бойко; опросник «Экспресс-оценка выгорания» (В. Коппони, Т. Новак); статистическая обработка результатов.
Результаты исследования.
Используя методику В.В. Бойко, направленную на диагностику эмоционального выгорания, нам удалось выявить уровень формирования симптомов эмоционального выгорания (СЭВ):
Выявление общего уровня СЭВ позволило обнаружить следующие результаты: у 11 (45,8%) испытуемых отсутствует СЭВ, 4 (16,7%) имеют признаки начинающегося СЭВ, а у 9 (37,5%) присутствуют яркие показатели СЭВ.
По результатом методики «Экспресс-оценка выгорания», предназначенная для диагностики первых симптомов СЭВ наибольшая часть испытуемых, а это 15 человек, имеют среднюю оценку СЭВ, у 5 испытуемых диагностирована низкая оценка, 4 имеют высокий показатель сформированности синдрома, для которых наиболее подходящим методом решения проблемы является смена работы, либо перемена стиля жизни.
Опросник «Диагностика эмоционального выгорания» К.Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой позволил нам определить степень выраженности профессионального выгорания по трем шкалам:
По шкале «Эмоциональное истощение» проявляющаяся в снижении эмоционального тонуса, повышенной психической истощаемости и аффективной лабильности, равнодушием, неспособностью испытывать сильные эмоции, ощущении «пресыщенности» работой, неудовлетворенностью жизнью в целом высокое значение имеет 58,3% испытуемых;
По шкале «Деперсонализация» характеризующаяся эмоциональным отстранением и безразличием, формальном выполнении профессиональных обязанностей без личностной включенности и сопереживания, а в отдельных случаях - в раздражительности, негативизме и циничном отношении к коллегам и пациентам высокое значение имеет 37,5% испытуемых;
По шкале «Редукция личных возможностей» высокие показатели ведущие к негативной оценке своей компетентности и продуктивности и, как следствие, снижение профессиональной мотивации, нарастанию негативизма в отношении служебных обязанностей, перекладыванию обязанностей и ответственности на других людей, изоляции от окружающих, отстраненность и неучастие, избегание работы сначала психологически, а затем физически имеет 4,2% испытуемых.
Подводя итоги, стоит отметить, что сформированность СЭВ у медицинского персонала имеет высокие показатели, это подтверждает актуальность данной проблемы, и необходимость профилактики данного состояния.
Список литературы.
Иванец Н. Н. Психиатрия и медицинская психология. М. ГЭОТАР"Медиа, 2020.С. 809
Никифоров Г.С. Психология здоровья. Спб. 2006. С. 607
Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2024.С. 98