Искусство традиционно подразделяются на изобразительное, которое обращается к глазу, музыкальное к уху и танец к движению. Эта классификация естественна, но это дробит единый поток человеческого восприятия. С древнейших времён художники, музыканты и танцоры интуитивно стремились к синтезу, соединении, созданию целостного образа реальности, где чувства не разделены, а взаимосвязаны. Одним из самых плодотворных и загадочных союзов в этой области, стал союз изобразительного искусства, а именно живописи и музыки. Феномен «картина, которая звучит» – не просто красивая вымысел, а глубокое художественное явление берущее начало с древних цивилизаций, уходящее корнями в историю и психологию восприятия и философию творчества.
Современный человек с учётом развития технологий, разрабатывал множество виртуальных проектов, чтобы услышать образ, который показан на холстах живописцев прошлых столетий. Начиная с древности архитекторы, скульптура, художники передавали в своих работах звучание каждой эпохи. При помощи конкретного набора инструментов, каждый из которых имеет свой музыкальный эквивалент, художник, стремиться создать «звучащую» картину.
Если рассматривать эпоху древнего мира, то можно увидеть движение формы, ритмику цвета из-за чего в человеческом мозгу возникают новые нейронные связи при помощи которых человек подвергается шумовым галлюцинациям, что и создаёт непосредственно звучащую картину на холсте. Однако для большинства общества синестезия не является врождённым даром. Это амодальное восприятие, способность мозга дорабатывать целостный образ на основе неполных данных. Человек «слышит» всплеск воды, видя лишь его изображение, потому что наш мозг опирается на предыдущий опыт. Именно на эту универсальную способность и опираются художники, желая «озвучить» свои полотна [3].
И музыка, и живопись обращаются к эмоциям, добавляя логические аспекты. И та, и другая сторона оперирует абстрактными категориями: ритм, динамика, гармония, контраст, тональность. Грусть в музыке - это минорный лад, медленный темп, что может сопоставляться со статичным ритмом; грусть в живописи это приглушённые, холодные тона, поникшие прямые линии. Все это - крайности эмоционального языка при помощи которого зритель может перейти от визуального впечатления к слуховому образу.
Ещё один немаловажный факт - это приравнивание тембра и тональности в картинах. Можно отметить что тёплые, горячие цвета ассоциируются со звучанием насыщенных инструментов: виолончель, валторна, контрабас. Что в живописи что в музыки они создают ощущение глубины, тепла и драмы. Холодные же цвета символизируют звучащие, высокие и прозрачные инструменты: колокольчики, арфа и т.д. Они создают образ прохлады, отстранённости и пространства. Так же существуют мощные пронзительные аккорд духовых инструментов, что даёт сопоставление с яркими, контрастными сочетаниями цветовых оттенках. Приглушённая, сближенная палитра напоминает тихое, камерное звучание струнного квартета или одинокую фортепианную мелодию.
Если цвет - это тембр, то композиция партитура. «Ритм» создается за счет повторяющихся элементов: складок одежды, ветвей деревьев, фигур людей, мазков кисти. Ровный, размеренный ритм рождает ощущение спокойного, повествовательного адажио. Хаотичный, прерывистый и динамичный ритм подразумевает джазовое стаккато или нервный пульс современной музыки [1].
Линия есть мелодия. Плавная, вьющаяся, певучая линия, в работах модерна или у Сандро Боттичелли, подобна легато в музыке – связному, текучему исполнению. Резкая, ломаная, угловатая линия, в кубизме или экспрессионизме, ассоциируется с резкими, отрывистыми звуками – стаккато. В музыкальных и художественных произведениях существует аналог громкости (светотени). Светотень создаёт в живописи, динамику, то есть громкость звучания. Резкий контраст света и тени, основанный на караваджизме, подобен мощному, драматическому аккорду в музыке. Мягкое, рассеянное освещение, как Луидже и импрессионистов, создаёт эффект тихого, равномерного звучания, пианиссимо.
Феномен звучащих картин как синтеза искусств и пути к целостному восприятию мира, отражает не аномалию, а вполне высшее проявление способности искусства говорить на универсальном языке, который поймёт каждый житель планеты. От гармоничных шёпотов старых мастеров, до оглушительных симфоний современных живописцев, что символизируют путь искусства, которое стремиться к целостности образа вселенной. Все это напоминает обществу, что восприятие синтетично, человек не просто видит и слышит, а именно переживает мир во всей его полноте.
Список использованных источников:
Баукова Т.В. Композиции в живописи: пособие по теории и практике создания неформальной (творческой) композиции художественного произведения живописи (графики) / Т.В. Баукова. - Москва : [б. и.], 2007. – 171 с.
2. Егорова Л.А. Психофизиологические факторы в картине восприятия и понимания звучащей иноязычной речи : Приклад. аспекты : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.21. - Москва, 1995. - 214 с.
3. Рыжкова-Дудонова, Т.А. Музыка в культурной картине мира: монография / Т. А. Рыжкова-Дудонова; М-во образования Российской Федерации, Московский педагогический гос. ун-т, Музыкальный фак. - Москва: Изд-во Московской Патриархии Русской православной церкви, 2011. – 220 с.
4. Устарханов, А.Х.Художественный образ картины в свете психологии эмоций, чувств и настроений: диссертация ... кандидата искусствоведения: 17.00.09. - Санкт-Петербург, 2005. - 209 с.