Изучение рэндзю в Архангельской области имеет большое значение по нескольким причинам:
- Развитие спорта: В свете растущего интереса к современным играм, а так же изучения цифровых игровых методик анализ рэндзю важен для совершенствования тренировочных методик и повышения уровня мастерства спортсменов.
- Укрепление общества: Распространение такого вида спорта, как рэндзю создает возможности для общения и взаимодействия между людьми не только разных возрастов, слоев общества, но и между людьми, живущих в разных странах, имеющих разную культуру, традиции и создает возможности для изучения языков, способствую сплоченности и формированию чувства общности.
- Научные перспективы: Рэндзю открывает пути для междисциплинарных исследований, объединяя психологию, педагогику, социологию и культурологию для лучшего понимания социализации и развития личности.
Таким образом, исследование рэндзю в Архангельской области актуально как для науки, так и для практики, способствую сохранению культурных традиций, развитию образовательной сферы и улучшению здоровья населения.[2].
Рэндзю – игра, история которой насчитывает тысячелетия. Она зародилась в долине реки Хуанхэ, в древнейшем центре цивилизации, во втором тысячелетии до нашей эры. Со временем игра распространилась по всему Востоку, включая Китай и Корею. В VII веке н.э. китайские эмигранты привезли рэндзю в Японию.
В Японии игра была известна как "гомоку" ("пять камней") или "гомоку-нарабэ" ("пять камней в ряд"). Современное название "рэндзю" (что означает "нитка жемчуга") появилось в 1899 году.
В XX веке рэндзю, с различными вариациями правил и под разными названиями, завоевала популярность у молодежи по всему миру. В СССР официальное признание игра получила в начале 1980-х годов, когда стали проводиться регулярные соревнования. Это ознаменовало переход от любительского увлечения к профессиональному уровню. Появились специализированные школы и клубы, разрабатывались методики обучения, что способствовало росту популярности и привлечению новых игроков.
В настоящее время рэндзю активно развивается в России, особенно в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Рыбинске, а также известна школа в поселке Подюга Архангельской области.
Ирина Владимировна Метревели, увлеченная шахматами с детства, впервые познакомилась с рэндзю на турнире в Архангельском лесотехническом институте, где училась. Игра настолько увлекла ее, что вскоре она представляла институт на соревнованиях в Белоруссии.
В 1991 году Ирина Метревели основала секцию рэндзю в поселке Подюга, где ежегодно занимается около 100 ребят.
В 1997 году Ирина Метревели, тренер-преподаватель из поселка Подюга, стала чемпионкой мира среди женщин по рэндзю. Она участвовала в соревнованиях в разных странах, включая Эстонию, Швецию, Китай, Финляндию, Японию, Армению, Белоруссию, а также в 17 городах России.
Ирина Владимировна успешно совмещала тренерскую деятельность с научной работой, став автором модуля "Рэндзю". В 2000 году ей было присвоено звание "Заслуженный тренер России". Ее ученики завоевывали медали на чемпионатах России, Европы и мира. С 1996 по 2009 год ученики Ирины Владимировны завоевали 125 медалей, она подготовила шесть мастеров спорта, 13 кандидатов в мастера спорта и шесть чемпионов мира.
О жизни и деятельности Ирины Владимировны снято три документальных фильма: "Подюжский феномен", "Самурай российской глубинки" и "Семья Метревели".
В 2009 году Ирина Владимировна Метревели стала лауреатом региональной общественной награды "Достояние Севера".
В 2013 году Ирина Метревели во второй раз стала чемпионкой мира по рэндзю[2].
В настоящее время Архангельская область остается активным центром развития рэндзю. Регулярно проводятся соревнования, открываются клубы, а обучение становится более современным и интересным.
С 1982 года, а затем в 1984, 1985 и ежегодно с 1996 года проводятся чемпионаты мира по заочному рэндзю. В этих соревнованиях успешно выступают воспитанники Ирины Владимировны, демонстрируя высокие результаты.
Архангельская область лидирует в развитии рэндзю, достигнув значительных успехов в последние годы. За последнее десятилетие увеличилось количество специализированных клубов и секций, готовящих профессиональных игроков.
Положительная динамика развития рэндзю в Архангельской области, выраженная в расширении инфраструктуры, активном вовлечении молодежи и использовании передовых образовательных технологий, обещает дальнейшее укрепление региональных позиций. Успех будет зависеть от непрерывной поддержки и продвижения этого уникального вида спорта со стороны властей и общественности[5].
Рэндзю – настольная логическая игра для двух игроков. Ее цель - построить на доске 15×15 непрерывный ряд из пяти камней черного или белого цвета[3].
Рэндзю, как один из интеллектуальных видов спорта помогает спортсменам развивать логическое мышление, память, развивать коммуникативные навыки, а так же способствует изучению языков, благодаря соревнованиям, которые проводятся в различных странах[5].
Список использованной литературы
Носовский А., Сокольский А. Рэндзю для начинающих // Гуманитарные науки и образование. 2003.
Коноплева Т. Издательство «Достояние Севера» «Подюжский феномен» // Издательство «Достояние Севера». - 2009. - Режим доступа: https://dostoyanie-severa.ru/метревели/, свободный (дата обращения: 15.11.2025). – Загл. с экрана.
Рэндзю. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Рэндзю, свободный (дата обращения: 15.11. 2025). – Загл. с экрана.
Дюжаков В.С. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Рэндзю» / В.С. Дюжаков. – 2025. – Режим доступа: https://shkolaromanovkaromanovskijr64.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/199/3105/Rendzyu.pdf, свободный (дата обращения: 10.11.2025). – Загл. с экрана.
Грузин Г.Г. Методика проведения занятий по рэндзю / Г.Г.Грузин. – 2015. – Режим доступа: https://school14.cuso-edu.ru/images/material-images/file/2021/cvr/mk_rendzu.pdf, свободный (дата обращения: 10.11.2025). – Загл. с экрана.
Васильева Л.М., Фролова Н.Г. Педагогические аспекты развития игры рэндзю в школах Архангельской области // Педагогика и психология образования. 2025. № 1. С. 67–75.
Яшин В.П., Тихонов А.Л. Проблемы мотивации молодежи к занятию играми рэндзю в современном обществе // Проблемы молодежной субкультуры и пути их решения. Сборник статей научно-практической конференции. Москва, 2024. С. 112–121.
Волков С.С., Герасименко П.Р. Психологические аспекты влияния рэндзю на личность игрока // Психология и педагогика XXI века. 2023. № 4. С. 98–106.
Борисова О.О., Николаев В.К. Организация учебного процесса по подготовке профессионалов в игре рэндзю // Теория и методика физического воспитания и спорта. 2025. № 2. С. 54–61.
Григорьев П.Ф., Миронова Т.Т. Эффективность современных методологических подходов к изучению игры рэндзю // Вопросы методики преподавания. 2024. № 3. С. 111–119.