КРИТЕРИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XVIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2026

КРИТЕРИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Машкина Д.А. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире, отмечается тенденция к снижению уровня нравственных ориентиров в обществе, социум остро нуждается в людях с развитыми нравственными качествами, а развитие нравственности в обществе начинается с воспитания подрастающего поколения.

Старший дошкольный возраст особо значим для формирования нравственных качеств, так как является сензитивным периодом для формирования основ нравственного сознания и поведения. В это время закладываются базовые представления о добре и зле, справедливости, ответственности.

Современные дети сталкиваются с огромным потоком информации и разнообразными моделями поведения, что может оказывать противоречивое влияние на их нравственное развитие. Это требует особого внимания к формированию у детей устойчивых нравственных ориентиров и способности критически оценивать получаемую информацию.

Нравственные качества - это устойчивые, социально обусловленные индивидуальные особенности личности, которые проявляются в ее отношении к другим людям, к труду, к обществу, а также в поступках и поведении, основанных на усвоенных моральных нормах и ценностях [1].

Ключевые нравственные качества старших дошкольников - это те моральные установки, ценностные ориентации и модели поведения, которые активно формируются и проявляются в данном возрастном периоде, закладывая основу для дальнейшего нравственного развития личности [5].

Критерии нравственных качеств - это совокупность конкретных, наблюдаемых и измеримых показателей, которые позволяют судить о наличии, степени выраженности и особенностях проявления того или иного нравственного качества у ребенка. Иными словами, критерии - это своего рода "индикаторы", которые помогают понять, насколько развито у ребенка, например, качество "доброта" или "честность".

Исследование развития нравственных качеств является одной и фундаментальных проблем психологии и педагогики. На протяжении развития этих наук было предложено множество концепций, объясняющих, как у человека формируются моральные суждения, ценности и модели поведения. Наиболее влиятельными являются теории Л.С. Выготского, Л. Кольберга, Ж. Пиаже и др.

Ж. Пиаже считал, что нравственное развитие ребенка происходит поэтапно и тесно связано с развитием его способности к логическому мышлению. Ребенок переходит от внешних авторитетов и правил к более внутренним, основанным на взаимоуважении и справедливости принципам [4].

Концепция нравственного развития Жана Пиаже предполагает, что уровень развития мышления определяет уровень развития моральных суждений ребёнка. Учёный был заинтересован не столько в том, что дети делают, сколько в том, что они думают - в моральных причинах их поведения.

Лоуренс Кольберг, американский психолог, специалист в области психологии развития. Один из основателей теории когнитивизма, в том числе теории развития нравственности, развил идеи Ж. Пиаже, предложив более детализированную и расширенную модель стадиального нравственного развития. Кольберг считал, что нравственное развитие - это процесс развития способности к моральным рассуждениям, а не просто усвоение норм. Он исследовал, как люди рассуждают о моральных проблемах, а не что они думают.

Кольберг предположил, что моральное развитие - непрерывный процесс, который происходит на протяжении всей жизни. Существует несколько этапов нравственного развития по Колбергу. А именно шесть стадий развития нравственности, распределённых по трём уровням.

1. Доконвенциональный - мораль обусловлена внешними правилами, которые задаются влиятельными фигурами и культурными нормами.

На доконвенциональном уровне выделяют две стадии:

- ориентация на наказание/послушание - поведение определяется внешними обстоятельствами, человек слушается, чтобы избежать наказания;

- инструментальная ориентация - поведение определяется внешними обстоятельствами, человек ориентирован на получение вознаграждения или удовлетворение собственных потребностей.

2. Конвенциональный - акцент внимания смещается на отношения с окружающими и обществом в целом.

На конвенциональном уровне выделяют две стадии:

- ориентация на соответствие ближнему окружению/малой группе - социальные нормы, модель «хорошего ребёнка»;

- установка на поддержание установленного порядка социальной справедливости и фиксированных правил - мораль соответствует правилам и законам.

3. Постконвенциональный - моральное мышление основано не на внешних правилах, а на внутренних принципах справедливости, свободы и универсальных прав.

На постконвенциональном уровне выделяют две стадии:

- ориентация на социальный контракт - поведение регулируется человеческими правами, законы и социальные нормы рассматриваются как гибкий инструмент, направленный на благо человека;

- ориентация на универсальные этические принципы - поведение регулируется внутренним набором принципов или этическим кодексом совести, который является абстрактным и универсальным.

Л.С. Выготский выдвинул идеи, связанные с формированием морально-нравственных форм поведения. Учёный считал, что социальная среда - главный источник развития личности, и в процессе развития ребёнок усваивает не только содержание культурного опыта, но и приёмы и формы морально-нравственного поведения [2].

Значимыми положениями в рамках рассматриваемой нами проблемы будут следующие идеи Л.С. Выготского:

1. Нравственное поведение должно основываться не на внешнем запрете, а на внутренней «сдержке». Избегать чего-то из-за боязни наказания ещё не значит совершать нравственный поступок.

2. Правила морали должны усваиваться и соблюдаться ребёнком на той же мотивационной основе, что и правила игры: ради удовольствия совместной жизни.

3. Знание нравственных норм ещё не говорит о воспитанности - важно, чтобы это знание было не только усвоено, но и присвоено, стало ценностью и осознанным мотивом поведения.

4. Важную роль играет значимый взрослый, который служит примером для составления внутреннего плана поведения в той или иной ситуации.

Важно понимать, что в старшем дошкольном возрасте нравственные качества находятся в стадии активного формирования. Они еще не столь устойчивы и осознанны, как у взрослых, но уже имеют четкие проявления.

Рассмотрим содержание некоторых из них.

1. Доброта и чувство эмпатии (сопереживания).

Проявления: ребенок начинает проявлять заботу о других, стремится утешить, помочь, поделиться. Он может расстраиваться, видя, что кому-то больно или обидно. Начинает понимать чувства других, хотя и не всегда точно. Это фундамент для формирования гуманных отношений, способности к сотрудничеству и взаимопомощи.

2. Честность и правдивость.

Проявления: ребенок стремится говорить правду, хотя может иногда приукрашивать или фантазировать (что является особенностью возраста). Важно, чтобы он начал понимать, что обман ведет к негативным последствиям и подрывает доверие. Осознание вины за проступок и готовность признаться в нем.

3. Ответственность

Проявления: ребенок начинает брать на себя ответственность за свои поступки (например, за убранные игрушки, за порученное дело). Он понимает, что его действия имеют последствия. Стремится выполнить обещанное. Это качество формирует самостоятельность, надежность, готовность к выполнению социальных ролей.

4. Справедливость

Проявления: ребенок начинает понимать, что такое "поровну", "по заслугам". Он может возмущаться, если считает, что с кем-то поступили несправедливо (например, "ему дали больше!"). Формируется понимание правил и их необходимости для всех. Это качество - основа для формирования правосознания, умения жить в коллективе, строить справедливые отношения.

Отметим, что оценка нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста требует комплексного подхода, основанного на наблюдении за их поведением в различных ситуациях. Поскольку нравственные качества являются внутренними характеристиками личности, их выявление осуществляется через внешние проявления - поступки, реакции, высказывания.

Рассмотрим критерии на примере одного, из вышеописанных, ключевого нравственного качества.

1. Доброта и эмпатия.

Проявление заботы: ребенок проявляет заботу о младших, о тех, кто слабее или болен (предлагает помощь, делится игрушкой/угощением). Ребенок проявляет внимание к чувствам других, утешает, когда кто-то расстроен. Ребенок заботится о животных, растениях (если есть возможность).

Стремление помочь: ребенок сам предлагает помощь взрослому или сверстнику, видя, что она нужна. Ребенок охотно откликается на просьбы о помощи.

Сочувствие: ребенок выражает огорчение или сочувствие, когда видит, что другому человеку плохо. Ребенок пытается понять причины плохого настроения или состояния другого.

Для сбора данных по этим критериям могут использоваться:

- Целенаправленное наблюдение за детьми в естественных условиях (в группе, на прогулке, во время свободной игры). При этом, важно вести дневник наблюдений, фиксируя конкретные факты поведения.

- Анализ продуктов деятельности (например, рисунков, поделок, где могут отражаться представления ребенка о добре/зле, справедливости).

- Беседы с детьми, использование моральных дилемм (адаптированных для дошкольников).

- Анализ сюжета детских игр, в которых участвуют дети старшего дошкольного возраста [3].

Итак, проблема развития и оценки нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста является актуальной в настоящее время, она носит социально-культурный характер, тесно связана с развитием самосознания и активным взаимодействием с окружающей средой. Учитывая особенности данного возраста, для оценки нравственных проявлений были выбраны такие качества, как доброта и эмпатия, честность и правдивость, ответственность, справедливость.

Литература:

  1. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. - М.: Просвещение, 1989. - 264 с.

  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982. - 504с.

  3. Козлова С.А. Сущность нравственного воспитания дошкольников. - М.: Владос, 2008. – 289 с.

  4. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М., 1996. – 171 с.

  5. Соловейчик С.Л. Нравственное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - С. 14-16.

Просмотров работы: 0