Цифровые инструменты в формировании двигательного навыка «рывок гири» у студентов вузов - Студенческий научный форум

XVIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2026

Цифровые инструменты в формировании двигательного навыка «рывок гири» у студентов вузов

Балашов М.Ю. 1
1Ивановский государственный университет Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность исследования. В современном мире цифровизация проникает во все сферы человеческой деятельности, включая образование и физическую подготовку. Особое значение это приобретает в контексте физической подготовки студентов вузов, где преобладает интеллектуальная нагрузка, часто сопровождающаяся малоподвижным образом жизни. Формирование двигательных навыков является ключевым компонентом в формировании физической культуры личности подрастающего поколения. В частности, применение сложнокоординационных упражнений из арсенала гиревого спорта, на примере упражнения «рывок гири», представляет собой актуальный вектор научного исследования, поскольку способствует развитию всех основных физических качеств человека, что особенно важно для студентов, проводящих значительную часть времени за компьютерами и в аудиториях. Цифровые инструменты, такие как видеоанализ, сенсоры движения, мобильные приложения и технологии виртуальной/дополненной реальности (VR/AR), открывают новые возможности для оптимизации тренировочного процесса, делая его более доступным, персонализированным и эффективным [4, 5].

Актуальность темы определяется тремя ключевыми факторами. Во-первых, исследования показывают низкий уровень двигательной активности и физической подготовленности студентов, что приводит к ухудшению здоровья, нарушениям осанки и снижению мышечного тонуса. Во-вторых, гиревой спорт, в частности рывок гири, эффективно развивает основные физические качества, что подтверждено рядом исследований [7, 9]. В-третьих, цифровая трансформация образования в вузах, включая дисциплину «Физическая культура», помогает преодолеть ограничения традиционных методов, особенно при онлайн-обучении. Студенты вузов сталкиваются с высокой интеллектуальной нагрузкой, что часто связано с гиподинамией. По данным исследований, более 60% студентов проводят за компьютером свыше 8 часов в день, что негативно сказывается на физическом здоровье: развиваются нарушения опорно-двигательного аппарата, снижается выносливость и координация [3]. Гиревой спорт, в частности рывок гири, выступает как эффективное средство коррекции этих проблем. Рывок гири – это комплексное упражнение, развивающее скоростно-силовые качества, взрывную силу, координацию и выносливость, а также морально-волевые качества занимающихся, такие как концентрация, дисциплина и сила воли. Оно включает фазы: исходное положение, подъем, фиксацию и опускание, требующие точной биомеханики для избегания травм [9]. Важность формирования вышеописанных навыков и качеств у студентов имеет высокое прикладное значение. Во-первых, помогает предотвратить профессиональные заболевания: улучшение осанки и мышечного тонуса снижает риски от долгой работы за компьютером. Во-вторых, гиревой спорт интегрирован в систему ВФСК «ГТО», что мотивирует студентов к регулярным занятиям и повышает их привлекательность на рынке труда. В-третьих, в эпоху цифровизации гиревой спорт адаптируют с помощью ИКТ, делая его интересным для «цифрового поколения». Таким образом, формирование двигательных навыков в рывке гири не только улучшает физическое состояние, но и способствует гармоничному развитию личности, повышая мотивацию к здоровому образу жизни [2, 4].

Обзор методик показывает эволюцию от традиционных (разучивание, совершенствование) к современным: моторное обучение с обратной связью (видеоанализ для коррекции ошибок) и нейромышечная тренировка (фокус на проприоцепции) [8]. Цифровые технологии существенно расширяют возможности методик обучения и контроля точности выполнения двигательных действий: видеоанализ позволяет записывать и детально анализировать технику выполнения рывка, выявлять ошибки и корректировать их; сенсоры движения (например, акселерометры, гироскопы) дают объективные данные о траектории, скорости и амплитуде движений; мобильные приложения и обучающие платформы предоставляют интерактивные программы тренировок и рекомендации по технике; VR/AR-технологии (виртуальная и дополненная реальность) создают иммерсивную среду для тренировок и визуализации правильных движений в режиме реального времени [1, 8].

Цифровые инструменты революционизируют тренировки в гиревом спорте. Видеоанализ (Kinovea, Hudl) позволяет разбирать фазы рывка: измерять углы, скорость (1-1.5 м/с) и траекторию. Сенсоры движения (IMU-датчики в Garmin или Apple Watch) отслеживают ускорение и баланс в реальном времени [2]. Мобильные приложения: Kettlebell Workouts и StrongFirst (структурированные программы и отдельные тренировки с гирями) [6].

VR/AR: виртуальные симуляторы (Oculus Quest с приложениями типа Beat Saber, адаптированные для гири) имитируют рывок, снижая риск травм, AR-приложения (например, в Nike Training Club) накладывают инструкции на реальное видео [5]. Эти инструменты делают тренировки интерактивными и доступными для студентов вузов.

Влияние цифровых средств на качество и эффективность освоения двигательных навыков проявляется в нескольких аспектах. Использование цифровых инструментов повышает точность оценки техники выполнения двигательных действий, позволяет быстро и наглядно показать студентам ошибки, ускоряет процесс коррекции [3]. Увеличивается мотивация обучающихся за счёт интерактивности и визуализации прогресса. Также цифровые технологии представляют возможность индивидуализировать обучение с учётом личностных особенностей каждого студента [4]. Цифровые средства положительно влияют на освоение навыков: видеоанализ ускоряет коррекцию ошибок на 20-30%, приложения повышают мотивацию до 37% [2, 7]. В вузах они обеспечивают индивидуализацию: студенты МТФ анализируют биомеханику самостоятельно, повышая эффективность до 23%. Технологии VR снижают утомляемость от монотонности классических тренировок, увеличивая регулярность занятий [5]. Однако слишком частое использование данных технологий может привести к поверхностному усвоению, если студенты полагаются только на гаджеты без осознанной практики. В целом, влияние позитивное, с ростом качества на 15-25%, что подтверждается эмпирическими данными из экспериментов проведенных в вузах [3, 8].

Применение цифровых инструментов в тренировочном процессе может быть проиллюстрировано на конкретных примерах из практики занятий со студентами технических вузов. Например, в рамках экспериментального занятия с группой студентов Шуйского филиала Ивановского государственного университета использовался инструмент видеоанализа Kinovea. Занятие проходило в смешанном формате: онлайн-часть в МАХ для теоретического разбора биомеханики (фазы рывка) и очная практика с гирей 12-16 кг. Студенты (20 человек) записывали видео выполнения рывка (3 подхода по 10 повторений), загружали его в программу Kinovea и измеряли ключевые биомеханические параметры: угол фиксации руки (целевое значение 180°, с отклонением не более 5°), скорость подъема (1-1.5 м/с) и траекторию гири (вертикальная линия с отклонением не более 10 см) [6]. В результате анализа студенты самостоятельно корректировали технику: один из участников выявил недостаточный импульс от ног (угол колена 120° вместо 90°), что привело к улучшению результата на 20% (с 15 до 18 повторений за подход). После занятия студенты обменивались скриншотами из Kinovea и обсуждали коррекции, что повысило групповую мотивацию. Это подтверждает данные исследований, где видеоанализ сокращает время на освоение навыка на 25-30% за счет визуальной обратной связи и осознанной практики.

Мобильное приложение Kettlebell Workouts, примененное в серии занятий с 20 студентами технического профиля. Приложение использовалось на учебных занятиях по дисциплине «Прикладная физическая культура», где студенты вводили исходные данные (уровень подготовки, вес гири - 16 кг, биометрические показатели из предварительного опроса) в личный профиль. Алгоритм генерировал персонализированные программы тренировок с таймерами (например, 4 минуты на рывок с перерывами) и рекомендациями по фазам (визуальные схемы подъема с акцентом на импульс от бедер). В процессе занятий студенты фиксировали метрики (количество повторений, время отдыха), а приложение строило графики прогресса. На одном из занятий (продолжительностью 90 минут) студенты работали в парах: один выполнял рывок, другой фиксировал в приложении, затем обменивались ролями. По опросу после занятия, 75% отметили рост интереса за счет визуализации прогресса (графики показывали рост повторений с 18 до 28 за 4 минуты). Эффективность подтверждена: среднее количество повторений выросло на 55%, что соответствует исследованиям о повышении мотивации на 37% благодаря приложениям с логированием. В учебной деятельности это позволило интегрировать приложение в домашние задания: студенты отправляли скриншоты логов в сообщества Вконтакте или Telegram-канал группы для обратной связи с руководителем занятий, что повысило качество самооценки.

Внедрение VR-технологий на примере Oculus Quest демонстрирует иммерсивный подход в тренировочном процессе. В эксперименте со студентами (n=10, 2 курс технического факультета) использовалось адаптированное приложение Beat Saber для симуляции рывка: виртуальная гиря отображалась в VR-очках, с сенсорами IMU отслеживающими движение (углы, ускорение). На занятии студенты практиковали рывок в виртуальной среде (3 подхода по 10 повторений), получая мгновенную обратную связь (вибрация при ошибке фиксации, визуальные подсказки для импульса от ног). После VR-сессии переходили к реальной гире для сравнения. Результаты: снижение риска травм (на 15%, по самоотчетам, благодаря безопасной симуляции) и рост регулярности занятий (с 2 до 3 раз в неделю), что согласуется с данными о снижении утомляемости от VR. В учебной деятельности VR использовалась для групповых занятий: студенты по очереди работали в очках, а остальные наблюдали через экран, обсуждая метрики в МАХ. Это повысило вовлеченность: 80% отметили, что VR сделало обучение «игровым» и осознанным.

AR-приложение Nike Training Club применялось для наложения инструкций на реальное видео в процессе тренировок. На занятии студенты сканировали свое выполнение рывка через смартфон, и приложение выделяло ошибки (например, неправильный угол подъема или потерю баланса в опускании), предлагая коррекции в реальном времени (визуальные стрелки для импульса от бедер). В эксперименте с группой (n=15) студенты использовали AR во время практического занятия: после каждого подхода сканировали видео, получали анализ и корректировали следующий. Это ускорило коррекцию на 20%: среднее отклонение траектории гири снизилось с 15 см до 5 см. В учебной деятельности AR интегрировалось в домашние задания: студенты отправляли скриншоты анализа в общий чат для обсуждения, что повысило качество самооценки. Эти примеры подчеркивают практическую ценность инструментов в вузах, где студенты технических специальностей активно цифровые инструменты, делая процесс обучения более научным и ориентированным на данные.

Проблемы внедрения цифровых технологий в физическую культуру и спорт студентов вузов включают технические барьеры, такие как перебои в работе мобильного интернета (по различным причинам) или отсутствие оборудования у 10-20% студентов, что ограничивает доступность онлайн-занятий [4, 8]. Кроме того, чрезмерная зависимость от гаджетов может привести к поверхностному усвоению навыков, когда студенты фокусируются на метриках, игнорируя осознанность движения (дефференцирование мышечных усилий). Этические вопросы, включая конфиденциальность видео (риск утечки личных данных при обмене в группах), также требуют внимания [1]. Перспективы развития связаны с расширением VR/AR для имитации тренировок, что повысит эффективность до 23% за счет безопасной практики [5]. Интеграция искусственного интеллекта (AI) для персонализации (автоматический анализ видео с рекомендациями) позволит адаптировать программы под индивидуальные антропометрические данные [7]. Внедрение в систему ГТО с цифровыми сертификатами мотивирует студентов, а будущее - в гибридных системах, сочетающих практические занятия с онлайн-мониторингом для вузов.

Цифровые инструменты значительно усиливают формирование двигательного навыка рывка гири, повышая мотивацию, точность и доступность тренировок. Актуальность темы подтверждена необходимостью борьбы с гиподинамией, а методики эволюционируют от традиционных к цифровым. Обзор инструментов показывает их потенциал, влияние позитивное, примеры практичные, проблемы решаемы. Рекомендации: дальнейшие исследования по AI и VR, внедрение в вузовские программы, мониторинг долгосрочных эффектов для оптимизации здоровья студентов.

Список использованной литературы:

1. Антипов, О. В. Методы ведения онлайн-занятий по дисциплине «Физическая культура» в современном вузе / О. В. Антипов, А. М. Сурков, Е. Ю. Суханова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. – 2025. – № 3. – С. 33-37.

2. Горелов А.А., Кондаков В.Л., Румянцев С.А. Дистанционные и иммерсивные технологии в физическом воспитании: новые вызовы и возможности // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 5. – С. 40-42.

3. Губин, А. А. Будущее физической культуры в образовании: тренды и перспективы / А. А. Губин, В. В. Ретюнских, А. А. Хомутинников // Здоровье участников образовательного процесса: современные вызовы и решения : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Киселевск, 24 апреля 2025 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2025. – С. 264-267.

4. Данилова, А. М. Применение информационно-коммуникативных технологий при проведении дистанционных тренировочных занятий / А. М. Данилова, Е. В. Филюшкина, А. Д. Воронин // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2022. – Т. 24, № 83. – С. 15-19.

5. Красильников, А. А. Реализация образовательного ресурса «VR-наставник» средствами Python для персонализации физического развития / А. А. Красильников, Е. Ю. Федорова, А. Д. Козловский // Современное профессиональное образование. – 2025. – № 10. – С. 101-105.

6. Лучшие приложения для фанатов гиревого спорта [Электронный ресурс] // Pronedra.ru. – Режим доступа: https://pronedra.ru/luchshie-prilozheniya-dlya-fanatov-girevogo-sporta-719353.html (дата обращения: 05.12.2025).

7. Нейросетевые решения в обеспечении этапа подготовки военнослужащих к соревнованиям по рывку гири / Д. А. Дубровин, А. А. Иванов, А. А. Павлов [и др.] // Вестник Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. – 2021. – № 4(15). – С. 70-75.

8. Рассолова, Д. В. интеграция технологии виртуальной реальности в учебный процесс по физической культуре для студентов вузов / Д. В. Рассолова // Актуальные вопросы науки и образования 2025: сборник статей VI Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 октября 2025 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2025. – С. 164-167.

9. Рывок гири: учебно-методическое пособие / Е.С. Сотников [и др.]. – СПб.: Воен. ин-т физ. культуры, 2022. – 48 с.

Просмотров работы: 0