ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ - Студенческий научный форум

XVIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2026

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Хохлова А.А. 1, Юшманова Е.В. 1, Агеева О.Н. 1
1САФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы обусловлена устойчивым снижением уровня физической активности среди молодежи, что отмечается многими исследователями [1, с. 3]. Несмотря на очевидную пользу занятий физической культурой (ФК), существует значительный разрыв между осознанием этой пользы и реальными поведенческими практиками. Понимание психологических механизмов, управляющих мотивационной сферой современного молодого человека, является ключом к разработке эффективных мер по повышению вовлеченности в занятия ФК и спортом. Как справедливо отмечают Самыгин С.И. и др., спорт представляет собой эффективный «социальный обруч», способный предотвратить девиантное поведение и обеспечить успешную социализацию молодежи [3, с. 59]. 

Виды и структура мотивации в спортивной деятельности. Согласно теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райана, мотивация подразделяется на внутреннюю и внешнюю [1, с. 4]. Внутренняя мотивация связана с получением удовольствия от самого процесса деятельности, личностным интересом и азартом. Внешняя мотивация обусловлена факторами, лежащими вне самой деятельности, такими как получение зачета, социальное признание, материальные блага или желание славы [4, с. 105].

Исследования показывают, что для профессиональных спортсменов доминирующими являются мотивы достижения успеха, желание славы, гражданско-патриотический мотив и мотив физического самоутверждения [4, с. 103]. В то же время для молодежи, занимающейся спортом на любительском уровне, характерны иные приоритеты: «для лиц, которые спорт воспринимают не более чем хобби, основными мотивами занятий спортом оказались: рационально-волевой мотив (он заключается в компенсировании недостатка двигательной активности), развитие характера и психических качеств и здоровье» [4, с. 104].

Психологические аспекты мотивации молодёжи к занятиям физической культурой и спортом отличаются значительной сложностью и динамичностью. На формирование мотивационной сферы оказывают влияние не только базовые виды мотивации – внутренняя и внешняя, – но и целый комплекс социально-психологических факторов. Как показывают исследования, для молодых людей, особенно студенческого возраста, внешняя мотивация, связанная с необходимостью получения зачёта или соответствия формальным требованиям, часто является исходной, но недостаточной для формирования устойчивой привычки к физической активности [2]. Гораздо более эффективной в долгосрочной перспективе оказывается внутренняя мотивация, которая рождается из личного интереса, удовольствия от самого процесса движения и общения, а также из осознания ценности здоровья как основы для будущей профессиональной и личной реализации.

Важно подчеркнуть, что мотивация не является статичной. Она трансформируется под влиянием возрастных и гендерных особенностей. Так, если в юношеском возрасте на первый план могут выходить мотивы самоутверждения и соревновательности, то по мере взросления происходит смещение акцента в сторону здоровья, психоэмоциональной разгрузки и поддержания социальных связей [2]. Гендерные различия также накладывают свой отпечаток: для юношей значимым стимулом часто остаётся физическое совершенствование и спортивный результат, в то время как для девушек важнее становится эмоциональный комфорт, улучшение психологического состояния и возможность заниматься в поддерживающей, неконкурентной среде.

Возрастные и гендерные особенности мотивации. Проведенные эмпирические исследования выявляют устойчивые различия в мотивации в зависимости от пола и возраста.

Гендерный аспект: «основными мотиваторами для мужчин являются желание значительно улучшить свою физическую форму и развить соревновательный дух, в то время как женщины чаще указывают на социальные аспекты и эмоциональное благополучие как ключевые факторы мотивации для занятия физической активностью» [1, с. 3].

Возрастной аспект: «молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет чаще всего мотивированы стремлением к самовыражению, а также социальным взаимодействием — живому общению с единомышленниками, в то время как пожилые люди в возрасте 50+ акцентируют свое внимание на здоровье и профилактике различных заболеваний» [1, с. 4].

Психологические барьеры как препятствие к физической активности.

Несмотря на наличие мотивов, молодые люди часто сталкиваются с психологическими барьерами. В спорте высших достижений такими барьерами являются колоссальный прессинг, страх неудачи, кризисы спортивной карьеры и необходимость подчинить всю жизнь тренировочному процессу [5, с. 282].

В массовом спорте и физкультуре барьеры носят иной характер. К ним относятся:

  • Низкая ценность здоровья: как отмечают Самыгин С.И. и др., «ценность здоровья в молодежной среде недостаточно высока» [3,

с. 59], а многие молодые люди имеют негативное отношение к занятиям физкультурой.

  • Отсутствие ресурсов: «большинство не имеет средств для того, чтобы посещать, например, фитнес-клубы, популярность которых в России растет гораздо быстрее, чем их доступность» [3, с. 61].

  • Внутренние комплексы: такие как «синдром самозванца в спорте» (убежденность в том, что окружающие осуждают), а также робость и боязливость, которые В.В. Столин рассматривает в качестве серьезных преград [5, с. 283].

Однако путь к формированию положительной мотивации преграждают не только внешние, но и глубокие внутренние преграды. К ним, согласно исследованиям, можно отнести «синдром самозванца в спорте» – состояние, при котором молодой человек испытывает неуверенность в своих силах, страх осуждения со стороны более подготовленных сверстников и ощущение, что он «не на своём месте» в спортивном зале [2]. Этот барьер тесно связан с общим низким уровнем ценности здоровья в молодежной субкультуре, где приоритеты часто отдаются академической успеваемости, цифровому общению или пассивному отдыху. Преодоление этих барьеров требует не просто информирования о пользе спорта, а целенаправленного создания особой социально-психологической атмосферы.

Социальная роль спорта и пути повышения мотивации. Спорт выполняет важнейшую социальную функцию, выступая в роли «социального обруча» [3, с. 59]. Вовлеченность в спортивную деятельность создает защитную среду, удовлетворяя потребность молодежи в общении, чувстве принадлежности и структурировании досуга, тем самым предотвращая девиантное поведение.

Именно здесь на первый план выходит социальная роль спорта, который выступает мощным инструментом социализации. Регулярная физическая активность в группе формирует чувство принадлежности к сообществу, даёт позитивные модели поведения и структурирует досуг, выполняя, по меткому выражению исследователей, функцию «социального обруча»[2]. Поэтому практические рекомендации по повышению мотивации логично вытекают из этого понимания.

Для повышения мотивации необходимы системные меры: Дифференцированный подход: Учет гендерных и возрастных особенностей при разработке программ ФК. Создание поддерживающей среды: Формирование инклюзивных спортивных сообществ, где ценится личный прогресс, а не только спортивный результат. Государственная поддержка: Обеспечение доступности спортивной инфраструктуры и популяризация таких проектов, как комплекс ГТО, которыйсоздаетдополнительнуювнешнююмотивацию для молодежи [3, с. 61].

Эти меры должны быть направлены на персонификацию подхода, создание инклюзивной среды, где поощряется личный прогресс каждого, а не только спортивные достижения лидеров, и на государственную поддержку доступной спортивной инфраструктуры. Только сочетание этих мер, нацеленное на постепенную трансформацию внешней мотивации во внутреннюю, может привести к устойчивому изменению образа жизни молодого поколения.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о многогранности и сложности психологических аспектов мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Мотивационная сфера молодежи динамична и зависит от пола, возраста, личных ценностей и социального контекста. Устойчивое вовлечение обеспечивается не внешним давлением, а развитием внутренней мотивации, основанной на удовольствии от процесса, социальном взаимодействии и осознанной ценности здоровья.

Список литературы

  1. Гоначарук, Я. А. Психологические аспекты мотивации к занятиям физической культурой [Текст] / Я. А. Гоначарук, М. К. Кочергин // Научно- практический электронный журнал «Аллея Науки». – 2024. – № 12(99). – С. 1-5.

  1. Иванов В. Д., Кондакова Ю. П. Проблемы мотивации студентов к физкультурно-спортивной деятельности // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2022. №11. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-motivatsii-studentov-k-fizkulturnosportivnoy-deyatelnosti (дата обращения: 01.12.2025).

  1. Самыгин, С. И. Спорт и здоровье российской молодежи в аспекте национальной безопасности [Текст] / С. И. Самыгин, П. С. Самыгин, А. В. Верещагина // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2015. – № 5. – С. 58-62.

  1. Султанова, А. Н. Анализ мотивационных аспектов спортивной деятельности [Текст] / А. Н. Султанова, Г. Э. Тошмирзаева // Психология и психотехника. – 2023. – № 4. – С. 102-106.

  2. Самыгин, С. И. Молодежь и спорт: психологические барьеры в спорте высших достижений [Текст] / С. И. Самыгин, П. С. Самыгин, А. А. Осипова // Теория и практика физической культуры. – 2015. – № 8. – С. 280-284.

Просмотров работы: 0