Адаптивная физическая культура (АФК) является важнейшим компонентом системы комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов и лиц с ОВЗ. Ее средства направлены не только на восстановление или компенсацию утраченных функций, но и на формирование позитивной самооценки, активной жизненной позиции и расширение возможностей для социализации [1, с. 210]. Легкая атлетика, благодаря своему природному многообразию (бег, прыжки, метания), представляет собой уникальную базу для разработки программ АФК, позволяя индивидуализировать нагрузку и подбирать дисциплины в соответствии с нозологией и функциональными возможностями занимающегося.
Научно-методические основы классификации и дифференциации нагрузок. Первым и фундаментальным этапом построения любой программы АФК является комплексная диагностика и классификация занимающихся. В адаптивной легкой атлетике используется два основных подхода:
- медицинская классификация. Она основывается на нозологическом принципе (поражение опорно-двигательного аппарата – ПОДА, нарушение зрения, слуха, интеллекта и др.) и степени выраженности нарушения. Для обеспечения справедливой конкуренции в спорте высших достижений (Паралимпийские игры) применяется детальная функциональная классификация, где спортсмены с разными нозологиями, но схожими функциональными возможностями, объединяются в один класс [2, с. 448];
- функциональный подход. В практике оздоровительной АФК более существенна оценка не диагноза, а текущих функциональных возможностей: сила мышц, амплитуда движений в суставах, координация, кардиореспираторная выносливость. Это позволяет сформулировать конкретные задачи для каждого занимающегося.
На основе этой классификации строится индивидуальный план тренировок. Например, для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата (ПОДА) бег может быть заменен на бег в колясках активного типа или на тренировку в метательных дисциплинах (толкание ядра, метание диска/копья) из специфических положений (сидя, стоя) [3, с. 29].
Средства и методы адаптивной легкой атлетики в зависимости от нозологии. Программы должны быть строго дифференцированы с учетом структуры дефекта.
Для лиц с нарушением зрения основной акцент идет на развитие пространственной ориентации, слухового восприятия и мышечно-суставного чувства. Для этого используются: бег с лидером (связка тросом); звуковые ориентиры на беговой дорожке и в секторах для прыжков; упрощенные варианты метаний с близкого расстояния с акцентом на технику, а не на результат; прыжки в длину с зоны отталкивания, определенной тактильно.
Для лиц с поражением ОДА (ампутации, ДЦП, травмы спинного мозга): бег на протезах (для спортсменов с ампутацией нижних конечностей); спринт и метания на гоночных колясках (для спортсменов с травмой спинного мозга); специализированные метательные рамки для фиксации положения тела при метании; корригирующие упражнения, направленные на укрепление мышц-антагонистов и профилактику контрактур.
Для лиц с нарушением интеллекта (ПИН): упрощение техники легкоатлетических упражнений; использование метода круговой тренировки с наглядными инструкциями; акцент на игровые формы проведения занятий для поддержания мотивации; развитие основных физических качеств (ловкость, быстрота, общая выносливость) и социальных навыков.
Принципы дозирования нагрузки и педагогического контроля. Тренировочная нагрузка в адаптивной легкой атлетике дозируется по общепринятым параметрам: объем, интенсивность, плотность, отдых. Однако их регулирование имеет критическое значение.
Интенсивность должна наращиваться плавно, с обязательным учетом субъективных ощущений занимающегося (шкала Борга).
Объем (километраж, количество попыток) для лиц с хроническими заболеваниями или недавно перенесенной травмой часто имеет приоритет над интенсивностью.
Контроль должен быть комплексным и включать:
- врачебный контроль: ЭКГ, АД, пульсоксиметрия;
- педагогический контроль: тесты на гибкость, силовую выносливость, координацию (например, челночный бег 3x10 м), функциональные пробы (PWC150, тест Руфье);
- психологический мониторинг: уровень тревожности, мотивации, самооценки.
Исследования показывают, что регулярные занятия адаптивной легкой атлетикой по правильно составленным программам приводят к достоверному улучшению показателей физической подготовленности и кардиореспираторной системы у лиц с различными формами инвалидности [4, с. 608].
Психолого-педагогические эффекты и социализация. Помимо физических улучшений, адаптивная легкая атлетика оказывает мощное положительное влияние на психоэмоциональную сферу.
Повышение самооценки и формирование «Я-концепции». Достижение спортивных результатов, даже небольших, позволяет преодолеть чувство неполноценности.
Развитие волевых качеств. Систематические тренировки воспитывают дисциплину, целеустремленность, умение преодолевать трудности [5].
Социализация и интеграция. Групповые тренировки и участие в соревнованиях (в том числе инклюзивных) создают среду для общения, взаимопомощи и разрушения социальных барьеров.
Программы адаптивной легкой атлетики являются высокоэффективным средством физической реабилитации и социальной адаптации для инвалидов и лиц с ОВЗ. Их успешная реализация требует от специалиста глубоких знаний в области медицины, теории и методики спортивной тренировки и специальной педагогики. Важнейшим фактором эффективности являются строго индивидуальный подход, основанный на функциональной диагностике, грамотное дозирование нагрузок и создание психологически комфортной среды, способствующей личностному росту и интеграции занимающихся в общество.
Список литературы
Воронкова, И. В. Адаптивный спорт [Текст] : учебное пособие / И. В. Воронкова. – Москва : Физическая культура, 2020. – 210 с.
Евсеев, С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры [Текст] : учебник. В 2 т. Т. 1 / С. П. Евсеев. – Москва : Советский спорт, 2018. – 448 с.
Москаленко, П. В. Влияние занятий адаптивной легкой атлетикой на физическую подготовленность лиц с последствиями травм позвоночника [Текст] / П. В. Москаленко, А. С. Федоров // Адаптивная физическая культура. – 2021. – № 3 (87). – С. 28–31.
Шапкова, Л. В. Частные методики адаптивной физической культуры [Текст] : учебное пособие / Л. В. Шапкова. – Москва : Советский спорт, 2017. – 608 с.
International Paralympic Committee (IPC). World Para Athletics Classification Rules and Regulations [Электронныйресурс]. – 2023. – Режимдоступа: https://www.paralympic.org/athletics/classification (датаобращения: 22.10.2025). – Загл. сэкрана.