АРХИТЕКТУРНОЕ ОПИСАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАТУРАЛЬНОСТИ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ В НОТАЦИИ ARCHIMATE - Студенческий научный форум

XVIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2026

АРХИТЕКТУРНОЕ ОПИСАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАТУРАЛЬНОСТИ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ В НОТАЦИИ ARCHIMATE

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Питание является одним из основных условий существования человека. Качество пищи решающим образом влияет на человеческую жизнь во всех ее проявлениях [1]. Определение натуральности продуктов питания — важная, но сложная задача. Несмотря на то, что потребитель самостоятельно может осуществлять оценку, процесс определения натуральности зачастую сопряжен с трудностями: различить поддельные или некачественные продукты без специального опыта бывает сложно, а субъективность восприятия может привести к ошибкам. В таких случаях наличие системы, которая может советовать, на какие признаки обратить особое внимание, становится очень полезным инструментом.

Создание советующей системы по определению натуральности продуктов питания позволит повысить уровень информированности и уверенность в натуральности продуктов у потребителей, повысить качество жизни.

Для описания системы будем использовать архитектурный подход на основе единого языка представления архитектурных элементов мотивационного слоя, бизнес-слоя и слоя ИТ-технологий – языка ArchiMate. [2].

На рисунке 1 представлена диаграмма ArchiMate мотивационного слоя архитектуры определения натуральности продуктов питания, диаграмма разработана в среде Archi 4.0.

Рисунок 1 – Диаграмма ArchiMate мотивационного слоя архитектуры определения натуральности продуктов питания

На диаграмме ArchiMate (рисунок 1) представлены заинтересованные лица «Потребитель» и «Государство», драйверы «Здоровье», «Популяризация знаний о натуральных продуктах» и «Технологические инновации». Первые два драйвера являются частью драйвера «Натуральность продуктов», результатом анализа которого является оценка «Проблемы с определением натуральности продуктов». В состав этой оценки входят оценки «Неосведомленность потребителей о критериях натуральности» и «Высокая стоимость лабораторных исследований». Первая оценка определила цель «Повысить доверие потребителей к качеству продуктов». Вторая оценка вместе с оценкой «Недостаток доступных методов определения натуральности продуктов», драйвером которой является «Технологические инновации», определили цели «Обеспечить самостоятельную проверку натуральности продуктов» и «Создать надежную систему оценки».

Результатом трех целей является итог «Создать советующую систему», включающий в себя ценности «Уверенность в натуральности продуктов», «Повышение качества жизни» и «Повышение уровня информированности потребителей».

На рисунке 2 представлена модель архитектуры «Как есть» определения натуральности продуктов питания на языке ArchiMate, модель разработана в среде Archi 4.0.

Рисунок 2 – Модель архитектуры «Как есть» определения натуральности продуктов питания

Согласно архитектуре «Как есть» определения натуральности продуктов питания (рисунок 2), бизнес-сервис «Анализ натуральности продукта питания» используется бизнес-актором «Потребитель», включает в себя два подсервиса «Определение натуральности продукта питания» и «Итоговое решение о натуральности продукта». Для принятия итогового решения о натуральности продукта, «Потребитель» собирает внешние признаки качества продукта, затем проводит тесты на продукте и принимает решение о натуральности. Потребитель может обратиться за поиском информации о методах оценки натуральности продукта в интернет, используя одноименный сервис согласно слою приложений и технологическому слою.

Из-за недостатка собственного опыта и знаний в определении натуральности продуктов питания, а также в связи с распространением недостоверной и некачественной информации в интернете, процесс определения натуральности продукта зачастую оказывается неэффективным, о чем говорит мотивационная диаграмма на рисунке 1.

Разработка советующей системы позволит существенно снизить вероятность ошибок, связных с неправильной оценкой качества, а также поможет сделать процесс определения натуральности более прозрачным и доступным. Такой инструмент сможет повысить уровень осведомленности потребителей, сделать их выбор более обоснованным и надежным, а также способствовать повышению стандартов качества на рынке продуктов питания (рисунок 1).

На рисунке 3 представлена модель архитектуры «Как будет» определения натуральности продуктов питания на языке ArchiMate, модель разработана в среде Archi 4.0.

Рисунок 3 – Модель архитектуры «Как будет» определения натуральности продуктов питания

Согласно архитектуре «Как будет» определения натуральности продуктов питания (рисунок 3), наличие советующей системы значительно упростит и ускорит оценку продуктов, поскольку сервис «Анализ натуральности продукта питания» реализуется компонентом приложения «Советующая система определения натуральности продукта питания», а не потребителем. Теперь система сама предоставляет проверенную и структурированную информацию о методах оценки и принимает итоговое решение о натуральности.

Таким образом, представленное описание архитектуры на языке ArchiMate определения натуральности продуктов питания показывает структурированное видение системы, демонстрирует согласованность бизнес-целей, функциональности и технологической реализации.

Список используемых источников

1. Анализ пищевых продуктов: [учеб. пособие] / Н. В. Лакиза, Л. К. Неудачина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд во Урал. ун-та, 2015. — 188 с.

2. Ширяева Е.В. Моделирование архитектуры сельскохозяйственного предприятия в среде ARCHI 4 // Материалы конференции «Оптимизация сельскохозяйственного землепользования и усиление экспортного потенциала АПК РФ на основе конвергентных технологий». – Волгоград: ФГБОУ ВО Волгоградский ГАУ, 2020. – С. 299-307.

Просмотров работы: 15