ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА - Студенческий научный форум

XVIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2026

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА

Колесова Е.В. 1, Бодягина М.С. 1
1ЮРИУ РАНХиГС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность представленного исследования непосредственно связана с быстрым развитием современных цифровых технологий и их внедрением в бизнес-сектор и государственные структуры. В свою очередь, правовое регулирование электронных документов обеспечивает их юридическую силу, безопасность и защиту прав участников. Действительно, в условиях активной цифровизации необходимы четкие нормы с целью минимизации возможных юридических рисков, а также с целью обеспечения надежного применения электронного документооборота в современных реалиях.

Важно отметить, что история и развития электронного документооборота в России предполагает в себе несколько ключевых этапов:

1. Начальный этап (появление первых систем ЭДО, автоматизация документооборота в гос. сектор)

2. Этап становления (появление первых тиражных систем, развитие идеи полностью ЭДО, попытка формализовать и иные процессы)

3. Этап регулирования (принятия основных нормативно-правовых актов)

4. Этап развития (расширение обязательного применения ЭДО, интеграция с государственными системами)

В данной работе важно выделить основной понятийный аппарат, который применяется в исследовании. Электронный документооборот представляет собой специальную систему хранения, обработки и обмена документов в электронном виде с применением современных информационных технологий и электронных средств подписания и обеспечения защиты информационных сведений [4]. В свою очередь, ЭДО обеспечивает очень удобный, безопасный и быстрый обмен документами между участниками, а также обеспечивает автоматизацию специальных бизнес-процессов. Если говорить об основных особенностях электронного документооборота, то они включает в себя ключевые функции системы, принцип функционирования, типы ЭДО и правовое регулирование. Так, к функциям ЭДО следует отнести: аспекты автоматизации процессов, сохранение истории осуществления работы с документов, необходимая возможность пригласить контрагента к обмену документами, настройка уведомлений.

Так, принцип работы ЭДО состоит в автоматизации основных процессов работы с документами в цифровом формате. В данном случае вместо стандартного бумажного документооборота документы формируются, отправляются, подписываются и хранятся в электронном виде. К основным этапам работы электронного документооборота следует отнести: формирование электронного документа, подписание документа электронной подписью, отправка документа контрагенту через систему электронного документооборота, получение документа и проверка подписи, хранение документов в электронных архивах. В электронном документообороте современности используются следующие технологии: машинное обучение, искусственный интеллект, электронная цифровая подпись, автоматизированный ввод данных и осуществление проверки.

Виды документооборота представляют собой специальную классификацию реализации процессов обработки и обмена документов в учреждении либо между организациями, которая, как правило, зависит от специфики взаимодействия, целей и самих участников. Выделим современные виды ЭДО: внешний и внутренний ЭДО, электронный документооборот с органами власти.

Внутренний ЭДО предполагает реализацию процесса обмена документами внутри учреждения между руководствами и сотрудниками. Внешний электронный документооборот связан с осуществлением обмена документами с клиентами или партнерами. Электронный документооборот с государственными органами связан со сдачей отчетности и иных документов в налоговый орган, Росстат, Социальный фонд России и иные государственные учреждения. В свою очередь, представленные виды позволяют повысить уровень эффективности работы, в значительной мере снизить возможные издержки и обеспечить необходимую юридическую силу документов в электронном формате.

Необходимо отметить, что с 2022 года санкции против Российской Федерации оказали значительное влияние на рынок ЭДО. Множество зарубежных разработчиков приостановили свою деятельность, но их уход открыл новые горизонты развития для отечественных компаний в области ИТ. В России появились свои эффективные инструменты, которые в полной мере удовлетворяют потребности пользователей, к ним стоит отнести: «1С:Документооборот», Directum, DocsVision и «СБИС». Если обратиться к статистике, то можно проследить только положительную динамику в данной области. Так, по данным компании BusinesStat, опубликованным в мае 2025 года, оборот российского рынка систем электронного документооборота (ЭДО) в 2024 году увеличился на 15% по сравнению с 2023 годом и достиг 95 млрд рублей. По информации СКБ «Контур», опубликованной в июле 2025 года, объём рынка ЭДО в России в 2025 году превысил 32 млрд рублей, показав рост на 14% по сравнению с предыдущим годом.

В рамках данной работы важно проанализировать аспекты правового регулирования использования электронного документооборота. Правовое регулирование применения электронного документооборота представляет собой специальную совокупность законодательных актов, подзаконных актов и нормативных правил, которые устанавливают, какие документы можно создавать в цифровом формате, какие именно они должны подписываться и храниться, а также какие требования обязательно должны учитывать организация при реализации перехода на электронный документооборот. Стоит отметить, что единого законодательного акта об электронном документообороте в Российской Федерации нет [2].

Так, Федеральный закон № 63-ФЗ «Об электронной подписи» от 06.04.2011 г. обеспечивает регулирование применение современных электронных подписей в рамках ЭДО. Данный законодательный акт устанавливает ключевые виды электронной подписи и их использование. В данном случае выделяется простая, усиленная неквалифицированная и усиленная квалифицированная электронная подпись. Федеральный закон определяет, что электронная подпись обеспечивает юридическую силу документам в рамках электронного документооборота, а также обеспечивает надлежащую безопасность данного документооборота. В законе описывается функционал специальных центров, у которых участники электронного документооборота обязаны получать ключи электронной подписи. Помимо прочего федеральный закон определяет, что электронная подпись необходима для реализации разного рода сделок, государственных и муниципальных услуг, документооборота и в любых случаях, которые, в свою очередь, предусмотрена законом, если они могут повлечь определенные юридические последствия. Федеральный закон «Об электронной подписи» является одни из самых важных для современного электронного документооборота [4].

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402 – ФЗ «О бухгалтерском учете» осуществляет регламентирование ЭДО определенных бухгалтерских документов. Данный федеральный закон определяет, что первичные учетные документы возможно формировать на бумажном носителе либо в форме электронного документа, который должен быть подписан специальной электронной подписью. Помимо этого закон устанавливает, что типы электронных подписей, применяемых для подписания документов бухгалтерского учета, устанавливаются специальными федеральными стандартами бухгалтерского учета [5].

Федеральный закон № 152 – ФЗ «О персональных данных» осуществляет регулирование реализацию работу с персональными данными, в том числе в рамках электронного документооборота. В данном законе регулируется процесс передачи обезличенных данных в государственную информационную систему, а также аспекты оформления согласия на обработку персональных данных [6].

Помимо данных федеральных законодательных актов, электронный документооборот регулируется специальными приказами ФНС, Минтруда, Минцифры, а также определенными постановлениями правительства России.

Подводя итог данному исследованию необходимо сделать соответствующий вывод. В настоящее время в Российской Федерации отсутствует единый закон в области электронного документооборота. В настоящее время существует несколько ключевых федеральных законов в области регулирования аспектов применения электронного документооборота, которые, в свою очередь, направлены на обеспечение высокого уровня безопасности и юридической силы данных электронных документов.

Список использованной литературы

  1. Варфоломеева, В.А. Электронный документооборот, его преимущества, недостатки, риски / В.А. Варфоломеева, Н.А. Иванова // Журнал прикладных исследований. – 2022. – Т. 7, № 11. – С. 1-6.

  2. Волинец, К.К. Нормативно-правовое регулирование электронного документооборота / К.К. Волинец // Вестник науки. – 2024. – Т. 7, № 11. – С. 1-7.

  3. Кормильцева, А. И. Проблемы правового регулирования электронного документооборота / А. И. Кормильцева. — Текст: непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2024 г.). — Казань: Бук, 2024. — С. 109-113.

  4. Ходжаева, С. А. Развитие электронного документооборота в организациях / С. А. Ходжаева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 39 (486). — С. 222-223.

  5. Федеральный закон «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ // Компьютерно-справочная система «КонсультантПлюс».

  6. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ // Компьютерно-справочная система «КонсультантПлюс».

  7. Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ // Компьютерно-справочная система «КонсультантПлюс».

Просмотров работы: 0