Башкирия — это край с живописными водопадами, загадочными пещерами и величественными горными вершинами. Здесь за одну поездку можно попробовать себя в разных ролях: стать спелеологом, исследуя огромные пещеры; альпинистом, покоряя местные горы; и палеонтологом, ища морские окаменелости. Вот несколько мест в регионе, где это возможно.
Башкортостан был образован в 1919 году и стал первой автономной республикой в России. Он расположен на Южном Урале, на западе граничит с Татарстаном, на севере — с Пермским краем и Свердловской областью, а на востоке и юге — с Оренбургской областью [5].
Площадь республики составляет примерно 143 тыс. км² — это около 0,8 % территории России.
Население — порядка 4 млн человек. Столица — город Уфа, один из крупнейших городов региона (рис. 1).
Рис.1 Город Уфа
Башкортостан — многонациональный регион: наряду с башкирами, здесь проживают русские, татары и представители других народов. Природа Башкортостана очень разнообразна: это и степи, и леса, и горы, реки и озёра — всё это формирует уникальный природный фон для культуры, быта и ремёсел региона. Эти особенности — географические, природные, демографические и историко-культурные — стали основой для развития уникальных народных промыслов [5].
Народные художественные промыслы являются неотъемлемой частью культурного наследия и национального богатства народов Республики Башкортостан, представляя собой одну из форм народного творчества. Основным занятием башкирского народа было кочевое скотоводство, а также активно развивались охота, бортничество, пчеловодство, птицеводство и рыболовство. Среди ремесел можно выделить ткачество, изготовление войлока, производство безворсовых ковров и шалей, вышивку, обработку кожи, работу с деревом и металлургию. Традиционные ремёсла охватывают изготовление утилитарных и декоративных предметов — от посуды и домашней утвари до ковров, тканей, одежды, украшений и сувениров [7].
Многообразие народов, проживающих в республике, влияет на богатство художественных форм, техник и мотивов: переплетение башкирских, татарских, русских и других культур. В современных условиях промыслы получают поддержку со стороны властей: реализуются государственные программы, направленные на сохранение, развитие и популяризацию ремёсел [3].
Остановимся на рассмотрении основных видов народных промыслов Башкортостана.
Бортничество и пчеловодство. В регионе издревле практиковалось лесное пчеловодство (бортничество) — добыча диких лесных пчёл и мёда. Этот вид ремесла остается одним из символов Башкортостана — знаменит «башкирский мёд».
Ковроткачество и ткачество тканей. В республике издавна ткали ковры и домашний текстиль. Ковры традиционно производились в ряде районов, таких как Миякинский, Учалинский, Альшеевский, Давлекановский, Гафурийский и др. Также при ткачестве используется орнамент с национальными мотивами, характерными для башкирской культуры (рис.2) [1].
Рис.2 Башкирская скатерть с орнаментом
Резьба по дереву, береста, плетение из ивовой лозы. Традиционные мастера изготавливали ложки, сундуки, шкатулки, домашнюю утварь — предметы быта и интерьера, зачастую с резьбой, узорами и орнаментом (рис. 3) [2].
Рис.3 Башкирская резьба по дереву
Обработка кожи, войлока, ткани, вышивка и текстильные ремёсла. Предметный мир традиционной башкирской культуры ярок и самобытен во многом благодаря своему декору, который проникал и привносил национальную эстетику во все ее сферы – обрядовую, праздничную, бытовую. Многообразны технические приемы башкирского декоративного искусства: валяние узорных войлоков, аппликация по ткани и сукну, лоскутное шитье, различные виды ткачества (браное, закладное, выборное, многоремизное, ковроткачество), вышивки (счетные, свободные), декоративные строчки [4].
Из овечьей шерсти (йөн) женщины валяли войлоки. Теплоизоляционные и гигроскопичные свойства взбитой и скатанной шерсти были очень востребованы в условиях полукочевого быта. Войлоками покрывали остов юрты и застилали пространство внутри, они защищали от холода и сырости земли. Их стелили на нары в домах, из них изготовляли чепраки, молитвенные коврики и теплую одежду: головные уборы, чулки [4].
Исконными для башкирского искусства были традиции украшения изделий из шерсти и кожи, т.е. тех материалов, которые всегда были в достатке в хозяйстве скотовода [4].
Камнерезное и ювелирное ремесло. Ювелирное искусство имеет многовековые традиции и занимает важное место в прикладном творчестве башкирского народа. Сохранившиеся до нашего времени немногочисленные старинные образцы привлекают внимание разнообразными приёмами художественной обработки металла, богатым орнаментом, игрой самоцветов и натуральных камней. В них есть особый магнетизм, который вызывает интерес и желание изучать старинные украшения.
В республике развиты резьба и обработка камня, возможно использование природной яшмы — традиционных материалов, часто применяемых для декоративных и утилитарных изделий [2].
Первые украшения появились в глубокой древности, задолго до новой эры. Трудно установить, что проявилось у человека раньше и сильнее — потребность в одежде или желание себя украсить. Начало развитию ювелирного искусства было положено после открытия в природе золота, а позднее — и серебра. Человек научился обрабатывать золото и серебро, используя замечательные свойства этих металлов: они хорошо поддаются ковке, плавятся, вытягиваются в нити. Когда были открыты самоцветы, жемчуг, изобретена эмаль, их цветовая гамма стала использоваться для украшения предметов. Известны сложнейшие ювелирные изделия мастеров Египта и Эгейского мира III–II тысячелетий до нашей эры [6].
Драгоценные ювелирные украшения всегда были показателем богатства их владельцев. В глубокой древности массивный золотой обруч, надетый на шею вождя, выделял его и являлся символом власти. Обладание золотыми и серебряными товарами было предметом роскоши.
На парадной одежде представителей знати во все времена использовались украшения из серебра и драгоценных камней. В сочетании с дорогими тканями они показывали статус и состоятельность человека. Благосостояние семьи, в виде украшений, бережно хранили и передавали по женской линии от матери к дочери. К сожалению, во многих случаях мастерство исполнения ювелирных изделий не воспринималось их обладателями как самоценность. Множество памятников культуры и искусства было переплавлено, переделано в деньги или же зарыто в землю во время войн и в богатых погребениях. Таким образом, они навсегда были утрачены [6].
Список использованных источников
1. Башкирский орнамент [Электронный ресурс] URL: https://kitaplong.su/ornament_eng?utm_source=chatgpt.com
2. Башкирские народные промыслы [Электронный ресурс] URL: https://livingheritage.ru/brand/respublika-bashkortostan/bashkirskie-tradicionnye-promysly?utm_source=chatgpt.com
3. Декоративное искусство и ремесла [Электронный ресурс] URL: https://www.bashenc.online/en/articles/104315/?utm_source=chatgpt.com
4. Декоративно-прикладное искусство Башкортостана. [Электронный ресурс] URL https://kitap.tatar.ru/ru/site/42318025a/news/329261/?ysclid=mim5ofl9ns761876123
5. Республика Башкортостан [Электронный ресурс] URL: https://experience.tripster.ru/articles/bashkiriya/
6. Традиции ювелирного искусства башкир [Электронный ресурс] URL: https://kurultai.ru/ru/content/2138-tradiczii-yuvelirnogo-iskusstva-bashkir/?tag%5B201%5D=bashkirskie-ukrasheniya_201
7. Художественные промыслы Республики Башкортостан [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/20240326/promysly-1935741575.html?ysclid=milyrns1ew601838962