Нижний Тагил - город областного значения в Свердловской области России, второй по численности населения город в области после Екатеринбурга, административный центр Горнозаводского управленческого округа. Нижний Тагил – крупный промышленный центр Урала [2]. История города началась в 1722 году со систематической добычи руды и строительства Акинфием Никитичем Демидовым двух заводов - Выйского медеплавильного и Нижнетагильского чугуноплавильного и железоделательного [1].
Мощное развитие промышленности на Урале, начавшееся в XVIII в., создало необходимые условия для возникновения уникальной художественной культуры. Горнозаводскаяпромышленностьво многом определила характердекоративно-прикладного искусства на этой территории. Крепкая связь с производством и наукой является отличительной чертой уральского искусства. Железоделательное производство послужило основой для самого известного нижнетагильского народного художественного промысла - лаковой росписи по металлу [5].
Всего на территории г. Нижнего Тагила выделяют 5 народных художественных промыслов: лаковая роспись по металлу; художественная обработка камня; художественное литье и ковка металла; бурачный промысел; роспись фарфора [3].Познакомимся с этими промыслами подробнее.
Бурачный промысел. Бурачный промысел является наиболее старым на этой территории. Он представляет собой изготовление из бересты универсальной посуды (бураков, туесов) для хранения круп, молока, моченых ягод, засолки грибов, огурцов, рыбы и капусты. Историю его появления относят к XVII веку, тогда в древнем селении Таволги старообрядцы стали изготавливать бураки для личных нужд.
К середине XIX в. бурачный промысел в Тагиле достиг своего расцвета.Тагильские бураки отличались высоким качеством и являлись своего рода эталоном для мастеров окрестных селений. В 1837 г. они впервые были представлены на Пермской кустарной выставке. Ими начали торговать на крупнейших российских ярмарках. Для придания яркости и привлекательности на ярмарках изделия стали украшать.
В Нижнем Тагиле выпускали несколько сортов бураков: простые с тиснением (чеканные) (рис. 1), «крашеные со цвяточками» (рис. 2) и «шпаклеванные» (лакированные).Тагильские расписные бураки можно было встретить по всему Зауралью и Западной Сибири. На крупнейших ярмарках – Ирбитской и Макарьевской в Нижнем Новгороде – тагильские бураки ценились за нарядность и праздничность, поэтому их охотно покупали в качестве подарка.
|
Рис. 1 Бурак с тиснением |
Рис. 2 Бурак с росписью |
Рис.3 Бурак с переводными картинками
После революции промысел по изготовлению берестяных изделий начал угасать. Постепенно бураки стали вытесняться из домашнего обихода железными бидонами и стеклянными банками [4].
В 1991 году бурачный промысел был возрожден и в настоящее время сохраняется, поддерживается и популяризируется частными тагильскими мастерами [3].
Лаковая роспись по металлу. К самому известному народному художественному промыслу Нижнего Тагила относят лаковую роспись по металлу. Именно этот город можно считать родоначальником росписи кованых металлических подносов, в дальнейшем повлиявшим на создание Жостовской росписи. Появление промысла в первую очередь связано с производством листового железа. Первые образцы служили рекламой демидовского металла марки «Старый соболь», славящегося своим качеством за пределами России. Самые ранние архивные сведения о железных подносах с художественной отделкой относятся к 1746 году [3].
У истоков зарождения подносного промысла стоял работавший в листобойном цехе тагильского завода художник и иконописец Андрей Степанович Худояров. Высокое качество изделий обеспечивал не только известный тагильский металл, но и собственное изобретение Худоярова – хрустальный лак, который был невероятно стойким, не терял прозрачности, не менял цвет красок [3].
Тагильский поднос отличает уральское маховое письмо, позволяющее создавать элегантные композиции с плавными цветовыми переходами. Поднос пишется за один приём без промежуточных слоёв. Мастер набирает на кисть сразу две краски и наносит мазки, создавая рисунок. Главным мотивом тагильских подносов является цветочная роспись, центральное место в которой занимает сказочный «тагильский розан». Законченность композиции, утонченная вязь орнаментов, декоративность в изображении цветка на долгие годы стали олицетворением промысла [3].
Рис. 4 Тагильский поднос
После революций начала XX в. жизнь промысла замерла, были утрачены почти все приемы традиционного письма. В 1957 г. на базе разрозненных артелей был создан Нижнетагильский завод эмалированной посуды, ставший центром возрождения тагильской лаковой росписи по металлу. Современные художники тагильского письма не только в совершенстве овладели традиционными приемами, но и значительно развили их в своем творчестве, подняв на новый уровень сюжетную и орнаментальную роспись [3].
Художественная обработка камня. В 1814 году с открытия Меднорудянского месторождения началась систематическая добыча медных руд и малахита, что оказало большое влияние на развитие художественной обработки камня и ювелирного искусства в Нижнем Тагиле [3]. Образцы минералов и целые коллекции месторождения разошлись по всему миру. Меднорудянский малахит стал той базой, благодаря которой получило расцвет камнерезное искусство России и этот период называют «малахитовой эпохой» камнерезного дела нашей страны.
Уральская школа резьбы по камню зародилась в XVIII веке. На территории современной Свердловской области работало множество частных мастерских. Основой для камнерезных изделий служили местные камни, такие как яшма, малахит, мрамор и множество других [3].
Самым большим и известным уральским предприятием, связанным с обработкой камня, стала Екатеринбургская гранильная фабрика, а в Нижнем Тагиле художественной обработкой занимались частные мастерские, которые по сей день изготавливают большое количество оригинальных изделий [3].
Рис. 5 Слон из уральского малахита
Художественное чугунное литье и ковка металла. Нижний Тагил был исторически сложившимся местом русского кустарного промысла. Художественное чугунное литье Урала, достигшее блестящих успехов в середине XVIII века, во многом обязано Нижнему Тагилу [3].В XVIII в. на основе железоделательных заводов, выпускавших листовое железо, широкое распространение получило изготовление расписных лаковых изделий. Подносы, ковши, обшитые железом сундуки, покрытые лаковой живописью, отличались особой самобытной изысканностью и высоким качеством [3].
Сейчас в городе находится около 10 мастерских и заводов, занимающихся художественной ковкой и литьем [3].
Рис. 6 Ворота. Художественное литье
|
Роспись фарфора. В Нижнем Тагиле в начале XIX века заводчиком Н.Н. Демидовым было налажено фаянсовое производство посуды, но из-за недостаточной по твердости извести, необходимой для производства глазури, производство не развилось и сразу же пришло в упадок. В настоящее время нет ни одного фаянсового изделия тагильской фабрики, сохранившегося до наших дней [3]. Сейчас в городе существует тагильская фарфоровая мастерская, где изготавливаются изделия из твердого фарфора (Лимож, Франция) с авторскими декорами ручной работы. Все предметы мастера расписывают вручную, декорируют переливающимся на свету жидким золотом [3]. Рис. 7 изделия тагильской фарфоровой мастерской Подытоживая, мы отмечаем, что г. Нижний Тагил насчитывает 5 народных художественных промыслов, 2 из которых: лаковая роспись по металлу и изготовление бураков, стояли у истоков и способствовали появлению подобных промыслов по всей России (Жостовские расписные подносы и т.д.).Народные художественные промыслы Нижнего Тагила обладают значительным потенциалом для культурного развития, формирования туристического имиджа и экономической деятельности города. Их история, уникальные художественные традиции, возрождённая ремесленная база и возможность современного переосмысления делают Нижний Тагил одним из ключевых центров народного искусства Урала, способным укреплять свою позицию как региональный культурный бренд. Список использованных источников
|