Цели и направления реализации принципов управления затратами в компании - Студенческий научный форум

XVIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2026

Цели и направления реализации принципов управления затратами в компании

Ерофеева У.А. 1, Андреев А.П. 1, Карелин А.А. 1, Григорьев А.В. 1
1ФГАОУ ВО РУТ(МИИТ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современной экономической литературе управление затратами в строительной организации рассматривается не как простое их сокращение, а как целостная, динамичная и целеориентированная система, направленная на достижение стратегических и тактических целей компании через оптимизацию всех видов ресурсов.

Сущность управления затратами заключается в целенаправленном процессе формирования, прогнозирования, планирования, нормирования, учета, контроля, анализа и регулирования издержек на всех стадиях жизненного цикла инвестиционно-строительного проекта — от предпроектной стадии до гарантийного обслуживания сданного объекта. Ключевая цель — не минимизация затрат любой ценой, а обеспечение оптимального соотношения «цена-качество-сроки», то есть достижение запланированного результата при наиболее эффективном использовании средств. [1,6,10]

Рисунок 1. – Цели управления затратами

Основные принципы управления затратами, сгруппированные относительно влияния на повышение эффективности производства и создание адаптивной системы управления затратами, представлены на рисунке 2. Эффективная система управления затратами базируется на ряде взаимосвязанных принципов:

1. Принцип системности. Управление затратами — это не набор разрозненных действий, а единый механизм, охватывающий все подразделения компании: отдел закупок, производственный отдел, ПТО, бухгалтерию, отдел продаж и т.д. Все элементы системы (планирование, учет, контроль) должны быть взаимосвязаны. [3,5,8,9]

2. Принцип целевой направленности. Все мероприятия по управлению затратами должны быть подчинены достижению конкретных целей компании: повышение рентабельности, завоевание доли рынка, выполнение работ в рамках утвержденной сметы.

Рисунок 2. - Принципы управления затратами в строительной компании

3. Принцип плановости. Базой для управления является не фактическое, а плановое значение затрат, которое определяется на этапе составления сметы и бюджета проекта. Без плана контроль и анализ теряют смысл.

4. Принцип экономической эффективности. Затраты на функционирование самой системы управления (внедрение ПО, зарплата контролёров) не должны превышать экономический эффект от её внедрения.

5. Принцип ответственности и полномочий. Для каждого центра ответственности (прораб, начальник участка, менеджер проекта) должны быть определены четкие лимиты затрат и делегированы полномочия по их управлению в установленных рамках.

6. Принцип своевременности. Информация о затратах должна поступать управленческому персоналу оперативно, чтобы можно было вовремя принять корректирующие решения, а не констатировать факт превышения бюджета постфактум.

7. Принцип нормативного метода. Управление затратами эффективно, когда оно основано на внутренних и отраслевых нормативах (нормы расхода материалов, трудозатрат, времени работы техники), что позволяет выявлять отклонения и их причины.

Ключевые функции управления затратами приведены на рисунке 3.

Реализация указанных принципов происходит через выполнение следующих базовых функций: [2,4,7]

  1. Планирование и прогнозирование. На этой стадии формируется бюджет проекта на основе сметных расчетов, определяются плановые значения по статьям затрат (материалы, ФОТ, машины и механизмы, накладные расходы). Прогнозирование позволяет предвидеть возможные колебания цен на материалы и риски, ведущие к удорожанию.

Рисунок 3. - Непрерывный замкнутый цикл PDCA

  1. Нормирование. Разработка и утверждение внутренних нормативов расхода ресурсов (материалов, времени, финансов) для типовых видов работ.

  2. Учет. Функция, направленная на сбор, регистрацию и группировку информации о фактически понесенных затратах. Учет должен быть детализированным, позволяя анализировать издержки по объектам, статьям, видам работ и центрам ответственности.

  3. Контроль (мониторинг). Постоянное сравнение фактических показателей затрат с плановыми (сметными) для выявления отклонений. Современные системы контроля подразумевают использование инструментов оперативного мониторинга, например, на основе данных с BIM-моделей или мобильных приложений для учета выработки.

  4. Анализ. Исследование выявленных отклонений, определение причин их возникновения (например, перерасход материала из-за низкого качества или брака, простои техники из-за плохой логистики). Анализ отвечает на вопрос «почему это произошло?».

  5. Регулирование. Самая важная управленческая функция, заключающаяся в разработке и реализации мероприятий по устранению негативных отклонений и недопущению их в будущем. Это могут быть решения по изменению технологии, замене поставщика, оптимизации графика работ и т.д.

Таким образом, сущность управления затратами в строительной компании заключается в создании целостной системы, работающей на основе четких принципов и реализующей цикл управленческих функций от планирования до регулирования. Особенностью строительства является уникальность каждого проекта. Поэтому система управления затратами должна быть гибкой, адаптивной и обеспечивать прозрачность финансовых потоков в режиме, близком к реальному времени.

Список литературы и источников:

  1. Коркина С.В. К вопросу о процессе интеграции методов «бережливого производства» на предприятиях вагонного комплекса / С.В. Коркина, А.В. Жебанов // Наука и образование транспорту. - 2020. - № 1. - С. 57-61.

  2. Галкин В.А., Кузина Е.Л., Василенко М.А., Лиманчук Л.Н., Тагильцева Ю.А., Гасанов А.М. Перспективы применения модельно-ориентированного подходав управлении качеством в железнодорожной отрасли // -2024 -№ 5. - С. 3-14

  3. Галкин В.А., Кузина Е.Л., Василенко М.А. Комплексный подход в моделировании экологичности производственных систем на транспорте // Транспортное дело России. -2023.- № 5. - С. 176-179.

  4. Беспалов В.И., Котлярова Е.В. Математическое описание экологического, экономического и социального критериев комплексной оценки состояния промышленных территорий // Terra Economicus. - 2011. - Т. 9. № 4-3. - С. 121-123

  5. Василенко, М.А. Цели и направления устойчивого развития транспортных компаний / М.А. Василенко, Е.Л. Кузина // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2021. - Т. 1. - № 11(119). - С. 90-96.

  6. Гуськова, М.Ф. К вопросу оценки бизнеса / М.Ф. Гуськова, П.Ф. Стерликов, Ф.Ф. Стерликов // Экономические науки. - 2016. - № 142. - С. 30-34.

  7. Кузина Е.Л., Дроздов Н.А., Тагильцева Ю.А., Слепцова О.С. Совершенствование подходов к планированию природоохранных мероприятий в системе природопользования на железнодорожном транспорте // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015. №12(67).

  8. Кузина Е.Л. Эколого-экономическое обоснование принятия решений по устойчивому развитию урбанизированных территорий в зонах функционирования системы железнодорожного транспорта: монография. Ростов-на-Дону. Рост. гос. строит. ун-т. 2010. 152 с.

  9. Прокопова, А. М. Общая характеристика и классификация затрат на строительно-инвестиционные объекты транспортной инфраструктуры / А. М. Прокопова, Е. Л. Кузина, А. А. Глинский, М. А. Кузина // Глобальный научный потенциал. - 2024. - № 3 (156). - С. 299-303.

  10. Гасанов, А. М. Алгоритм и этапы внедрения цифровых технологий и их влияние на систему менеджмента качества предприятия / А. М. Гасанов, Е. Л. Кузина, М. А. Кузина, П. В. Надолинский // Транспортное дело России. - 2024. - № 3. - С. 105-109.

Просмотров работы: 9