Ценообразование представляет собой процесс выбора окончательной стоимости на товар и услугу.
Классификация ценообразования осуществляется по:
- количеству элементов цен, в которые вошли прямые затраты, плановые накопления и накладные расходы;
- структуре цен, которая определяется по издержкам и по прибыли;
- области применения цен в строительстве и строительной индустрии в целом.
Сметные нормы и расценки используются на всех фазах, стадиях и этапа инвестиционного цикла, а именно при обосновании необходимости реализации строительства, на стадии организации и проведения подрядных торгов, в контрактном периоде, в проектировании и планировании строительного процесса, при реализации строительства, контроле выполненных работ, взаиморасчетах за выполнение данных работ и при эксплуатации объекта и создании банка данных [3].
Первым этапом предусматривается осуществление инженерных изысканий, так же разработка проектной и рабочей документации. Проектная подготовка предусматривает получение технических условий, исходно-разрешительной документации, выполнение инженерных изысканий, также согласование проектной документации с причастными подразделениями и государственными организациями, прохождение государственной экспертизы и последний этап утверждение проектной документации и результатов инженерных изысканий. Также разрабатывается смета на строительно-монтажные работы. Второй этап включает капитальное строительство объекта, основанием для которого является утвержденная проектная и рабочая документации установленным порядком на метрополитене, а также разрешение на строительство [1]. Третий этап жизненного цикла является самым результативным для обеспечения экономической эффективности инвестиционно-строительного проекта. Эксплуатация объекта начинается с момента получения разрешения на ввод в эксплуатацию и завершается принятием решения о капитальном ремонте, реконструкции или демонтаже объекта. Длительность эксплуатации определяется такими факторами как: срок службы объекта, период между капитальным ремонтом и установленный режим эксплуатации. На четвертом этапе жизненного цикла осуществляется капитальный ремонт объекта, который планируется при наступлении в процессе эксплуатации объекта физического износа, дефектов и разрушения строительных конструкций и систем инженерно-технического оборудования зданий и сооружений. Заключительный пятый этап жизненного цикла объекта строительства начинается с принятия решения о выведении объекта из эксплуатации для последующего демонтажа объекта, очистки территории или земельного участка на котором размещался объект.
Задачей ценообразования в строительстве является определение объективной сметной цены на инвестиционно-строительный объект, цены устанавливаются изготовителями (исполнителями) с учетом затрат и конъюнктуры рынка [6]. Цена влияет на развитие строительного производства, повышение эффективности через свои функции. Главной функцией цены является количественный показатель стоимости создаваемых ресурсов и строительной продукции. Особое внимание государство уделяет вопросам ценообразования при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета [5].
Главной функцией сметных нормативов является установление нормативного количества материальных и трудовых ресурсов, необходимых для выполнения единицы измерения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям (расценкам). Суммарный результат умножения потребности ресурсов по элементам затрат сметной нормы на соответствующие цены ресурсов дает единичную расценку — стоимость прямых затрат на измеритель работы. Единичные расценки приводятся в сборниках ФЕР и ТЕР.
Сметная стоимость строительных и монтажных работ, утвержденная в установленном порядке, выполняет роль цены на строительную продукцию, производимую строительно-монтажными организациями [2]. Правильное определение сметной стоимости строительной продукции имеет большое значение для успешного ведения инвестиционно-строительной деятельности [4]. На основании сметной стоимости определяется размер капитальных вложений, осуществляются финансирование строительства и расчеты за выполненные работы. Сметная документация используется в процессе учета и отчетности, в проведении экономического анализа деятельности строительно-монтажных организаций в целях повышения эффективности строительного производства. На рис. 1 изображена методическая и сметно-нормативная база определения стоимости строительной продукции.
Проведем изучение и сравнение методов определения сметной стоимости строительства в таблице 1.
Рис. 1. – Методическая сметно-нормативная база определения стоимости строительной продукции
Таблица 1 - Сравнительная характеристика методов определения сметной стоимости строительства
|
Наименование метода |
Предназначение |
Расчет |
|
1 |
2 |
3 |
|
Ресурсный |
Калькулирование в текущих (прогнозных) ценах и тарифах ресурсов (элементов затрат), необходимых для реализации проектного решения. Калькулирование ведется на основе выраженной в натуральных измерителях потребности в материалах, изделиях, конструкциях, данных о расстояниях и способах их доставки на место строительства, расхода энергоносителей на технологические цели, времени эксплуатации строительных машин и их состава, затрат труда рабочих. Указанные ресурсы выделяются из состава проектных материалов, различных нормативных и других источников. |
Калькулирование ведётся на основе выраженных в натуральных измерителях потребности ресурсов 1. Определяется перечень ресурсов (материалов в натуральных измерителях, механизмов, затрат труда, дается перечень объёмов работ). Все ресурсы определяются по чертежам и нормативам 2. По сборнику сметных цен в базисном уровне определяются стоимости материалов (стоимости машино-часов) каждому механизму отдельно, определяется трудоемкость работ (стоимость чел/ч по профессиям). 3. Определяются затраты подрядчиков на организацию и управления производства 4. Определяется норматив прибыли путём согласования с заказчиком 5. Определяется сметная стоимость путём суммирования трудоёмкости всего объёма работ в рублях, суммарной стоимости эксплуатации всех строительных машин, суммарная стоимость всех материалов, используемых на объекте, накладных расходов и плановых накоплений. |
|
Базисный |
Уже из самого названия понятно, что сметная документация, в данном случае, составляется по базисной стоимости. Т.е. используются ценовые показатели, заложенные нормативные базы в качестве базового уровня цен. В большинстве случаев это означает, что все цены будут соответствовать стоимости на 1.01.2000 г. Исключением является только нормативная база СН-2012, т.к. у нее в качестве базового используется текущий уровень цен (на момент написания этой статьи - действуют СН-2012 в уровне цен 2018 года). |
Для составления сметы этим методом в параметрах объекта должен быть только базовый уровень цен. Никаких индексов пересчета использоваться не должно |
|
Ресурсно-индексный |
Ресурсно-индексный метод – это сочетание ресурсного метода с системой индексов на ресурсы, используемые в строительстве |
Сочетание ресурсного метода с системой индексов на стоимость ресурсов, используемых в строительстве. Расчет индексов цен на строительную продукцию учитывает рыночные изменения ценовых показателей на материально-технические, трудовые и другие виды ресурсов. Индекс цен - отношение текущих либо (прогнозных стоимостных показателей к базисным) на сопоставимые по номенклатуре и структуре ресурсы или набора ресурсов. Ip = P I1:I0, где P1 – текущая или прогнозная цена на ресурсы, P0 – базисная. Индексы рассчитываются отдельно на материалы, отдельно на эксплуатацию машин и механизмов и отдельно на зарплату. |
|
На основе укрупненных сметных нормативов |
Использование при проектировании объекта стоимостных данных по ранее построенным или запроектированным аналогичным зданиям и сооружениям. |
Применение объектов-аналогов. |
|
Базисно-индексный |
Метод основан на использовании системы текущих и прогнозных индексов по отношению к стоимости, определенной в базисном уровне. |
Ссмр = ПЗ+НР+ПН (ПЗ – прямые затраты; НР – норма расходов; ПН – плановые накопления). Прямые затраты определяются ТЭР или ГЭСН и учитывают в себе затраты на материалы, оплату рабочих, затраты на машины и механизмы. ПЗ = ЗП+ЭМ+МЭ (ЗП – заработная плата рабочих-строителей; ЭМ – стоимость эксплуатации машин и механизмов; МЭ – затраты на строительные материалы). Суммарные прямые затраты по видам работ определяются прямым счетом или по локальным сметам. Накладные расходы учитывают затраты строительно-монтажных работ, связанных созданием общих условий производство, его обслуживанием организацией и управления. К ним относят: 1. Зарплата ИТР, администрация обслуживающих рабочих. 2. Отчисления на социальные нужды. 3. Содержание и эксплуатация вычислительной техники, телефонных станций, телеграфов или их аренда. 4. Содержание и эксплуатация зданий и сооружений, используемым административным хозяйственным персоналам. 5. Командировки, услуги банка, подготовка и переподготовка кадров, охрана труда и техническая безопасность и другие накладные расходы. Норма расходов определяется либо: 1. Прямым счетом по статьям затрат; 2. По укрупненным показателям в зависимости от вида работ (номер ТЭРа в процентах от фонда оплаты труда). Прямые затраты и накладные расходы образуют сметную себестоимость, т.е. сумму фактических затрат, связанных со строительством объекта. Себ = ПЗ-НР Плановые накопления (ПН) или сметная прибыль – сумма средств необходимые для покрытия отдельных (общих расходов) в строительно-монтажных организациях на развитие производства, социальной сферы и материального стимулирования. Плановые накопления определяются по видам работ (по видам ТЭРа в процентах от фонда оплаты труда). |
Таблица 2 - Преимущества и недостатки методов определения сметной стоимости строительства
|
Наименование метода |
Преимущества |
Недостатки |
|
Ресурсный |
Самый точный метод, который отражает фактические затраты на строительство. Метод предпочтителен для частных заказчиков, которые стремятся получить максимально точный расчет смет на строительство. Получил распространение на предприятиях, которые сами разрабатывают расценки, так как только у них имеются бухгалтерские данные о стоимости всех материальных ресурсов, использованных на выполненных работах, заработной плате, сложившейся в организации, и аренде строительных машин или затратах на эксплуатацию техники. Также метод используется при отсутствии территориальных единичных расценок для данного региона, позволяющий с высокой точность определить стоимость затрат на работы, выполняемые с использованием новых материалов и технологий. |
Самый трудоемкий метод, так как нужно отдельно найти и подтвердить в денежном эквиваленте цены на материалы, на оплату труда рабочих и машинистов, а также нормативные показатели и стоимость эксплуатации машин и механизмов. Нельзя с помощью индексов пересчитывать стоимость строительства в другой уровень цен, необходимо все цены пересматривать вручную. |
|
Базисно-индексный |
Метод получил наибольшее распространение при реализации бюджетных инвестиционных программ. Проектная организация, производящая сметный расчет задолго до строительства, не может гарантировать точные цены на конец производства работ. В таком случае гораздо выгоднее корректировать коэффициенты и индексы в сметах, а не искать заново все расценки по тем же ресурсам второй раз. Для государственных организаций-заказчиков, которые оперируют более значительными бюджетными средствами, несомненно, выгоднее иметь расчеты на основе этого метода. Затрачивает меньше времени и сил сметчика, так как все расценки уже имеются в нормативной базе. Обосновывать надо только цены, взятые из прайс-листов, если цены на требуемые материалы и оборудования отсутствуют в сметных нормативах. Пересчет смет с помощью индексов в другой уровень цен занимает несколько минут машинного времени, что позволяет быстро получать текущий уровень цен на ресурсы. |
Погрешность при составлении смет составляет 10-25% |
|
Ресурсно-индексный |
Точность расчета достаточно высокая, но зависит от используемых индексов пересчета цен. Применяется, когда необходимо смету, составленную ресурсным методом, быстро пересчитать в другой уровень цен. Разрешается с помощью индексов пересчитывать стоимость строительства в другой уровень цен. |
Трудоемкий метод - нужно отдельно подтвердить цены на материалы, на оплату труда рабочих и машинистов, а также нормативные показатели и стоимость эксплуатации машин и механизмов. |
|
На основе укрупненных сметных нор мативов |
Расчет считается самым простым, так как за основу берутся готовые стоимостные показатели объектов-аналогов. С целью достижения повышения точности сметных расчетов при составлении сметной документации на основе укрупненных сметных нормативов возможно применение поправок, учитывающих: — изменения технического уровня и социального прогресса за период от времени окончания строительства объекта-аналога до времени проектирования и строительства нового объекта; — нестандартные инженерно-геологические условия, влияющие на проектные решения по основаниям и фундаментам зданий сооружений; — региональные колебания цен на материально-технические ресурсы; — различия в архитектурно-планировочных и конструктивных решениях. Разрешается пересчет смет с помощью индексов в другой уровень цен. |
Метод считается самым неточным. Используется редко для грубой оценки будущих инвестиционных проектов |
В таблице 2 указаны преимущества и недостатки методов определения сметной стоимости строительства.
Таким образом, эффективность того или иного метода ценообразования прежде всего обусловлена тем, насколько полно учитываются в нем возможности строительных организаций компенсировать свои затраты на производство продукции и обеспечить нормальную рентабельность и конкурентоспособность на рынке подрядных работ. В условиях становления и развития рынка инвестиционных ресурсов и конкуренции немало важной и актуальной задачей является изучение и анализ методов формирования цены на строительную продукцию, поиск новых, более совершенных решений, а также выбор правильной ценовой стратегии пользователем (заказчиком, подрядчиком).
Список использованной литературы:
1. Глинский А. А. Анализ использования механизмов государственно-частного партнерства в формировании и реализации инвестиционных проектов в сфере транспортной инфраструктуры / А. А. Глинский, О. А. Копылов, В. П. Майборода // Современное состояние, проблемы и перспективы развития отраслевой науки: материалы VI Всероссийской конференции с международным участием, посвященной 125-летию РУТ (МИИТ), Москва, 25–26 ноября 2021 года. – Москва: Издательство "Перо", 2021. – С. 185-188.
2. Кузина М.А., Василенко М.А., Кузина Е.Л., Кузина М.А., Прокопова А.М. Показатели качества и безопасности транспортного обслуживания Московского метрополитена // Современное состояние, проблемы и перспективы развития отраслевой науки: материалы VIII Всероссийской конференции с международным участием. Москва, 23–24 ноября 2023 г., Российский университет транспорта / под общ. ред. д.т.н., проф. Т. В. Шепитько. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2023. – С. 426-429.
3 Кузина Е.Л., Глинский А.А., Кузина М.А., Прокопова А.М. Общая характеристика и классификация затрат на строительно-инвестиционные объекты транспортной инфраструктуры // Глобальный научный потенциал, 2024, № 3. С. 299-303.
4. Майборода В.П., Кузина Е.Л., Глинский А.А., Копылов О.А. Анализ использования механизма государственно-частного партнерства в формировании и реализации инвестиционных проектов в сфере транспортной инфраструктуры // Современное состояние, проблемы и перспективы развития отраслевой науки: Материалы VI Всероссийской конференции (с международным участием). Москва, Российский университет транспорта, – М.: Издательство «Перо», 2021. –С. 187-190.
5. Прокопова А.М., Галкин В.А., Васильченко А.М., Кузина Е.Л. Оценка эколого-экономических условий при строительстве метрополитена в крупных городах Оценка эколого-экономических условий при строительстве метрополитена в крупных городах // Современное состояние, проблемы и перспективы развития отраслевой науки: Материалы VII Всероссийской конференции с международным участием. Москва, Российский университет транспорта. – М.: Перо, 2022.- С.253 – 255
6. Терешина Н. П. Основные направления обеспечения устойчивого развития вагоноремонтного комплекса железнодорожного транспорта / Н. П. Терешина, Н. Н. Новохатская // Транспортное дело России. – 2023. – № 1. – С. 73-76.