Инвестиционные источники и основные направления их реализации на объектах транспортной инфраструктуры - Студенческий научный форум

XVIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2026

Инвестиционные источники и основные направления их реализации на объектах транспортной инфраструктуры

Попков Д.С. 1, Унанян Н.Г. 1, Шагинян А.Г. 1, Кучеровский Р.В. 2
1Российский университет транспорта (МИИТ)
2СКФ МТУСИ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Инвестиционный анализ представляет собой комплекс практических и методических приемов и действий, дающих возможность оценить целесообразность инвестиций [5].

Грамотно и своевременно проведенный инвестиционный анализ позволяет решить следующие задачи:

- обосновать выбор источников финансирования и их цены;

- комплексно оценить потребности и наличия требуемых условий инвестирования;

- выявить факторы, которые влияют на отклонение фактических результатов фактических результатов инвестирования от ранее запланированных;

- оценить реальную потребность в инвестировании и наличие необходимых условий для реализации инвестиций;

- выбрать оптимальные инвестиционные решения, с помощью которых можно укрепить конкурентоспособность компании с учетом ее тактических и стратегических целей;

- оценить параметры риска и доходности при инвестировании;

- разработать рекомендации и мероприятия по постинвестиционному мониторингу для улучшения качественных и количественных показателей деятельности компании [3].

В процессе долгосрочного планирования и разработки стратегии инвестиционного развития предприятия большое значение имеет проведение анализа структуры капитальных вложений и источников их финансирования [4].

Подавляющая часть инвестиционных вложений представляет собой капитальные вложения, поскольку они выполняют важнейшую экономическую задачу – простого и расширенного воспроизводства основных фондов [1].

Развитие ГУП «Московский метрополитен» осуществляется в соответствии с потребностями города в транспортных услугах, необходимостью улучшения транспортного обслуживания населения, сокращения затрат времени на поездку, разгрузки действующих линий, повышения надежности и безопасности работы метрополитена.

Стратегической целью ГУП «Московский метрополитен» является эффективное и качественное удовлетворение общественного спроса мегаполиса на транспортные услуги в полном объеме [6].

Приоритетными направлениями стратегии развития Московского метрополитена являются:

- обеспечение безопасности движения поездов;

- культурное и качественное обслуживание пассажиров;

- увеличение производительности труда и эффективности работы;

- ускорение модернизации инфраструктуры;

- обеспечение оптимизации расходов на перевозку пассажиров и развития инновационных технологий, направленных на повышение эффективности использования энергетических и природных ресурсов.

Реализация приоритетных направлений стратегии развития подразумевает достижение ключевых показателей эффективности (КПЭ) деятельности Московского метрополитена, которые можно разделить на следующие группы:

1. Обновление инфраструктуры.

Результирующие КПЭ: сокращение количества сбоев (по причине работы эскалаторов, системы электроснабжения, неисправности путей), снижение уровня шума, снижение очередей, повышение парности движения поездов и т.д.;

2. Повышение качества сервиса пассажиров.

Результирующие КПЭ: увеличение удовлетворенности пассажиров, увеличение количества активных пользователей мобильных приложений Московского метрополитена, сокращение очередей в кассы и т.д.;

3. Повышение уровня безопасности.

Результирующие КПЭ: сокращение случаев противозаконного проникновения на объекты метрополитена и повреждения имущества, увеличение количества досмотренных пассажиров и единиц багажа и т.д.

4. Улучшение экономических показателей.

Результирующие КПЭ: покрытие расходов билетными доходами, покрытие расходов не билетными и прочими доходами, рост доходов на объем перевозочной работы, сокращение эксплуатационных затрат, сокращение себестоимости перевозки 1 пассажира и т.д.

5. Автоматизация и централизация.

Результирующие КПЭ: увеличение производительности труда, сокращение времени выполнения основных процессов, улучшение взаимодействия производственных и сервисных подразделений и т.д. [2].

Таким образом, стратегическое направление развития и ключевые показатели эффективности деятельности метрополитена имеют следующие основные программы обновления инфраструктуры:

- обновление подвижного состава;

- усиление систем электроснабжения;

- замена эскалаторных комплексов;

- обеспечение транспортной безопасности;

- модернизация путевого хозяйства и тоннельной вентиляции;

- модернизация деповского хозяйства;

- реконструкция систем связи, сигнализации, централизации и блокировки;

- улучшение пассажирских сервисов;

- благоустройство;

- пожарная безопасность;

- механизация и диагностика;

- автоматизация и информатизация;

- прочая реконструкция.

Проведем анализ объема и структуры основных программ обновления инфраструктуры ГУП «Московский метрополитен» (таблица 1).

Таким образом, реализованный объем финансирования программы обновления инфраструктуры ГУП «Московский метрополитен» за период 2024 г. итого составил 57 млн руб., в 2025 г. - в три раза больше и составляет 166 млн руб. Увеличение объема финансирования программы за период 2025 гг. более чем в три раза увеличилось по ключевым направлениям: пожарная безопасность, модернизация деповского хозяйства, усиление систем электроснабжения, реконструкция систем СЦБ, обновление подвижного состава, замена эскалаторных комплексов.

Таблица 1. Структура и объем финансирования основных программ обновления инфраструктуры

ГУП «Московский метрополитен»


п/п

Программы развития

Фактический о
объем фин.
2023 гг.,
млн руб.

Фактический
объем фин.
2024 гг.,
млн руб.

Фактический
объем фин.
2025 гг.,
млн руб.

Темпы
динамики,
проценты
2024 год
к 2023 году

Темпы
динамики,
проценты
2025 год
к 2024 году

1

Обновление подвижного состава

15 652

19 871

102 840

161,99

219,48

2

Усиление систем электроснабжения

5 036

4 024

30 803

261,01

193,28

3

Замена эскалаторных комплексов

7 807

5 708

25 167

186,05

136,98

4

Благоустройство

16 546

18 389

26 166

284,60

117,77

5

Обеспечение транспортной безопасности

7 819

6 312

18 209

121,64

137,16

6

Реконструкция систем связи, сигнализации, централизации и блокировки (ССЦБ)

3 708

2 591

15 081

217,37

167,77

7

Модернизация путевого хозяйства и тоннельной вентиляции

5 432

4 943

11 996

117,76

106,08

8

Модернизация деповского хозяйства

1 308

1 016

12 441

532,68

129,88

9

Улучшение пассажирских сервисов

7 608

6 858

8 838

147,42

149,59

10

Пожарная безопасность

2 546

231

3 908

439,82

284,65

11

Автоматизация и информатизация

1 607

1 575

2 840

111,35

131,65

12

Механизация и диагностика

1 715

1 595

2 535

139,47

169,68

13

Прочая реконструкция

2 354

1 090

1 486

144,21

138,52

 

Итого:

79 138

74 203

262 310

171,23

169,25

Рассмотрим структуру программы обновления инфраструктуры ГУП «Московский метрополитен» в разрезе основных направлений развития метрополитена в процентном соотношении к общему объему финансирования за периоды 2024 г. и 2025 г. соответственно (рис. 1, рис. 2):

Рис. 1. Структура инвестиционной программы 2024 г.

Рис. 2. Структура программы 2025 г.

Из данного анализа видно, что больше 58% финансирования программы обновления инфраструктуры направленно на реконструкцию и капитальный ремонт объектов, Дирекции информационно-технологических систем и систем связи, Службы подвижного состава.

Далее проводим анализ динамики объема и структуры инвестиций по конкретным группам и видам капитальных вложений. Важным моментом инвестиционного анализа является оценка динамики средств по составу и структуре используемых на финансирование капитальных вложений. В качестве основных источников финансирования используются собственные средства (амортизация нематериальных активов и основных средств, чистая прибыль) и привлеченные средства (кредиты банков, целевое финансирование из бюджета, заемные средства других предприятий). Для характеристики динамики состава и структуры источников финансирования капитальных вложений используются данные бухгалтерского учета, отраженные в таблице 2. Как видно из таблицы 2 источники финансирования долгосрочных инвестиций уменьшились в 2024 году против 2023 года на 4 935 млн. руб., или на 6,24 %. Это произошло в основном за счет снижения источников заемных средств на 4 620 млн. руб., или на 9,22 %. В 2025 году по сравнению с 2024 годом источники финансирования увеличились на 188 107 млн. руб. или на 253, 5 %, что обуславливается увеличением привлеченных средств на 77 969 млн. руб. или снижением 3,12 %.

Собственные средства, направленные на финансирование долгосрочных инвестиций в 2024 году по сравнению с 2023 годом увеличились на 4 620 млн. руб., или на 9,22 %, а объем привлеченных средств уменьшился на 9 555 млн. руб. или на 9,22 %. Положительным моментом является изменение структуры источников долгосрочного инвестирования в сторону увеличения удельного веса собственных средств на 9,22 % при одновременном снижении доли привлеченных средств. В 2024 году более 3/4 объема (54,20 %) долгосрочного инвестирования составили собственные средства предприятия.

Таблица 2 – Анализ основных технико-экономических показателей деятельности ГУП «Московский метрополитен»


п/п

Показатели

2023 г.

2024 г.

2025 г.

Отклонение (+/-)

Темпы роста, процент

2024 г. от 2023 г.

2025 г. от 2024 г.

2024 г. к
2023 г.

2025 г. к
2024 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Выручка от продаж, тыс. руб.

118 197 891

126 491 728

140 809 792

+8 293 837

+14 318 064

107,1

111,3

2

Себестоимость продаж, тыс. руб.

120 300 630

129 734 676

149 164 267

+9 434 046

+19 429 591

107,8

114,9

3

Прибыль от продаж, тыс. руб.

2 335 594

10 563 453

16 987 891

+8 227 859

+6 424 438

452,2

160,8

4

Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

392 781

8 797 971

14 691 201

+8 405 190

+5 893 230

2239,9

166,9

5

Чистая прибыль, тыс. руб.

1 638 601

8 379 487

13 082 956

+6 740 886

+4 703 469

511,4

156,1

6

Среднесписочная численность работников организации, тыс. чел.

56 358

60 600

62 600

+4242

+2 000

107,5

103,3

7

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.

1 247 288 337

1 437 080 365

2 078 803 493

+189 792 028

+641 723 128

115,2

144,7

8

Среднегодовые остатки нормируемых оборотных средств, тыс. руб.

6 644 533

11 292 037

12 956 755

+4 647 504

+1 664 718

169,9

114,7

9

Производительность труда (строка 1: строку 6), руб./чел.

2 097,27

2 087,32

2 249,36

-9,95

-162,04

99,5

107,8

10

Фондоотдача основных производительных фондов (строка 1: строку 7), тыс. руб./ тыс. руб.

0,095

0,088

0,068

-0,007

-0,02

92,6

77,27

11

Оборачиваемость оборотных средств (строка 1: строку 8), обороты

17

11

10

-6

-1

64,71

90,9

12

Общая рентабельность производства (строка 5: (строка 7 + строка 8) * 100), проценты

0,13

0,58

0,63

+0,45

+0,05

В 2025 году по отношению к 2024 году увеличилось как финансирование за счет собственных средств, так и за счет привлеченных средств на 110 138 млн. руб. и 77 969 млн. руб. соответственно. Отрицательным моментом является изменение структуры источников долгосрочного инвестирования в сторону увеличения удельного веса заемных средств на 3,12 %, при этом стоит отметить, что объем собственных средств также увеличился на 110 138 млн. руб. Проведем анализ инвестиционных вложений ГУП «Московский метрополитен» по видам работ при реализации строительства по управлению Дирекции инфраструктуры ГУП «Московский метрополитен» в 2023-2025 гг. в таблице 3.

Проанализировав рис. 1, можно сделать вывод, что в период с 2023 по 2025 годы затраты на виды работ при реализации объектов капитального строительства кардинально не менялись, в среднем по годам разница инвестиционных вложений по видам работ не превышает 1%.

В результате анализа рис. 2 делаем вывод, что большая часть средств (75%) инвестируется в строительно-монтажные работы объектов капитального строительства, вторая по величине часть инвестиционных вложений приходится на проектно-изыскательские работы (20%), далее по убыванию непредвиденные расходы, прочие затраты, затраты на исходно-разрешительную документацию и оборудование.

Можно сделать вывод о том, что в программе 2024 г. Преимущественно финансировались мероприятия, направленные на обновление подвижного состава (27% от общего объема финансирования) и благоустройство (25% от общего объема финансирования), реализация остальных мероприятий не требует значительного выделения средств и доли финансирования составляют от 1% до 9% от общего объема. Следует отметить, что в программе 2025 гг. изменились приоритеты финансирования и основной объем средств выделяется на мероприятия, направленные на обновление подвижного состава (39 % от общего объема финансирования) и усиление систем электроснабжения (12% от общего объема финансирования).

Таблица 3. Динамика состава и структуры источников финансирования

Показатель

Использовано средств в 2023 году

Использовано средств в 2024 году

Использовано средств в 2025 году

Изменение (+/-)

Темпы роста, %

млн. руб.

в % к итогу

млн. руб.

в % к итогу

млн. руб.

в % к итогу

2024 г. по сравнению с 2023 г.

2025 г. по сравнению с 2024 г.

2024 г. к 2023 г.

2025 г. к 2024 г.

млн. руб.

по структуре

млн. руб.

по структуре

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Собственные средства

35 596

44,98

40 216

54,20

150 354

57,32

+4 620

+9,22

+110 138

+3,12

112,98

373,87

Привлеченные средства

43 542

55,02

33 987

45,80

111 956

42,68

-9 555

-9,22

+77 969

-3,12

78,06

329,41

Всего инвестиций

79 138

100

74 203

100

262 310

100

-4 935

+188 107

93,76

353,50

При этом реализация остальных мероприятий требует значительно большего выделения средств по сравнению с предыдущими годами, а доли финансирования составляют от 1% до 10% от общего объема.

Список использованной литературы:

1. Василенко Е.А., Василенко М.А., Кузина Е.Л., Прокопова А.М., Лиманчук Л.Н. Развитие транспортного обслуживания Московского метрополитена в условиях реализации экологической стратегии города // Сборник научных статей аспирантов ИПСС РУТ (МИИТ) «Аспирантские чтения» выпуск 5 [Текст]. М.: Перо, 2023. - С. 146-150.

2. Глинский А.А., Кузина М.А., Прокопова А.М., Кузина Е.Л. Общая характеристика и классификация затрат на строительно-инвестиционные объекты транспортной инфраструктуры // Глобальный научный потенциал, 2024, № 3. С. 299-303.

3. Кузина Е.Л., Дроздов Н.А. Социо-эколого-экономическая эффективность инвестиционно-транспортной стратегии: проблемы и пути повышения // Современные экономические проблемы развития и эксплуатации транспортной инфраструктуры / Под ред. Д.А. Мачерета, Н.В. Капустиной, П.Е. Цыпина // Труды Международной научно-практической конференции. - М.: РУТ(МИИТ), 2020. –С.111-118

4. Кузина М.А., Кузина Е.Л. Инновационно-инвестиционный потенциал в системе природопользования на железнодорожном транспорте // Труды Всероссийской научно-практической конференции «Транспорт-2015».- РГУПС, Ростов-на-Дону, 2015. – 505 с. ISBN 978-5-88814-411-4

5. Майборода В.П., Кузина Е.Л., Глинский А.А., Копылов О.А. Анализ использования механизма государственно-частного партнерства в формировании и реализации инвестиционных проектов в сфере транспортной инфраструктуры // Современное состояние, проблемы и перспективы развития отраслевой науки: Материалы VI Всероссийской конференции (с международным участием). Москва, Российский университет транспорта, – М.: Издательство «Перо», 2021. –С. 187-190.

6. Прокопова А.М., Галкин В.А., Васильченко А.М., Кузина Е.Л. Оценка эколого-экономических условий при строительстве метрополитена в крупных городах // Сборник научных статей аспирантов ИПСС РУТ (МИИТ) «Аспирантские чтения» выпуск 5 [Текст]. М.: Перо, 2023. - С. 144-146.

Просмотров работы: 15