Управление затратами представляет собой область управленческой деятельности, направленную на решение всех проблем и задач, связанных с повышением эффективности использования производственных ресурсов для достижения цели максимизации финансовых результатов в организациях [1].
Важной целью управления затратами выступает экономия ресурсов и максимизация отдачи от них. Управление затратами можно подразделить на 7 этапов, изображенных на рис. 1.
На 1 этапе должны быть определены:
– подразделения предприятия, связанные с осуществлением затрат, отражением их в учете, контролем;
– подчиненность подразделений;
– сфера ответственности подразделений;
– взаимосвязь с другими подразделениями;
– функциональные обязанности для каждой должности;
– документооборот, сопровождающий хозяйственные операции.
Рис. 1. Этапы управления затратами
Данный этап осуществляется кадровой службой при активном сотрудничестве с производственной и финансово-экономической службами, бухгалтерией, службой снабжения и т.п. Отдельно финансово-экономической службе поручается разработка элементов, необходимых для функционирования системы:
– центров затрат - подразделений, которые осуществляют расходы;
– ответственности - в т.ч. материальной;
– норм и нормативов расхода сырья, материалов, топлива и пр., норм выработки;
– образцов первичных документов по списанию сырья, материалов, топлива, по учету рабочего времени и т.п.;
– регламента предоставления информации - порядок, сроки, получатели данных.
На 2 этапе информационное обеспечение необходимо для своевременного и достоверного сбора информации о затратах. Выполнение этой функции обеспечивается финансово-экономической службой.
Этап 3 предполагает планирование затрат, которое как правило, осуществляется в комплексе с планированием других показателей деятельности предприятия в рамках принятой на предприятии системы планирования и бюджетирования. Подразделением, ответственным за формирование плановых показателей затрат, является финансово-экономическая служба [2].
На 4 этапе оперативный контроль расходов – функция сотрудников структурных подразделений, в рамках которых осуществляются расходы.
Для контроля над затратами необходимо организовать:
– фиксирование затрат на рабочих местах в центрах затрат;
– сравнение фактических затрат с нормативными (плановыми),
выявление отклонений;
– своевременную передачу данных в подразделение, занимающееся
сбором и обработкой информации о затратах (финансово-экономическую службу).
На 5 этапе осуществляется отражение хозяйственных операций в системе управленческого учета и интеграцию этих операций в системе бухгалтерского учета. Этим занимаются финансово-экономическая служба и бухгалтерия. Учет затрат включает также разработку единой методологической базы управленческого учета, разработку системы стимулирования сотрудников и штрафов за несоблюдение технологических требований, требований охраны труда и других [3].
На этапе 6 в процессе анализа затрат необходимо сопоставление нормативных (плановых) и фактических данных, выявление причин отклонений и проблемных участков на производстве, анализ структуры и динамики затрат, определение эффективности затрат. Комплексный анализ затрат осуществляет финансово-экономическая служба.
На этапе 7 основываясь на результаты предыдущего этапа службам, занимающимся учетом, анализом, контролем и планированием затрат необходимо внести рекомендации по изменению финансовой политики в части управления затратами [4]. Например, изменение структуры затрат, пересмотр норм и нормативов, корректировку ценовой политики предприятия, изменение объемов или диверсификацию производства. Наиболее эффективные и экономически проработанные предложения должны служить основой управленческих решений [5]. Ключевые компоненты управления затратами представлены в таблице 1.
Таблица 1. - Ключевые компоненты управления затратами
|
Управление затратами |
Характеристика |
|
Оценка затрат |
Прогнозирование расходов |
|
Планирование затрат |
Разработка стратегий управления и распределения ресурсов |
|
Контроль затрат |
Мониторинг и корректировка затрат на протяжении всего процесса |
|
Анализ затрат |
Оценка эффективности стратегий управления затратами |
При управлении затратами необходимо придерживаться классификации, отраженной в таблице 2.
Таблица 2. - Классификация затрат
|
Вид расходов |
Характеристика |
|
Прямые затраты |
Затраты на сырье и основные материалы, оборудования, заработная плата производственных рабочих, амортизация оборудования, затраты на топливо и энергию для технологических целей, разработки проектной и рабочей документации, выполнение инженерных изысканий, исходя из сметных норм и цен, объемов конструкций или видов работ. |
|
Косвенные затраты |
Арендная плата за аренду офисного помещения, заработная плата административного персонала, проценты по кредитам. |
|
Условно-переменные затраты |
Затраты, величина которых зависит от объема производства и реализации товаров, работ и услуг (ТУР). Расходы на сырье и основные материалы, сдельная заработная плата, затраты на топливо и энергию для технологических целей и др. |
|
Условно-постоянные затраты |
Затраты, величина которых не зависит от объема производства, реализации товаров, работ и услуг. Амортизация, арендная плата, проценты по кредитам. |
Процесс выработки эффективного решения для усовершенствования методов ценообразования - это деятельность, осуществляемая по определенной технологии с использованием различных методов, направленная на поиск выхода из определенной ситуации путем формирования, а затем реализации воздействия на проблему [6]. В организационном аспекте данный процесс представляет собой совокупность закономерно следующих один за другим в определенной временной и логической последовательности этапов, между которыми существуют сложные прямые и обратные связи. Каждому этапу соответствуют конкретные трудовые действия, направленные на выработку и реализацию решения. Эту повторяющуюся систему действий принято называть технологией процесса выработки и реализации решений, которую можно представить в виде алгоритма. Этот процесс является чрезвычайно сложным и запутанным, характеризующимся многообразием обратных связей, возвращением на предшествующие стадии [7].
Рассмотрим алгоритм действий для повышения эффективности использования методов формирования цен на инвестиционно-строительные объекты на примере ГУП «Московский метрополитен». ГУП «Московский метрополитен» осуществляет деятельность по перевозке пассажиров в соответствии с действующим законодательством на основании Устава, утвержденного распоряжением Департамента имущества города Москвы. Целями и предметом деятельности предприятия являются оказание услуг по перевозке пассажиров и обеспечение транспортного обслуживания населения в целях удовлетворения потребностей города Москвы в пассажирских перевозках и получения прибыли.
Алгоритм действий для повышения эффективности использования методов формирования цен в ГУП «Московский метрополитен» должен строиться по следующему плану (рис. 2). С целью повышения эффективности использования методов формирования цен в ГУП «Московский метрополитен», в соответствии с рисунком 2, необходимо:
Изучить современную сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве, методические базы определения стоимости, элементные и укрупненные сметные нормативы, сборники государственных элементных сметных норм (ГЭСН), федеральные и территориальные единичные расценки на строительные работы (ФЕР и ТЕР), индивидуальные сметные нормативы.
Обоснование выбора метода формирования цен на услугу (товар)
Оценка источников и определения направлений инвестиционной деятельности предприятия
Оценка результатов работы предприятия на основе анализа технико-экономических показателей за определенный период
Формирование и оценка механизма ценообразования на предприятии
Обоснование выбора метода управления затратами в предприятии
Расчет затрат в себестоимости продукции работ/услуг предприятия
НЕТ
ДА
Рост показателей рентабельности
Метод формирования цен
Рис. 2. Алгоритм действий для повышения эффективности использования методов формирования цен на строительную продукцию
Рассмотреть виды и особенности методов формирования цен на инвестиционно-строительные объекты (ресурсный, ресурсно-индексный, базисно-индексный методы определения сметной стоимости, а также метод на основе укрупненных сметных нормативов), оценить достоинства и недостатки методов определения сметной стоимости, обеспечить баланс интересов поставщиков и потребителей услуг, компенсировать обоснованные расходы на производство и т.д.;
Провести анализ технико-экономических показателей ГУП «Московский метрополитен» в период 2023-2025 гг. (анализ финансовых результатов, анализ производительности труда и фондоотдачи ГУП «Московский метрополитен»), сделать выводы о рентабельности производства ГУП «Московский метрополитен» и эффективности распределения затрат;
Оценить механизм ценообразования в ГУП «Московский метрополитен», который состоит из анализа поэлементной группировки затрат на производство за 2023-2025 гг. ГУП «Московский метрополитен», провести анализ достоверности определения сметной стоимости проектов базисным методом, сделать выводы о достоверности определения стоимости проектов на базе сметы, используемой в ГУП «Московский метрополитен»;
Провести инвестиционный анализ в ГУП «Московский метрополитен» (анализ динамики объема и структуры капитальных вложений, анализ динамики состава и структуры финансирования, анализ инвестиционных вложений по видам работ в 2023 г. – 2025 г., выводы об эффективности инвестиционных вложений);
Рассмотреть методы управления затратами, оценить преимущества и недостатки методов управления затратами, осуществить выбор метода расчета для оценки эффективности;
Определить метод управления затратами для повышения эффективности использования методов формирования цен на проектирование, строительство объектов;
Внедрить метод управления затратами ГУП «Московский метрополитен»;
Осуществить первичное установление цен и их тестирование в реальных рыночных условиях. Нужно проверить, как цены ведут себя в ходе конкретных сделок, на группах потребителей и т.д.;
Провести корректировку по результатам тестирования применяемых методов и методик ценообразования;
Установить конечную цену.
Изучив вышеуказанные материалы, можно сделать вывод, что действующая система ценообразования и сметного нормирования, в том числе основанная на принципе формирования сметной стоимости строительства объекта по жестко фиксированным оптовым ценам и тарифам на используемые ресурсы - труд, строительные машины, строительные материалы и конструкции нуждается в усовершенствовании.
Таким образом, новая система ценообразования и сметного нормирования своими принципами и содержанием должна обеспечивать: формирование сметных цен на разработку проектной и рабочей документации, прохождение экспертизы, покрытие затрат на строительную продукцию и оборудование, введение в эксплуатацию строительного объекта на разных этапах жизненного цикла; вариантный подход к вопросам ценообразования без жесткой регламентации и чрезмерной централизации; восстановление подрядчику затрат в процессе строительного производства в полном объеме с определенным уровнем прибыли.
Список использованной литературы:
1. Беседа М. А., Бушин М. В., Литвиновский Е. М. Экологическая безопасность Московского метрополитена // Проблемы безопасности российского общества. – 2021. – № 1(33). – С. 79-84.
2. Глинский А. А. Анализ использования механизмов государственно-частного партнерства в формировании и реализации инвестиционных проектов в сфере транспортной инфраструктуры / А. А. Глинский, О. А. Копылов, В. П. Майборода // Современное состояние, проблемы и перспективы развития отраслевой науки: материалы VI Всероссийской конференции с международным участием, посвященной 125-летию РУТ (МИИТ), Москва, 25–26 ноября 2021 года. – Москва: Издательство "Перо", 2021. – С. 185-188.
3. Кузина М.А., Василенко М.А., Кузина Е.Л., Кузина М.А., Прокопова А.М. Показатели качества и безопасности транспортного обслуживания Московского метрополитена // Современное состояние, проблемы и перспективы развития отраслевой науки: материалы VIII Всероссийской конференции с международным участием. Москва, 23–24 ноября 2023 г., Российский университет транспорта / под общ. ред. д.т.н., проф. Т. В. Шепитько. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2023. – С. 426-429.
4 Кузина Е.Л., Глинский А.А., Кузина М.А., Прокопова А.М. Общая характеристика и классификация затрат на строительно-инвестиционные объекты транспортной инфраструктуры // Глобальный научный потенциал, 2024, № 3. С. 299-303.
5. Майборода В.П., Кузина Е.Л., Глинский А.А., Копылов О.А. Анализ использования механизма государственно-частного партнерства в формировании и реализации инвестиционных проектов в сфере транспортной инфраструктуры // Современное состояние, проблемы и перспективы развития отраслевой науки: Материалы VI Всероссийской конференции (с международным участием). Москва, Российский университет транспорта, – М.: Издательство «Перо», 2021. –С. 187-190.
6. Прокопова А.М., Галкин В.А., Васильченко А.М., Кузина Е.Л. Оценка эколого-экономических условий при строительстве метрополитена в крупных городах Оценка эколого-экономических условий при строительстве метрополитена в крупных городах // Современное состояние, проблемы и перспективы развития отраслевой науки: Материалы VII Всероссийской конференции с международным участием. Москва, Российский университет транспорта. – М.: Перо, 2022.- С.253 – 255
7. Терешина Н. П. Основные направления обеспечения устойчивого развития вагоноремонтного комплекса железнодорожного транспорта / Н. П. Терешина, Н. Н. Новохатская // Транспортное дело России. – 2023. – № 1. – С. 73-76.