Медико-биологические проблемы в формировании культуры здорового образа жизни у студентов первого курса - Студенческий научный форум

XVIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2026

Медико-биологические проблемы в формировании культуры здорового образа жизни у студентов первого курса

Юшманова Е.В. 1, Агеева О.Н. 1, Вагина А.А. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Период адаптации студентов первого курса к обучению в вузе сопровождается значительными психофизиологическими нагрузками, что часто приводит к ухудшению здоровья и формированию деструктивных поведенческих моделей. Рост числа заболеваний, связанных с нарушением режима питания, сна, физической активности и стрессом, обуславливает необходимость изучения медико-биологических аспектов в формировании культуры ЗОЖ. Актуальность темы связана с необходимостью в разработки научно обоснованных подходов к сохранению и укреплению здоровья студентов, что является важным условием их академической успеваемости и долгосрочного благополучия.

Цель:Изучить медико-биологические проблемы, препятствующие формированию культуры здорового образа жизни у студентов первого курса, и предложить пути их решения.

Задачи:

• выявить основные медико-биологические проблемы, характерные для студентов первого курса.

• проанализировать влияние адаптационного периода на физическое и психическое состояние студентов.

разработать рекомендации по интеграции здоровье-сберегающих технологий в образовательную среду.

найти пути решения проблемы

Физическая культура играет важную роль в обеспечении физического и психологического благополучия учащихся [3]. Однако проблемаформирования культуры ЗОЖ у студентов первого курса является комплексной и включает ряд медико-биологических аспектов. Она не ограничивается просто отсутствием знаний о здоровом образе жизни; это глубоко укоренившаяся проблема, требующая многостороннего подхода к решению. Неправильная, с точки зрения гигиены и психологии детства, организация внутреннего распорядка, режима питания, нарушение требований к чередованию видов и форм деятельности, эмоционально-психологический дискомфорт – основные причины повышенной утомляемости и недостаточной эффективности обучающихся в учебно-познавательном процессе [2]. Некоторые аспекты проблемы:

• Нарушение режима дня и сна. Недостаток сна и нерегулярный режим приводит к хронической усталости, снижению когнитивных функции и ослаблению иммунитета

• Несбалансированное питание. Преобладание вредной еды, недостаток витаминов и микроэлементов способствует развитию заболеваний, ожирению и снижению энергетического потенциала.

• Гиподинамия. Малоподвижный образ жизни, связанный с длительными аудиторными занятиями и самостоятельной работой, приводит к мышечной атрофии, нарушению осанки и сердечно-сосудистым заболеваниям.

• Психосоматические расстройства. Высокий уровень стресса, тревожности и эмоционального напряжения провоцирует развитие вегетососудистой дистонии, головных болей и нарушению пищеварения.

• Снижение иммунитета. На фоне стресса и неправильного образ жизни повышается восприимчивость к инфекционным заболеваниям, что негативно сказывается на учебном процессе.

• Ухудшение репродуктивного здоровья. Нарушения гормонального фона и хронический стресс способствует развитию патологий репродуктивной системы. Причины проблемы:

• Резкая смена социальной среды и образа жизни. Переход от школьного к высшему образованию сопровождается кардинальными изменениями в режиме дня, питания и социальном окружении.

• Отсутствие навыком самостоятельного планирования. Многие студенты не обладают достаточными навыками тайм-менеджмента и организации собственного быта.

• Высокая учебная нагрузка. Интенсивный учебный процесс и большое количество домашних заданий оставляют мало времени на отдых и физическую активность.

• Недостаточная информированность. Отсутствие системных знаний о принципах здорового образа жизни и способах поддержания здоровья в условиях повышенных нагрузок.

• Экономические факторы. Ограниченные финансовые возможности не позволяют многим студентам полноценно питаться и заниматься многими видами спорта платно.

Проблематика физкультурного образования остается актуальной и требует дальнейших исследований в данной области [3]. Только совместными усилиями спортивного сообщества, государственных органов и международных организаций можно добиться существенного прогресса. Она не ограничивается просто отсутствием знаний о здоровом образе жизни; это глубоко укоренившаяся проблема, требующая многостороннего подхода к решению.

Современная система высшего образования предъявляет высокие требования к студентам первого курса, что создает серьезные медико-биологические проблемы. Проведенный анализ позволяет выделить несколько ключевых аспектов данной проблемы. Рассмотрим данные проблемы: Физиологическая адаптация к новым условиям обучения сопровождается напряжением регуляторных систем организма. Наблюдается, что студенты не умеют адаптироваться. Это проявляется в нарушении сна, снижении иммунитета и обострении хронических заболеваний. Особенно страдает сердечная система – отмечаются случаи артериальной гипертензии и вегетососудистой дистонии даже у ранее здоровых студентов. Питание и метаболизм представляют отдельную проблему. Не все студенты соблюдают режим питания, многие студенты питаются нерегулярно, отдавая предпочтение вредной еде. Это приводит к развитию заболеваний, которые все чаще диагностируются у молодых людей.

Двигательная активность значительно снижается в связи с увеличением учебной нагрузки и плохого питания. Гиподинамия отмечается также у большинства студентов и проявляется в мышечной слабости, нарушении осанки и снижении желания к физическим нагрузкам. Малое количество студентов регулярно посещают спортивные секции. Отсюда появляются психосоматические аспекты в процессе адаптации. Повышенная академическая нагрузка, необходимость социальной активности и страх неудачи, стресс вызывают хронические болезни у студентов. Это проявляется в развитии психических заболевании, в недостатке сна и снижении когнитивных функции. Репродуктивное здоровье также подвергается серьезным испытания. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие [4].

Напрямую также влияет информационная осведомленность студентов о здоровом образе жизни. Малое количество людей обладает достаточными знаниями о правильном образе жизни. К этому также и относиться проблема системы медицинского обеспечения в вузах. Она требует совершенствования и доступности для каждого. Пути решения проблемы:

• Внедрение образовательных модулей по основам здорового образа жизни в учебные планы всех направлений подготовки.

• Организация регулярных профилактических осмотров и консультации с медицинскими специалистами на базе вузов.

• Вовлечение родителей и местных сообществ в спортивные мероприятия и программы поможет создать единую систему воспитания ценностей, что усиливает эффект от занятий физической культуры [5].

• Создание условий для физической активности: развитие доступной спортивной инфраструктуры, введение обязательных физкультурно-оздоровительных мероприятий.

• Оптимизация учебного процесса: рациональное распределение учебной нагрузки, внедрение технологий обучения.

• Включенность в профессиональную деятельность и позитивная оценка себя и своих способностей дают возможность лучше справляться со стрессом и избежать профессионального выгорания [1].

В заключение можно сказать, что для повышения эффективности формирования культуры здорового образа жизни у студентов первого курса необходимо укрепить межведомственное взаимодействие и стремиться к созданию целостной системы сбережения здоровья в вузах. Физическая культура играет ключевую роль в формировании моральных качеств личности, таких как ответственность, честность, упорство, и командный дух [5]. Поэтому необходимо обеспечить доступность к разным спортивным секциям, медицинской помощи, усилить просветительскую работу и создать благоприятные условия для физического и психического развития студентов. Только комплексный подход, сочетающий образовательные, медицинские и организационные меры, может гарантировать успешную адаптацию студентов и сохранение их здоровья.

Список использованной литературы

1. Культурно-образовательное пространство вуза как перспективная модель воспитания : монография / Г. В. Акименко, С. А. Асанов, А. В. Ведерникова [и др.]. — Кемерово : КемГМУ, 2024. — 249 с.

2. Здоровьесберегающее личностно-ориентированное образование в современных условиях: традиции, опыт, перспективы развития : монография / под редакцией А. Р. Вирабовой, О. А. Шкляровой. — Москва : Пробел-2000, 2021. — 248 с.

3. Проблемы физкультурного образования: содержание, направленность, методика, организация. Сборник статей по материалам IX международного научного конгресса, посвящённого 100-летию образования государственного органа управления в сфере физической культуры и спорта и 100-летию физкультурного движения в Республике Саха (Якутия) 26–28 октября 2023 года : сборник научных трудов / под редакцией Н. В. Никифорова [и др.]. — Чебоксары : , 2024. — 620 с.

4. Файзрахманов, И. И. Теория и методика физического воспитания обучающихся : учебно-методическое пособие / И. И. Файзрахманов, И. Г. Хурамшин, С. С. Русакова. — Казань : Поволжский ГУФКСиТ, 2024. — 163 с.

5. Роль и место физической культуры в системе высшего образования: сборник научных статей : сборник научных трудов. — Санкт-Петербург : СПбГУВМ, 2024. — 372 с.

6. Актуальные проблемы совершенствования системы физкультурного образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием : материалы конференции. — Калининград : БФУ им. И.Канта, 2022. — 215 с.

7. Физическая культура и спорт: современные тенденции, актуальные проблемы и перспективы развития : материалы конференции / составители Т. К. Ким, И. В. Шагин. — Москва : МПГУ, 2018. — 258 с.2.

 

3

Просмотров работы: 19