РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ «ИЗМЕНЕНИЕ ПАТТЕРНОВ ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ СУПРУГАМИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД СНИЖЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЕ» - Студенческий научный форум

XVIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2026

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ «ИЗМЕНЕНИЕ ПАТТЕРНОВ ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ СУПРУГАМИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД СНИЖЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЕ»

Циомик И.В. 1, Гуремина Н.В. 1
1ФГБОУ ВО «Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Семья является фундаментальной ячейкой любого общества и основным институтом социализации личности. В современном мире, несмотря на динамичные изменения в социальных структурах, ценность крепких и гармоничных семейных отношений остается высокой.

Однако, по данным мировой статистики, количество разводов остается значительным, например, в 2024 году в России на 10 заключенных браков приходилось 8 разводов, что вывело страну на третье место в мире по этому показателю. По данным Росстата за январь-октябрь 2024 года, было зарегистрировано 764 722 брака и 532 896 разводов.

Одной из ведущих причин распада браков, а также хронической неудовлетворенности супругов, является неэффективное и деструктивное общение. Конфликты в браке неизбежны, но их деструктивные формы и неспособность супругов конструктивно разрешать разногласия приводят к эмоциональному выгоранию, снижению качества жизни, ухудшению психического здоровья каждого из партнеров и, что особенно важно, негативно сказываются на развитии детей. Дети, растущие в атмосфере постоянных супружеских конфликтов, демонстрируют повышенный риск развития тревожных расстройств, депрессии, проблем с поведением и трудностей в построении собственных отношений в будущем.

Актуальность данной темы усиливается в условиях современного темпа жизни, стрессов, цифровизации, которые часто приводят к снижению качества живого общения, навыков эмпатии и способности слушать друг друга. Многие пары осознают проблему, но не обладают необходимыми инструментами и стратегиями для изменения устоявшихся, часто неосознаваемых, деструктивных паттернов взаимодействия.

Таким образом, разработка и внедрение психологической практики, направленной на целенаправленное изменение паттернов общения, является не просто актуальной, но и социально значимой задачей, способной существенно улучшить благополучие как отдельных семей, так и общества в целом. Это инвестиция в здоровое будущее, предотвращение психологических травм и построение устойчивых, поддерживающих отношений.

Предлагаемый проект опирается на интегративный подход, синтезирующий ключевые концепции и методы нескольких ведущих направлений в семейной психотерапии и психологии отношений (таблица 1):

Таблица 1 – Основные концепции и методы ведущих направлений в семейной психотерапии и психологии отношений

Название

Основные идеи

Вклад в проект

1

Системная семейная терапия (ССТ)

Семья рассматривается как целостная система, где поведение одного члена влияет на всех остальных. Конфликты и дисфункциональные паттерны общения являются симптомами нарушений в этой системе. Акцент делается на циклических взаимодействиях, а не на поиске виновных

Позволяет выявить устойчивые, повторяющиеся паттерны взаимодействия (циклы конфликтов), их функции в семейной системе и найти точки для интервенции. Рабочая модель включает такие понятия как обратная связь, гомеостаз, границы и иерархия. Применяются методы циркулярного интервьюирования, генограммы, скульптуры семьи. (Минухин, Боуэн, Сатир).

2

Эмоционально-фокусированная терапия (ЭФТ)

Конфликты в браке часто коренятся в нереализованных потребностях в привязанности и безопасности. Деструктивные паттерны общения являются попытками (часто неэффективными) справиться с болью, страхом отвержения или одиночества. Цель ЭФТ — помочь партнерам распознать свои основные эмоции и потребности, выразить их друг другу, сформировать новые, более безопасные и надежные паттерны эмоционального взаимодействия

Объясняет глубинную эмоциональную динамику, стоящую за поверхностными конфликтами. Помогает супругам понять, как их «танцы» конфликта (преследователь-отстраняющийся, критикующий-защищающийся) связаны с их потребностями в привязанности. Применяются методы валидации эмоций, деэскалации негативных циклов, реструктуризация взаимодействий. (Сью Джонсон, Лес Гринберг).

3

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) для пар

Дисфункциональные мысли (когнитивные искажения), убеждения и поведенческие реакции играют ключевую роль в возникновении и поддержании конфликтов. Цель — выявить и изменить эти мысли и поведения, обучая партнеров новым, более адаптивным стратегиям

Предоставляет конкретные инструменты для идентификации и изменения негативных когниций (например, катастрофизация, чтение мыслей, негативные атрибуции), которые усиливают конфликты. Обучает конкретным поведенческим навыкам: активному слушанию, техникам «Я-сообщений», навыкам решения проблем, позитивному подкреплению. (Аарон Бек, Роберт Либерман).

4

МетодДжонаГоттмана

Основан на десятилетиях эмпирических исследований тысяч пар. Выявляет конкретные коммуникативные паттерны, предсказывающие развод («Четыре всадника Апокалипсиса»: критика, презрение, защитная реакция, обструкция), а также факторы, способствующие стабильности брака (обиды на эмоциональную связь, позитивное отношение, ремонтные попытки).

Предоставляет четкие, научно обоснованные индикаторы деструктивного общения и конкретные стратегии для их преодоления, а также развития навыков построения «дружбы» и близости в браке.

Интеграция этих подходов позволяет не только работать с внешними проявлениями (поведенческими паттернами общения), но и с глубинными эмоциональными потребностями, когнитивными искажениями и системной динамикой семьи, обеспечивая более комплексное и устойчивое изменение.

Целью проекта психологической практики является трансформация деструктивных паттернов общения между супругами для существенного снижения конфликтности, повышения удовлетворенности браком и укрепления эмоциональной близости в семье.

Задачи проекта:

1. Диагностические:

  • выявить и детально проанализировать текущие, устоявшиеся паттерны общения и конфликтного взаимодействия в каждой конкретной супружеской паре.

  • определить основные триггеры конфликтов и их глубинную эмоциональную подоплеку.

  • оценить уровень супружеской удовлетворенности и готовность партнеров к изменениям.

2. Образовательные:

  • обучить супругов теоретическим основам эффективной коммуникации (активное слушание, эмпатия, «Я-сообщения», валидация чувств).

  • познакомить с типичными деструктивными паттернами общения (критика, презрение, защита, отстранение) и их пагубным влиянием на отношения.

  • разъяснить роль эмоций и потребностей в формировании паттернов взаимодействия.

3. Формирующие:

  • развить у супругов навыки конструктивного выражения своих мыслей, чувств и потребностей.

  • научить эффективно слушать и слышать партнера, проявляя эмпатию и понимание.

  • сформировать стратегии разрешения конфликтов, направленные на поиск взаимоприемлемых решений, а не на победу или поражение.

  • развить навыки «ремонтных» попыток после конфликтов, восстанавливающие эмоциональную связь.

4. Коррекционные:

  • идентифицировать и помочь супругам изменить деструктивные когнитивные установки и негативные атрибуции, влияющие на восприятие партнера и его действий.

  • оказать поддержку в прерывании устоявшихся негативных циклов взаимодействия и формировании новых, позитивных паттернов.

  • помочь в проработке эмоциональных «ран» и обид, которые блокируют эффективное общение.

5. Поддерживающие:

  • разработать индивидуальные стратегии поддержания достигнутых изменений в долгосрочной перспективе.

  • обучить супругов техникам саморегуляции эмоций и предупреждения эскалации конфликтов.

  • создать ресурсную базу для самостоятельного поддержания и развития здоровых отношений после завершения работы.

В таблице 2 приведена афинная диаграмма проблемного поля практики, в таблице 3 – карта проекта.

Таблица 2 – Афинная диаграмма проблематики проекта психологической практики

«Неэффективное общение = рост конфликтов = разрушение отношений

Категория 1

Проблемы в коммуникации

(Что происходит?)

Категория 2

Эмоциональные трудности

(Что чувствуем?)

Категория 3

Когнитивные искажения/Установки

(Что думаем?)

Категория 4

Последствия конфликтов

(К чему это приводит?)

Категория 5

Желаемые изменения/

Потребности клиентов

(Что хотят?)

Категория 6

Методы/

Интервенции проекта

(Что мы предложим?)

  • «Мы не слышим друг друга»

  • «Он/она постоянно меня критикует»

  • «Каждое обсуждение заканчивается криками»

  • «Мы избегаем важных тем»

  • «Разговоры заходят в тупик»

  • «Чувство, что говорю со стеной»

  • «Нет поддержки в разговоре»

  • «Обвинения вместо диалога»

  • «Молчание как наказание»

  • «Нет признания заслуг»

  • Одиночество вдвоем

  • Обида, злость, фрустрация

  • Страх быть непонятым/отвергнутым

  • Чувство бессилия, отчаяния

  • Разочарование в отношениях

  • Потеря близости и доверия

  • Чувство вины или стыда

  • Эмоциональное выгорание

  • Раздражение по мелочам

  • «Он/она делает это мне назло»

  • «Ничего не изменится, бесполезно»

  • «Я всегда прав(а), а он/она нет»

  • «Он/она должен(на) догадаться»

  • «Это его/ее вина»

  • «Мои чувства не важны»

  • «Всегда преувеличивает»

  • «Я не смогу это изменить»

  • Уменьшение совместной деятельности

  • Снижение сексуальной активности

  • Воздействие на детей (тревожность, поведенческие проблемы)

  • Мысли о разводе/расставании

  • Ухудшение общего настроения

  • Проблемы со здоровьем (стресс)

  • Изоляция от друзей/семьи

  • Снижение самооценки

  • Вернуть прежнюю близость

  • Научиться понимать друг друга

  • Избежать развода

  • Научиться разрешать конфликты спокойно

  • Чувствовать себя любимым(ой) и нужным(ой)

  • Снова быть командой

  • Улучшить атмосферу в доме для детей

  • Научиться говорить о своих чувствах

  • Ощущать поддержку партнера

  • Индивидуальная и парная диагностика

  • Обучение активному слушанию

  • Техники «Я-сообщений»

  • Упражнения на эмпатию и валидацию

  • Идентификация и прерывание негативных циклов

  • Работа с когнитивными искажениями

  • Развитие навыков «ремонтных» попыток

  • Обучение техникам переговоров

  • Помощь в выражении глубинных потребностей привязанности

  • Домашние задания для практики

  • Техники эмоциональной саморегуляции

Таблица 3 – Карта проекта психологической практики

«Изменение паттернов общения между супругами как эффективный метод снижения конфликтов в семье»

АКТУАЛЬНОСТЬ

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ

ИНСТРУМЕНТЫ И ТЕХНИКИ

Высокий процент разводов

Неэффективное общение как корень конфликтов

Негативное влияние на детей

Снижение качества жизни супругов

Общественная значимость

Дефицит навыков в современном мире

Системная семейная терапия:

Семья как система

Цикличность паттернов

Границы, роли

Эмоционально-фокусированная терапия (ЭФТ):

Потребности привязанности

Негативные циклы (преследователь/отстраняющийся)

Деэскалация, реструктуризация

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ):

Когнитивные искажения

Дисфункциональные убеждения

Поведенческие навыки

Метод Джона Готтмана:

«Четыре всадника Апокалипсиса»

«Биды» на связь

Ремонтные попытки

Глобальная цель: Трансформация общения, снижение конфликтов, рост удовлетворенности, укрепление близости.

Задачи:

Диагностика паттернов

Психообразование (теория коммуникации)

Развитие навыков (слушание,

«Я-сообщения»)

Коррекция (когниции, циклы)

Поддержка (долгосрочные стратегии)

Снижение частоты и интенсивности конфликтов

Улучшение взаимопонимания

Рост эмоциональной близости и доверия

Повышение удовлетворенности отношениями

Улучшение атмосферы в семье

Развитие навыков конструктивного решения проблем

Повышение самооценки и благополучия каждого партнера

Супружеские пары, испытывающие:

Частые конфликты

Непонимание, отчуждение

Трудности в выражении эмоций

Мысли о разводе

Желание изменить отношения

Диалоговые упражнения

Ролевые игры

Видеоанализ взаимодействий (с согласия)

Дневники эмоций и конфликтов

Когнитивная реструктуризация

Техники осознанности (майндфулнес)

Домашние задания

Социально-психологический портрет потенциальных клиентов

Супруги: Ольга (37 лет) и Дмитрий (39 лет) С.

Семейное положение: в браке 10 лет, двое детей (дочь 6 лет, сын 3 года).

Профессии: Ольга – ведущий менеджер по продажам, Дмитрий – IT-специалист.

Образование: высшее (у обоих).

Доход: средний (Ольга), выше среднего (Дмитрий), стабильный.

Краткая история отношений:

Познакомились на работе, роман развивался быстро, «были на одной волне». Первые годы брака были полны любви и взаимопонимания. Конфликты начались после рождения детей, особенно младшего, когда появилось много бытовых обязанностей и в условиях дефицита времени и эмоционального истощения.

Цели и мотивация для обращения к психологу:

  • вернуть прежнюю близость и понимание;

  • научиться разговаривать без криков и обид;

  • понять, как «достучаться» друг до друга;

  • создать спокойную и поддерживающую атмосферу в семье для себя и детей;

  • избежать развода и дать отношениям второй шанс;

  • найти способы распределения обязанностей, которые устраивают обоих.

Потребности от психологической практики:

  • безопасное пространство для выражения чувств.

  • конкретные инструменты и техники для изменения общения.

  • помощь в понимании глубинных причин конфликтов.

  • поддержка в применении новых навыков в повседневной жизни.

  • ощущение надежды на сохранение и улучшение отношений.

В таблице 4 представлен план-график этапов реализации психологической практики.

Таблица 4 – План-график этапов реализации проекта

этапа

Название этапа и его продолжительность

Содержание деятельности и методы работы

Этап 1

Диагностика

(2-3 сессии)

Индивидуальные и парные интервью

Тесты, опросники (Gottman Couple Checkup и др.)

Генограмма

Идентификация «танца конфликта»

Этап 2

Психообразование

и осознание

(3-4 сессии)

Теория эффективной коммуникации

Анализ собственных деструктивных паттернов

Понимание ролей эмоций

Этап 3

Развитие навыков

и практика

(6-8 сессий)

Активное слушание (практикумы)

Техника «Я-сообщений»

Эмпатическая валидация

«Ремонтные» попытки

Переговоры и решение проблем

Работа с триггерами

Этап 4

Интеграция и закрепление

(2-3 сессии)

Переговоры и решение проблем

Работа с триггерами

Этап 5

Интеграция и закрепление

(2-3 сессии)

Проработка сложных эмоциональных тем

Поддержание новых паттернов

Профилактика рецидивов

Планирование будущего

К организационно-управленческим условиям реализации практики можно отнести:

  1. К организационно-управленческим условиям воспроизводства практики можно отнести:

  2. Клиент и наличие необходимого запроса у клиента.

  3. Проектный инструментарий (афинная диаграмма проблематики проекта, карта проекта, социально-психологический портрет потенциальных клиентов, план консультационных встреч в выбранной тематике).

  4. Ряд практических методик (тесты, опросники, проективные и тренинговые методики).

  5. Организация среды взаимодействия в помещении (потребуется отдельный кабинет, оборудованный офисной мебелью).

  6. Персональный компьютер и мобильные устройства с выходом в Интернет.

  7. Рекомендуемая продолжительность одного сеанса – 1,5-2 часа.

  8. Для положительного результата терапии потребуется не менее 3-4 месяцев времени с частотой посещений 2 встречи в неделю. Всего планируется провести 15-20 встреч.

Список источников

  1. Готтман, Дж., Сильвер, Н. Семь принципов успешного брака. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012.

  2. Готтман, Дж. Карта любви: Прочное супружество на всю жизнь. – М.: Альпина Паблишер, 2020.

  3. Джонсон, С. Обними меня крепче. 7 диалогов для любви на всю жизнь. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020.

  4. Розенберг, М. Язык жизни. Ненасильственное общение. – М.: София, 2020.

  5. Сатир, В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту. – М.: Апрель-Пресс, Институт психотерапии, 2007.

  6. Минухин, С., Фишман, Ч. Техники семейной терапии. – М.: Класс, 2010.

  7. Боуэн, М. Теория семейных систем. – М.: Когито-Центр, 2012.

  8. Гринберг, Л. Эмоционально-фокусированная терапия. Как преобразовать эмоцию в двигатель личностных изменений. – М.: Национальный книжный центр, 2017.

  9. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://ssl.rosstat.gov.ru

  10. Капрара, Дж., Сервон, Д. Психология личности. – СПб.: Питер, 2003.

  11. Markman, H., Stanley, S., Blumberg, S. L. Fighting for Your Marriage. – San Francisco: Jossey-Bass, 2010.

Просмотров работы: 12