Потенциал традиционно техники рисования для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста - Студенческий научный форум

XVIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2026

Потенциал традиционно техники рисования для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Сухова М.А. 1
1ФГОБ ВО "МГТУ им. ГИ Носова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Для развития творческого воображения эффективным инструментом могут стать традиционные техники рисования. Художественная деятельность способствует становлению личности ребенка, закладке фундамента познавательных способностей и творческой активности. В период дошкольного возраста дети особенно активны, и занятие творчеством, изобразительной деятельностью является неотъемлемой частью образовательного процесса. Рисунок или любой другой творческий процесс помогает ребенку выражать чувства, эмоции, внутренние переживания. Дошкольный возраст неповторим тем, что дети покоряют все новое, неизведанное, готовы воспринимать любую информацию, получать море впечатлений, формировать свои мысли, чувства, взгляды на мир. Поэтому особый интерес представляет изучение традиционного рисования как эффективного инструмента для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Рассматривая понятие «творческое воображение», Б.М. Теплов [1] характеризовал его как самостоятельное создание нового образа, которое вовлечено в процесс творческой деятельности. В результате данной деятельности человек получает уникальные продукты: стихи, картины, скульптуры и т.п.

Примерно такое же определение дает и В.И. Слободчиков [2]: творческое воображение, по его мнению, есть создание совершенно нового образа, что реализуется в творческой деятельности человека.

Аналогичное определение дает В.Г. Крысько [3]. Также С.Л. Рубинштейн [4] подчеркивал, что творческое воображение – особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовать, действовать и творить новое.

В дошкольном образовании использование традиционных техник рисования имеет особое значение. Такие техники подразумевают использование классических материалов, проверенных временем и опытом множества поколений педагогов и психологов. Применяются они в педагогической практике потому что просты, интересны, доступны и эффективны для развития у детей необходимых базовых навыков рисования.

Рассмотрим некоторые из них.

  1. Рисование простым карандашом.

Дает возможность детям легко исправить свой рисунок, если что-то пошло не так. Создает благоприятные условия для смелого экспериментирования и свободного выражения детей. Развивает внимание к деталям, точность линий и пропорций.

  1. Рисование цветными карандашами.

Формирует понимание цветовой гармонии, позволяет передавать нюансы цвета. Такое рисование развивает ассоциативное мышление, способность видеть оттенки и детали окружающего мира.

  1. Рисование восковыми мелками.

Работа с мелками позволяет создать яркие контрастные эффекты при нанесении воскового слоя. Активизирует фантазию и желание исследовать новые способы изображения.

  1. Работа с гуашью.

Насыщенность, яркость, плотность красок даст детям получить чистые цвета и интересные наложения слоев. Способствует созданию выразительных образов и сюжетов, позволит выразить внутренние переживания и представления ребенка.

  1. Рисование акварелью.

Работа с акварельными красками позволит создать дошкольникам прозрачность, воздушность, нежность рисунка. Такая работа научит наблюдению и терпеливости, восприятию красоты природы и искусства.

Несмотря на знание всех методик традиционного рисования, необходимым требованием для эффективного развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста являются условия, факторы успеха применения этих техник.

Рассмотрим некоторые из них.

  1. Организация предметно-развивающей среды.

Это условие включает достаточное количество качественных и разнообразных материалов, удобно и комфортно организованное пространство для творчества ребенка.

  1. Профессиональная компетентность педагога.

Углубленное изучение техник рисования, возможность интегрировать их в образовательный процесс, вовлекать и мотивировать детей на творческую деятельность.

  1. Положительная мотивация и поддержка.

Создание ситуаций успеха, признание достижений каждого ребенка вне зависимости от уровня подготовки, оказание помощи и поддержки при возникновении трудностей.

  1. Индивидуализация подходов.

Учет индивидуальных особенностей, предпочтений и темперамента каждого ребенка, предоставление возможности в выборе темы, сюжета или использования материалов. Такой подход развивает фантазию, воображение ребенка.

  1. Игровая форма проведения занятий.

Применение игровых приемов повысит интерес ребенка, эмоциональную вовлеченность детей в процесс рисования. Использовать разные игровые ситуации, сказочные путешествия.

Интеграция техник и приемов в повседневную практику воспитателя позволит эффективно развить творческое воображение у детей. Только в условиях доброжелательного отношения и доверия ребенок сможет раскрыть свой уникальный творческий потенциал и обрести уверенность в собственных возможностях.

Традиционное рисование остается мощным средством развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Его эффективность основана на глубоком понимании психологии ребенка, особенностях его восприятия и потребностей. Грамотное использование традиционных техник в сочетании с современными педагогическими подходами позволяет не только заложить прочный фундамент будущих успехов в учебе и творчестве, но и подарить детям радость от процесса создания, ощущение собственной значимости и уверенности в своих силах.

Таким образом, традиционный подход к рисованию сохраняет свою актуальность в современной системе дошкольного образования, являясь основой для дальнейшего успешного развития личности ребенка.

Литература:

  1. Теплов, Б.М. Собрание сочинений: в 4 т. [Текст] / Б.М. Теплов. – М. : Просвещение, 2009. – 358 с

  2. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии : Психология развития человека [Текст] / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М. : Школьная пресса, 2013. – 400 с.

  3. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: Курс лекций [Текст] / В.Г. Крысько. – 4-е изд. – М. : ОМЕГА-Л, 2006. – 336 с.

  4. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2015. – 713 с.

Просмотров работы: 0