К профессии исполнителей на духовых инструментах можно отнести решение общих задач формирования физической культуры, отмеченных в разделе настоящего пособия «Общие задачи формирования физической культуры музыканта». Но для группы этих профессий характерны как свои особенности, так и зависимость исполнительского успеха от физического, двигательного развития, сочетание творческой деятельности с активными увлечениями физической культурой и спортом.
В качестве примера музыканта-исполнителя на духовых инструментах, сочетающего выдающиеся достижения в музыкальном исполнительстве с активными занятиями физическим, двигательным тренингом и спортом можно привести В. М. Гузия (1928–2014).
Владимир Михайлович Гузий
Заслуженный деятель искусств России, профессор, дважды назначался проректором Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова. На протяжении всей творческой жизни, музыкально-педагогической деятельности увлекался спортом (большой теннис), оздоровительным практиками. В молодости был даже председателем спортивного клуба Украинской академии наук.
Качество игры в решающей степени зависит от степени рационального приспособления организма исполнителя к игре на инструменте. Постановка духовика включает в себя положение корпуса, головы, рук, ног, исполнительского аппарата: губ, резонаторов, дыхания. Рациональная постановка предполагает: естественность, раскованность, непринужденность, гибкость и эластичность работы мышц исполнительского аппарата. «Даже ничтожный зажим в каком-нибудь одном месте, который не сразу отыщешь в себе, может парализовать все творчество», – писал К. С. Станиславский. Следует отметить, что музыкант, играющий на одном из инструментов – флейта, кларнет, гобой, саксофон, фагот, труба, французский рожок, тромбон, туба и волынка – изменяет позу в соответствии с необходимостью контролировать поток воздуха, так как поза создает зону выдувания диафрагменного и межреберного выдоха. Звучание этих инструментов зависит от того, как держится мундштук (амбушюр), который контролируется лицевыми и горловыми мышцами. От этого же зависит и производство звуков вибрирующих трубок или мундштука. Поза также влияет на то, как музыкант поддерживает инструмент, когда он сидит или стоит и нажимает на клапаны инструмента, которые контролируют высоту ноты. Например, традиционная открытая французская флейта требует устойчивого приведения и изгиба (сгибания вперед) левого плеча, устойчивого приведения (позиция назад) правого плеча и легкий поворот головы и шеи влево. Левое запястье часто держится в экстремально согнутом положении, а рука вытянута для того, чтобы поддерживать инструмент изогнутым указательным пальцем и двумя большими, равновесие поддерживается правым мизинцем. Это усиливает напряжение мускулов кисти руки и мускулов, которые осуществляют сгибание и разгибание пальцев. Привычка вытягивать голову и мелко дышать увеличивает риск получить синдром торакального выхода.
Исполнители отмечают ощущения онемения мышц в области шеи при длительном исполнении на инструменте, а также напряжения в глазных яблоках. У трубачей, подолгу стоящих с тяжелым инструментом, нередко страдают ноги.
С точки зрения физиологии, игра на духовых инструментах представляет собой сложный процесс взаимодействия дыхания, языка, губ, пальцев. Духовые инструменты, как правило, имеют значительный вес. Длительное музицирование на них требует, наряду со свободой исполнения, еще и общей силовой статической выносливости мышц, обеспечивающих постановку.
Особое значение для исполнителей на духовых инструментах имеет исполнительское дыхание, которое существенно отличается от физиологического. Обычное физиологическое дыхание непроизвольно, а исполнительское – произвольно. Если при обычном дыхании человек вдыхает в среднем 500 куб. см. воздуха, то во время игры на духовом инструменте часто приходится использовать весь жизненный объем легких (3500 куб. см.). Если в спокойном физиологическом дыхании продолжительность вдоха и выдоха почти равна (отношение 4:5), то в исполнительском дыхании это соотношение 1:20.
В процессе игры вдох осуществляется ртом. В момент вдоха практически одним непрерывным потоком воздуха наполняют нижние отделы, а затем и верхний отдел легких. Быстрота и свобода вдоха в сочетании с умением при необходимости сделать максимальный вдох составляют основу техники. При вдохе не следует поднимать плечи и лопатки, грудная клетка должна расширяться в передне-заднем и боковом направлениях, диафрагма – двигаться свободно. Излишний вдох приводит к перенапряжению дыхательных мышц. Между вдохом и началом выдоха не должно быть задержки, иначе может возникнуть перенапряжение дыхательной мускулатуры.
Решающая фаза в процессе дыхания при игре на духовых инструментах принадлежит исполнительскому выдоху, основу которого составляет опора. Благодаря опертому выдоху каждый звук, извлеченный на духовом инструменте, как бы получает поддержку внизу в виде упругого столба воздуха, опирающегося на мышцы. Необходимость опоры дыхания одинаково важна как для инструменталистов, так и для вокалистов.
Современная методика обучения исполнителей-духовиков отдает предпочтение грудо-брюшному типу дыхания. Однако нельзя полностью отрицать важность и других типов – грудного и диафрагмального. Диафрагма, наряду с мышцами брюшного пресса и внутренними межреберными мышцами, способствует правильному выдоху. Это наиболее сильная и активная мышца, участвующая в дыхании. Если при обычном дыхании диафрагма приходит в свое естественное положение, расслабляясь, то при исполнительском дыхании сознательно тормозится ее возвращение и оно задерживается.
Для достижения мастерства необходимо воспитывать силу и выносливость губных и лицевых мышц, образующих систему амбушюра исполнителей на духовых инструментах:
круговая мышца рта (смыкает ротовую щель);
щечная мышца (оттягивает углы рта назад, прижимает щеки к зубам);
скуловая мышца (поднимает углы рта вверх);
мышца смеха (растягивает рот);
собачья мышца (оттягивает углы рта вверх);
резцовая мышца верхней губы (тянет углы рта внутрь и вверх);
квадратная мышца верхней губы (поднимает вверх верхнюю губу);
треугольная мышца рта (тянет углы рта вниз);
четырехугольная мышца нижней губы (тянет нижнюю губу вниз и вытягивает ее наружу);
подбородочная мышца (поднимает кожу подбородка и вытягивает нижнюю губу вперед);
жевательная мышца (приводит в движение нижнюю челюсть).
Таким образом, исполнительское дыхание связано с большей интенсивностью работы дыхательной мускулатуры, что требует специальной функциональной подготовки исполнителя. Для успешного овладения своей специальностью исполнитель на духовых инструментах должен обладать хорошо развитым дыхательным аппаратом, высокой подвижностью грудной клетки, сильной и выносливой дыхательной мускулатурой. Исследования Г. А. Белизова, Л. С. Маркова (1979) показали, что игра на духовых инструментах предъявляет повышенные требования к сердечно-сосудистой и дыхательной системам, а специально подобранные физические упражнения оказывают на их развитие положительное влияние. Полезны занятия видами спорта, связанными с задержками дыхания, такими как, дайвинг, плавание, подводное плавание.
Педагоги отмечают чрезвычайное значение развития мышц брюшного пресса, отмечают случаи образования мышечных грыж у учеников-музыкантов, обычно связывая это с недостаточным развитием мышц брюшного пресса.
Развитие общей выносливости, а также выносливости мышц губного аппарата должно осуществляться на основе индивидуального подхода. Так, например, выдержка амбушюра достигается путем постоянных упражнений, рассчитанных на точное выполнение.
Исполнителям на духовых инструментах, как и другим артистам, перед ответственным концертом приходится испытывать состояние нервного напряжения, которое приводит к скованности дыхательных и мимических мышц, в связи с чем, особую значимость имеет способность к преодолению таких состояний.
Таким образом, при определении задач формирования физической культуры у исполнителей на духовых инструментах кроме общих задач формирования физической культуры музыканта, учитывая отмеченные особенности этой исполнительской музыкальной профессии, можно дополнительно выделить решение следующих наиболее актуальных задач:
|
Организационно-нормативная компонента |
|
|
|
Основная, тренинговая компонента |
|
Тренинг: - упражнения на развитие сердечно-сосудистой системы, упражнения для развития общей выносливости; - упражнения для развития дыхательного аппарата, дыхательной функции, например, выполнение дыхательных упражнений по Бутейко; - развитие мышц, обеспечивающих поддержание вертикальной позы; |
|
- развитие мышц брюшного пресса; - развитие мышц и силовой выносливости мышц предплечья, верхнего плечевого пояса, спины; - развитие мимических мышц лица, мышц, формирующих амбулиор, развитие выносливости этих мышц; - выполнение упражнений, развивающих подвижность грудной клетки; - выполнение восстановительных мероприятий (сон, питание, рекреации, массаж, самомассаж, релаксационные упражнения, баня, смена умственной работы на физическую и т. п.), релаксации, психотехнические упражнения; - использование, при необходимости, упражнений для профилактики и коррекции возникающих профессиональных заболеваний: невралгии, болезни сердечно-сосудистой системы, зрительный анализатор; регулярное выполнение самостоятельно, желательно после консультаций с врачом, педагогом, мероприятий физического и двигательного тренинга, направленных на профилактику проявления наиболее выраженных нарушений здоровья. |
Список литературы:
1. Галичаев М.П. «Здоровье и физическая культура музыканта: учебное пособие», Ростов-на-Дону: Издательство Ростовской государственной консерватории, 2021 - стр. 173-178.