МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В 9 КЛАССЕ - Студенческий научный форум

XVIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2026

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В 9 КЛАССЕ

Пермякова И.В. 1, Булдакова Н.Б. 1
1ФГБОУ ВО Шадринский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Функциональная грамотность является значимым элементом успешной социализации и адаптации личности в условиях глобализации и информационного общества [8]. Индивидуум ежедневно сталкивается с необходимостью перерабатывать огромные объемы разноплановой информации, что делает данное качество особенно ценным. Оно служит основой для ориентации в современном медиапространстве, позволяя не только извлекать необходимые сведения, но и критически оценивать их достоверность, отделяя научно подтверждённые факты от вымысла. Структура функциональной грамотности представляет собой систему взаимосвязанных компонентов, среди которых читательская грамотность, по определению Н.Ф. Виноградовой, выступает фундаментом метапредметных умений [4]. Она предполагает глубокое понимание, интерпретацию и критический анализ текстов различных жанров.

Цель исследования: разработать и теоретически обосновать методический подход к целенаправленному формированию читательской грамотности учащихся 9 класса в процессе обучения биологии, обеспечивающего интеграцию предметных знаний и метапредметных умений.

Материалы и методы исследования. В исследовании применялся комплекс методов:

  • теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблемам функциональной и читательской грамотности;

  • систематизация и обобщение педагогического опыта;

  • метод моделирования учебных ситуаций и заданий.

Материалом для конструирования методических приёмов послужили ключевые темы курса биологии 9 класса «Анатомия человека». Анализ и обобщение проводились с позиции интеграции предметного содержания и задач развития читательских компетенций.

Результаты исследования. Целенаправленное формирование читательской грамотности в предметном поле биологии требует опоры на современные педагогические и методические концепции, интегрирующие предметное содержание и метапредметные умения. Теоретической базой для этого служат следующие подходы и концепции, представленные в актуальных российских исследованиях:

  1. Системно-деятельностный и компетентностный подходы (в контексте ФГОС ООО). Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, образовательные результаты должны включать не только предметные, но и метапредметные умения, ключевым из которых является смысловое чтение и работа с информацией [15]. Это предполагает переход от репродуктивного усвоения биологических фактов к организации деятельности учащихся по самостоятельному извлечению, анализу, преобразованию и использованию информации из текстов.

  2. Контекстный подход. Эффективность формирования читательских умений резко возрастает, когда чтение мотивировано необходимостью решить практическую, личностно или социально значимую задачу [3]. На уроках биологии в 9 классе это реализуется через использование научно-популярных статей по актуальным проблемам, инструкций к лабораторным работам и приборам, описаний клинических случаев, данных эпидемиологических сводок, материалов СМИ на научные темы.

  3. Дифференцированный подход к типам чтения и стратегиям работы с текстом. Современная методика, вслед за исследованиями в рамках международного мониторинга PISA, выделяет разные уровни и цели чтения [8]. Формирование читательской грамотности предполагает обучение школьников сознательному выбору и применению стратегий чтения в зависимости от задачи:

  • Просмотровое/поисковое чтение для нахождения конкретных данных (даты, формулы, названия).

  • Ознакомительное чтение для понимания основного содержания и структуры текста.

  • Изучающее/рефлексивное чтение для глубокого анализа, критической оценки достоверности, позиции автора, сопоставления с другими источниками.

Методические приёмы («Верные и неверные утверждения», составление кластеров или концепт-карт, «чтение с остановками», «бортовой журнал») направлены на отработку этих стратегий при работе с биологическими текстами разной сложности [5].

  1. Интегративный подход к функциональной грамотности. Читательская грамотность не формируется изолированно. Как отмечают исследователи, её развитие наиболее продуктивно в синергии с естественнонаучной и математической грамотностью [10]. Это означает, что задания должны требовать от учащихся не только прочитать текст о, например, действии ферментов, но и проанализировать график зависимости их активности от pH (математический компонент), спрогнозировать результаты эксперимента при изменении условий (естественнонаучный компонент) и оценить выводы, сделанные в тексте, на основе этих данных (критическое мышление). Таким образом, текст становится интегративным ядром, вокруг которого строятся комплексные учебные задачи.

  2. Критико-ориентированный подход. Современная информационная среда требует от выпускника умения критически оценивать информацию. В биологическом образовании это связано с необходимостью отличать научно обоснованные данные от псевдонаучных утверждений, рекламных мифов, недостоверных сообщений в медиа [7]. Методически это реализуется через проблемные вопросы, которые ставят под сомнение очевидные факты («Почему антибиотики не действуют на вирусы, хотя оба вызывают болезни?»), через сравнение нескольких текстов с противоположными точками зрения на одну проблему (например, о пользе и вреде ГМО), через анализ не только содержания, но и источника текста (авторитет научного журнала vs. блог).

Таким образом, теоретической основой методики формирования читательской грамотности в 9 классе по биологии является синтез системно-деятельностного, контекстного, интегративного и критико-ориентированного подходов. Это позволяет перевести чтение из пассивного навыка в активный инструмент познавательной деятельности, обеспечивающий не только усвоение учебного материала, но и развитие мышления, готовности к самообразованию и адаптации в сложном информационном мире.

Читательская грамотность, в соответствии с современными российскими исследованиями, рассматривается как интегративное умение, позволяющее понимать, использовать, оценивать письменные тексты и размышлять над ними для достижения учебных и жизненных целей [13]. В рамках биологического образования это предполагает работу не только с учебником, но и с научно-популярными статьями, инструкциями к лабораторным работам, клиническими случаями, статистическими данными и графиками. Уровни читательской грамотности, выделенные в отечественных работах на основе анализа подходов PISA, варьируются от базового (понимание прямого смысла) до продвинутого, требующего глубокого анализа, интеграции противоречивой информации и критической оценки [5].

Взаимосвязь читательской грамотности с другими видами функциональной грамотности, в частности с естественнонаучной и математической, является ключевой для эффективного преподавания биологии в 9 классе [10]. Как отмечают современные исследователи, синергия этих грамотностей позволяет учащимся не только усваивать факты, но и анализировать, интерпретировать и применять знания в новых обстоятельствах [2]. Например, при изучении темы "Обмен веществ и энергии", учащимся предлагается для анализа текст научно-популярной статьи о роли витамина D. Школьник должен прочитать текст и выделить из него ключевую информацию (читательская грамотность), объяснить причинно-следственные связи (естественнонаучная грамотность) и используя табличные данные, учащиеся решают практико-ориентированную задачу (математическая грамотность). Такой интегрированный подход формирует целостное научное мышление.

Разработанный методический подход базируется на системной работе с аутентичными и адаптированными научными текстами, включёнными в логику урока. Его основными элементами являются:

  • Приём «Верные и неверные утверждения»: После работы с текстом (например, о работе сердца) учащиеся оценивают утверждения, обосновывая свой вывод прямыми цитатами из источника.

  • Составление структурно-логических схем и конспектов: Требует от учащихся вычленения главных смысловых блоков, причинно-следственных связей (например, при анализе клинического случая лактазной недостаточности).

  • Эвристические беседы и проблемные вопросы: Стимулируют критическое мышление, создавая когнитивный конфликт. Вопросы строятся так, чтобы для ответа требовалось выйти за рамки текста, привлечь дополнительные знания или предложить гипотезу (см. Таблицу 1).

  • Работа с инструкциями и нормативными данными: Формирует умение извлекать информацию из таблиц, графиков и практических руководств (например, при использовании данных пикфлоуметрии).

Таблица 1. Примеры проблемных вопросов для формирования читательской грамотности в курсе «Анатомия человека»

Тема курса

Конкретный текст

Проблемный вопрос

Метод работы с текстом

Ожидаемый ре­зультат

Опорно-двига­тельная система

Фрагмент на­учно-попу­лярной статьи о последст­виях гиподи­намии для минеральной плотности костей.

«Проанализируйте данные о снижении плотности ко­стной ткани на 1.2-1.8% за месяц постельного ре­жима. Почему космонавты на МКС следуют строгому режиму физических на­грузок, и какие именно упражнения наиболее эф­фективны для профилак­тики остеопороза?»

Прием «Вер­ные и неверные утверждения» на основе тек­ста.

Умение выявлять причинно-следст­венные связи, из­влекать конкрет­ные числовые данные из текста и интерпретиро­вать их в новом контексте (кос­мос).

Дыха­тельная система

Инструкция по использо­ванию быто­вого пикфло­уметра и таб­лица с возрас­тными нор­мами ПСВ (пиковой ско­рости вы­доха).

«Подросток с ростом 165 см имеет показатель ПСВ 280 л/мин. Используя пре­доставленные таблицы, сделайте вывод о состоя­нии его дыхательной сис­темы. Какие факторы, кроме роста, могут влиять на этот показатель?»

Составление памятки-инст­рукции для сверстников по контролю за здоровьем ды­хательной сис­темы.

Умение работать с инструкциями и табличными дан­ными, применять нормативы для оценки реальной ситуации, выдви­гать гипотезы.

Кровооб­ращение

Текст-описа­ние клиниче­ского случая: пациент с атеросклеро­зом, с указа­нием уровня холестерина ЛПНП — 4.8 ммоль/л.

«Объясните, почему су­жение просвета коронар­ной артерии на 40% может не проявляться в покое, но вызывать боль в груди при физической нагрузке. Ис­пользуя понятия ‘сердеч­ный выброс’ и ‘кислород­ный запрос миокарда’.»

Эвристическая беседа на ос­нове текста с опорой на схему крово­снабжения сердца.

Умение анализи­ровать клиниче­скую ситуацию, интегрировать знания о строе­нии и функции системы для объ­яснения патоло­гических процес­сов.

Пищева­рение

Текст о меха­низме дейст­вия фермен­тов на при­мере амилазы слюны, вклю­чающий гра­фик зависи­мости актив­ности фер­мента от pH.

«Почему при попадании пищи в желудок действие амилазы прекращается, хотя сама пища продол­жает перевариваться? Со­поставьте данные графика с известным значением pH в желудке (1.5-2.0).»

Прием «Вос­станови текст», где нарушена последователь­ность этапов ферментатив­ного расщеп­ления крах­мала.

Умение анализи­ровать графиче­скую информа­цию в совокупно­сти с текстовой, устанавливать логические по­следовательности биологических процессов.

Представленная таблица 1 демонстрирует, как проблемные вопросы, основанные на конкретных текстах, позволяют формировать комплекс читательских умений в единстве с предметным содержанием.

Заключение. Предложенный методический подход к формированию читательской грамотности на уроках биологии в 9 классе базируется на глубокой интеграции предметного содержания и метапредметных задач. Систематическое использование приёмов работы с текстом («Верные и неверные утверждения», эвристические беседы, проблемные вопросы), встроенных в изучение ключевых тем (на примере анатомии человека), позволяет перевести чтение из пассивного извлечения информации в активный процесс критического осмысления, интерпретации и применения знаний. Одновременно такой подход создаёт естественный контекст для развития смежных компонентов функциональной грамотности, в частности, математической, через анализ цифровых данных, графиков и решение расчётных задач в биологическом контексте. Результатом является не только усвоение биологических знаний, но и формирование у учащихся универсальных умений, необходимых для ориентации в современном мире, самостоятельного познания и принятия обоснованных решений на основе критической оценки информации.

Список литературы

  1. Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. Российская электронная школа: цифровая дидактика и формирование функциональной грамотности // Образовательная политика. – 2021. – № 3 (87).

  2. Болатхан У.Б., Исаева З.З., Алимханова Н.Н. Интеграция функциональной грамотности в процесс обучения биологии // Вестник педагогического университета. – 2022. – № 1 (56).

  3. Вербицкий А.А., Калашников В.Г. Категория «контекст» в психологии и педагогике. – М.: Логос, 2020.

  4. Виноградова Н.Ф. Читательская грамотность школьника: от теории к практике формирования // Начальное образование. – 2020. – Т. 8, № 2.

  5. Гостева Ю.Н., Васильевых И.П. Формирование читательской грамотности: модели заданий в контексте международных исследований // Биология в школе. – 2021. – № S2.

  6. Демидова М.Ю. Оценка функциональной грамотности: из опыта международных исследований // Школьные технологии. – 2020. – № 4.

  7. Казакова Е.И., Трифонова Е.В. Читательская грамотность в предметных областях: методический аспект // Народное образование. – 2023. – № 1.

  8. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Российская рамка функциональной грамотности: общие подходы к конструированию и измерению // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2021. – Т. 1, № 4 (76).

  9. Марченко Н.А. Формирование математической грамотности учащихся при обучении естественнонаучным дисциплинам // Интеграция образования. – 2022. – Т. 26, № 1.

  10. Пентин А.Ю., Заграничная Н.А. Естественнонаучная грамотность: интеграция с читательской и математической грамотностью в школьном курсе биологии // Биология в школе. – 2023. – № 5.

  11. Распопова С.Н. Функциональная грамотность как результат современного образования // Педагогика. – 2022. – № 5.

  12. Смирнова Н.З., Козлова В.А. Контекстные задачи по биологии как средство формирования математической грамотности // Школьные технологии. – 2021. – № 6.

  13. Тихомирова К.М., Самсонова О.Ю. Структура и содержание читательской грамотности в оценке образовательных результатов // Педагогические измерения. – 2022. – № 3.

  14. Третьяк Л.Д. Математизация биологического знания как основа формирования естественнонаучной грамотности старшеклассников // Биология в школе. – 2020. – № 8.

  15. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (утверждены Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287) – URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=402513 (дата обращения: 10.11.2024).

Просмотров работы: 0