Введение. Функциональная грамотность является значимым элементом успешной социализации и адаптации личности в условиях глобализации и информационного общества [8]. Индивидуум ежедневно сталкивается с необходимостью перерабатывать огромные объемы разноплановой информации, что делает данное качество особенно ценным. Оно служит основой для ориентации в современном медиапространстве, позволяя не только извлекать необходимые сведения, но и критически оценивать их достоверность, отделяя научно подтверждённые факты от вымысла. Структура функциональной грамотности представляет собой систему взаимосвязанных компонентов, среди которых читательская грамотность, по определению Н.Ф. Виноградовой, выступает фундаментом метапредметных умений [4]. Она предполагает глубокое понимание, интерпретацию и критический анализ текстов различных жанров.
Цель исследования: разработать и теоретически обосновать методический подход к целенаправленному формированию читательской грамотности учащихся 9 класса в процессе обучения биологии, обеспечивающего интеграцию предметных знаний и метапредметных умений.
Материалы и методы исследования. В исследовании применялся комплекс методов:
теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблемам функциональной и читательской грамотности;
систематизация и обобщение педагогического опыта;
метод моделирования учебных ситуаций и заданий.
Материалом для конструирования методических приёмов послужили ключевые темы курса биологии 9 класса «Анатомия человека». Анализ и обобщение проводились с позиции интеграции предметного содержания и задач развития читательских компетенций.
Результаты исследования. Целенаправленное формирование читательской грамотности в предметном поле биологии требует опоры на современные педагогические и методические концепции, интегрирующие предметное содержание и метапредметные умения. Теоретической базой для этого служат следующие подходы и концепции, представленные в актуальных российских исследованиях:
Системно-деятельностный и компетентностный подходы (в контексте ФГОС ООО). Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, образовательные результаты должны включать не только предметные, но и метапредметные умения, ключевым из которых является смысловое чтение и работа с информацией [15]. Это предполагает переход от репродуктивного усвоения биологических фактов к организации деятельности учащихся по самостоятельному извлечению, анализу, преобразованию и использованию информации из текстов.
Контекстный подход. Эффективность формирования читательских умений резко возрастает, когда чтение мотивировано необходимостью решить практическую, личностно или социально значимую задачу [3]. На уроках биологии в 9 классе это реализуется через использование научно-популярных статей по актуальным проблемам, инструкций к лабораторным работам и приборам, описаний клинических случаев, данных эпидемиологических сводок, материалов СМИ на научные темы.
Дифференцированный подход к типам чтения и стратегиям работы с текстом. Современная методика, вслед за исследованиями в рамках международного мониторинга PISA, выделяет разные уровни и цели чтения [8]. Формирование читательской грамотности предполагает обучение школьников сознательному выбору и применению стратегий чтения в зависимости от задачи:
Просмотровое/поисковое чтение для нахождения конкретных данных (даты, формулы, названия).
Ознакомительное чтение для понимания основного содержания и структуры текста.
Изучающее/рефлексивное чтение для глубокого анализа, критической оценки достоверности, позиции автора, сопоставления с другими источниками.
Методические приёмы («Верные и неверные утверждения», составление кластеров или концепт-карт, «чтение с остановками», «бортовой журнал») направлены на отработку этих стратегий при работе с биологическими текстами разной сложности [5].
Интегративный подход к функциональной грамотности. Читательская грамотность не формируется изолированно. Как отмечают исследователи, её развитие наиболее продуктивно в синергии с естественнонаучной и математической грамотностью [10]. Это означает, что задания должны требовать от учащихся не только прочитать текст о, например, действии ферментов, но и проанализировать график зависимости их активности от pH (математический компонент), спрогнозировать результаты эксперимента при изменении условий (естественнонаучный компонент) и оценить выводы, сделанные в тексте, на основе этих данных (критическое мышление). Таким образом, текст становится интегративным ядром, вокруг которого строятся комплексные учебные задачи.
Критико-ориентированный подход. Современная информационная среда требует от выпускника умения критически оценивать информацию. В биологическом образовании это связано с необходимостью отличать научно обоснованные данные от псевдонаучных утверждений, рекламных мифов, недостоверных сообщений в медиа [7]. Методически это реализуется через проблемные вопросы, которые ставят под сомнение очевидные факты («Почему антибиотики не действуют на вирусы, хотя оба вызывают болезни?»), через сравнение нескольких текстов с противоположными точками зрения на одну проблему (например, о пользе и вреде ГМО), через анализ не только содержания, но и источника текста (авторитет научного журнала vs. блог).
Таким образом, теоретической основой методики формирования читательской грамотности в 9 классе по биологии является синтез системно-деятельностного, контекстного, интегративного и критико-ориентированного подходов. Это позволяет перевести чтение из пассивного навыка в активный инструмент познавательной деятельности, обеспечивающий не только усвоение учебного материала, но и развитие мышления, готовности к самообразованию и адаптации в сложном информационном мире.
Читательская грамотность, в соответствии с современными российскими исследованиями, рассматривается как интегративное умение, позволяющее понимать, использовать, оценивать письменные тексты и размышлять над ними для достижения учебных и жизненных целей [13]. В рамках биологического образования это предполагает работу не только с учебником, но и с научно-популярными статьями, инструкциями к лабораторным работам, клиническими случаями, статистическими данными и графиками. Уровни читательской грамотности, выделенные в отечественных работах на основе анализа подходов PISA, варьируются от базового (понимание прямого смысла) до продвинутого, требующего глубокого анализа, интеграции противоречивой информации и критической оценки [5].
Взаимосвязь читательской грамотности с другими видами функциональной грамотности, в частности с естественнонаучной и математической, является ключевой для эффективного преподавания биологии в 9 классе [10]. Как отмечают современные исследователи, синергия этих грамотностей позволяет учащимся не только усваивать факты, но и анализировать, интерпретировать и применять знания в новых обстоятельствах [2]. Например, при изучении темы "Обмен веществ и энергии", учащимся предлагается для анализа текст научно-популярной статьи о роли витамина D. Школьник должен прочитать текст и выделить из него ключевую информацию (читательская грамотность), объяснить причинно-следственные связи (естественнонаучная грамотность) и используя табличные данные, учащиеся решают практико-ориентированную задачу (математическая грамотность). Такой интегрированный подход формирует целостное научное мышление.
Разработанный методический подход базируется на системной работе с аутентичными и адаптированными научными текстами, включёнными в логику урока. Его основными элементами являются:
Приём «Верные и неверные утверждения»: После работы с текстом (например, о работе сердца) учащиеся оценивают утверждения, обосновывая свой вывод прямыми цитатами из источника.
Составление структурно-логических схем и конспектов: Требует от учащихся вычленения главных смысловых блоков, причинно-следственных связей (например, при анализе клинического случая лактазной недостаточности).
Эвристические беседы и проблемные вопросы: Стимулируют критическое мышление, создавая когнитивный конфликт. Вопросы строятся так, чтобы для ответа требовалось выйти за рамки текста, привлечь дополнительные знания или предложить гипотезу (см. Таблицу 1).
Работа с инструкциями и нормативными данными: Формирует умение извлекать информацию из таблиц, графиков и практических руководств (например, при использовании данных пикфлоуметрии).
Таблица 1. Примеры проблемных вопросов для формирования читательской грамотности в курсе «Анатомия человека»
|
Тема курса |
Конкретный текст |
Проблемный вопрос |
Метод работы с текстом |
Ожидаемый результат |
|
Опорно-двигательная система |
Фрагмент научно-популярной статьи о последствиях гиподинамии для минеральной плотности костей. |
«Проанализируйте данные о снижении плотности костной ткани на 1.2-1.8% за месяц постельного режима. Почему космонавты на МКС следуют строгому режиму физических нагрузок, и какие именно упражнения наиболее эффективны для профилактики остеопороза?» |
Прием «Верные и неверные утверждения» на основе текста. |
Умение выявлять причинно-следственные связи, извлекать конкретные числовые данные из текста и интерпретировать их в новом контексте (космос). |
|
Дыхательная система |
Инструкция по использованию бытового пикфлоуметра и таблица с возрастными нормами ПСВ (пиковой скорости выдоха). |
«Подросток с ростом 165 см имеет показатель ПСВ 280 л/мин. Используя предоставленные таблицы, сделайте вывод о состоянии его дыхательной системы. Какие факторы, кроме роста, могут влиять на этот показатель?» |
Составление памятки-инструкции для сверстников по контролю за здоровьем дыхательной системы. |
Умение работать с инструкциями и табличными данными, применять нормативы для оценки реальной ситуации, выдвигать гипотезы. |
|
Кровообращение |
Текст-описание клинического случая: пациент с атеросклерозом, с указанием уровня холестерина ЛПНП — 4.8 ммоль/л. |
«Объясните, почему сужение просвета коронарной артерии на 40% может не проявляться в покое, но вызывать боль в груди при физической нагрузке. Используя понятия ‘сердечный выброс’ и ‘кислородный запрос миокарда’.» |
Эвристическая беседа на основе текста с опорой на схему кровоснабжения сердца. |
Умение анализировать клиническую ситуацию, интегрировать знания о строении и функции системы для объяснения патологических процессов. |
|
Пищеварение |
Текст о механизме действия ферментов на примере амилазы слюны, включающий график зависимости активности фермента от pH. |
«Почему при попадании пищи в желудок действие амилазы прекращается, хотя сама пища продолжает перевариваться? Сопоставьте данные графика с известным значением pH в желудке (1.5-2.0).» |
Прием «Восстанови текст», где нарушена последовательность этапов ферментативного расщепления крахмала. |
Умение анализировать графическую информацию в совокупности с текстовой, устанавливать логические последовательности биологических процессов. |
Представленная таблица 1 демонстрирует, как проблемные вопросы, основанные на конкретных текстах, позволяют формировать комплекс читательских умений в единстве с предметным содержанием.
Заключение. Предложенный методический подход к формированию читательской грамотности на уроках биологии в 9 классе базируется на глубокой интеграции предметного содержания и метапредметных задач. Систематическое использование приёмов работы с текстом («Верные и неверные утверждения», эвристические беседы, проблемные вопросы), встроенных в изучение ключевых тем (на примере анатомии человека), позволяет перевести чтение из пассивного извлечения информации в активный процесс критического осмысления, интерпретации и применения знаний. Одновременно такой подход создаёт естественный контекст для развития смежных компонентов функциональной грамотности, в частности, математической, через анализ цифровых данных, графиков и решение расчётных задач в биологическом контексте. Результатом является не только усвоение биологических знаний, но и формирование у учащихся универсальных умений, необходимых для ориентации в современном мире, самостоятельного познания и принятия обоснованных решений на основе критической оценки информации.
Список литературы
Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. Российская электронная школа: цифровая дидактика и формирование функциональной грамотности // Образовательная политика. – 2021. – № 3 (87).
Болатхан У.Б., Исаева З.З., Алимханова Н.Н. Интеграция функциональной грамотности в процесс обучения биологии // Вестник педагогического университета. – 2022. – № 1 (56).
Вербицкий А.А., Калашников В.Г. Категория «контекст» в психологии и педагогике. – М.: Логос, 2020.
Виноградова Н.Ф. Читательская грамотность школьника: от теории к практике формирования // Начальное образование. – 2020. – Т. 8, № 2.
Гостева Ю.Н., Васильевых И.П. Формирование читательской грамотности: модели заданий в контексте международных исследований // Биология в школе. – 2021. – № S2.
Демидова М.Ю. Оценка функциональной грамотности: из опыта международных исследований // Школьные технологии. – 2020. – № 4.
Казакова Е.И., Трифонова Е.В. Читательская грамотность в предметных областях: методический аспект // Народное образование. – 2023. – № 1.
Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Российская рамка функциональной грамотности: общие подходы к конструированию и измерению // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2021. – Т. 1, № 4 (76).
Марченко Н.А. Формирование математической грамотности учащихся при обучении естественнонаучным дисциплинам // Интеграция образования. – 2022. – Т. 26, № 1.
Пентин А.Ю., Заграничная Н.А. Естественнонаучная грамотность: интеграция с читательской и математической грамотностью в школьном курсе биологии // Биология в школе. – 2023. – № 5.
Распопова С.Н. Функциональная грамотность как результат современного образования // Педагогика. – 2022. – № 5.
Смирнова Н.З., Козлова В.А. Контекстные задачи по биологии как средство формирования математической грамотности // Школьные технологии. – 2021. – № 6.
Тихомирова К.М., Самсонова О.Ю. Структура и содержание читательской грамотности в оценке образовательных результатов // Педагогические измерения. – 2022. – № 3.
Третьяк Л.Д. Математизация биологического знания как основа формирования естественнонаучной грамотности старшеклассников // Биология в школе. – 2020. – № 8.
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (утверждены Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287) – URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=402513 (дата обращения: 10.11.2024).