Введение
Актуальность проблемы развития эмоционального интеллекта детей в младшем школьном возрасте, находящихся в условиях реабилитационного центра, обусловлена тем, что это ключевой компонент для их успешной социально-психологической реабилитации [1, 2]. Дети с особенностями социальной адаптации, испытывающие трудности в распознавании, понимании и управлении эмоциями, чаще всего не могут построить конструктивные отношения со сверстниками и взрослыми [4]. Поэтому, развитие эмоционального интеллекта у этой категории детей, который и подразумевает под собой способность к осознанию, пониманию, управлению своими эмоциями и эмоциями других людей, является очень важным элементом для преодоления последствий депривации и нарушения социальных связей. Несмотря на то, что эмоциональный интеллект признан одним из важнейших компонентов для благополучной жизни человека в обществе, вопрос о разработке и внедрении психолого-педагогических программ для его развития именно у данной категории детей в условиях реабилитационного центра остается недостаточно изученным.
Целью данного исследования является оценка эффективности авторской психолого-педагогической программы, которая была направлена на комплексное развитие эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста с особенностями социальной адаптации.
Задачи исследования:
Провести диагностику исходного уровня развития эмоционального интеллекта в экспериментальной и контрольной группе и сравнить их.
Реализовать разработанную психолого-педагогическую программу развития эмоционального интеллекта в экспериментальной группе.
Выявить на контрольном этапе динамику развития компонентов эмоционального интеллекта в экспериментальной и контрольной группе.
Оценить статистическую значимость полученных изменений.
Данное исследование проходило в три этапа: констатирующий, коррекционно-развивающий и контрольный.
Констатирующий этап включал в себя оценку исходного уровня эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста в количестве 20 человек, с помощью отобранных диагностических методик. Изначально дети были разделены на экспериментальную группу и контрольную группу по 10 человек в каждой.
Диагностический комплекс включал в себя: методику Е.С. Ивановой «Словарь эмоций», которая направлена на оценку вербального компонента эмоционального интеллекта [7]; методику Е.С. Ивановой «Тест лицевой экспрессии», оценивающий перцептивный компонент [7]; методику М.А. Нгуен «Что-почему-как?», направленный на когнитивный компонент, осознание и управление эмоциями [8]; методику Н.Я. Семаго «Что делать, если...?» - поведенческий компонент, саморегуляция [9]; методику У.В. Сусловой «Диагностика уровня эмпатии», которая оценивает эмпатический компонент эмоционального интеллекта [10].
На коррекционно-развивающем этапе в экспериментальной группе была реализована авторская психолого-педагогическая программа, направленная на развитие вербального, перцептивного, когнитивного, поведенческого и эмпатического компонентов эмоционального интеллекта. В контрольной группе развивающая программа не проводилась.
Теоретико-методологическая основа программы интегрирует ключевые положения теории эмоционального интеллекта П. Саловея и Дж. Майера, гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу), теории привязанности Дж. Боулби, а также социально-когнитивной теории А. Бандуры. Методологической базой выступили принципы игровой и арт-терапии.
Цель данной программы: создание условий для развития отдельных компонентов эмоционального интеллекта: объяснение, определение, управление и использование своих эмоций.
Программа состояла из 13 занятий, проводившихся 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия составляла 45-60 минут. Содержание было разделено на тематические блоки, последовательно охватывающие базовые эмоции (радость, гнев), социальные эмоции (вина, стыд), эмпатию и навыки саморегуляции. Заключительные занятия были направлены на интеграцию и закрепление полученного опыта.
Основные методы и техники, использовавшиеся в программе, включали: игротерапию, арт-терапию, телесно-ориентированные и релаксационные техники, техники развития рефлексии и поведенческой саморегуляции.
Программа построена на принципах системности, доступности, практической направленности и создания безопасной, поддерживающей среды, что особенно важно для детей с трудностями социальной адаптации.
Через неделю после завершения всех занятий по программе был проведен контрольный этап исследования, на котором использовался тот же диагностического комплекса.
Для статистической проверки гипотез использовались: U-критерий Манна-Уитни для сравнения независимых выборок экспериментальной и контрольной группы, а также T-критерий Вилкоксона для оценки внутригрупповой динамики в связанных выборках.
Сравнительный анализ исходного уровня эмоционального интеллекта экспериментальной и контрольной группы
На констатирующем этапе статистический анализ с помощью U-критерия Манна-Уитни показал, что между экспериментальной и контрольной группой значимых различий нет ни по одной из пяти проведенных диагностирующих методик (p>0,05 для всех U-эмп). Это подтвердило сопоставимость групп в начале эксперимента и достоверность дальнейших сравнений (Таблица 1).
Таблица 1. Результаты сравнения экспериментальной и контрольной группы на констатирующем этапе (U-критерий Манна-Уитни)
|
Диагностическая методика |
U-эмп |
Уровень значимости |
Статистический вывод |
|
"Словарь эмоций" |
39,5 |
p > 0,05 |
Различия не значимы |
|
"Тест лицевой экспрессии" |
49,0 |
p > 0,05 |
Различия не значимы |
|
"Что-почему-как?" |
54,0 |
p > 0,05 |
Различия не значимы |
|
"Что делать, если...?" |
51,5 |
p > 0,05 |
Различия не значимы |
|
"Диагностика уровня эмпатии" |
45,5 |
p > 0,05 |
Различия не значимы |
Анализ эффективности программы (межгрупповое сравнение на контрольном этапе)
На контрольном этапе, после реализации развивающей психолого-педагогической программы, были выявлены статистически значимые различия между экспериментальной и контрольной группы по всем пяти методикам (Таблица 2).
Таблица 2. Результаты сравнения экспериментальной и контрольной группы на контрольном этапе (U-критерий Манна-Уитни)
|
Диагностическая методика |
U-эмп |
Уровень значимости |
Статистический вывод |
|
"Словарь эмоций" |
16,0 |
p ≤ 0,01 |
Высоко значимые различия |
|
"Тест лицевой экспрессии" |
20,5 |
p ≤ 0,05 |
Значимые различия |
|
"Что-почему-как?" |
10,0 |
p ≤ 0,01 |
Высоко значимые различия |
|
"Что делать, если...?" |
4,0 |
p ≤ 0,01 |
Высоко значимые различия |
|
"Диагностика уровня эмпатии" |
23,0 |
p ≤ 0,05 |
Значимые различия |
Наиболее значимые различия наблюдались по методикам, оценивающим способность к управлению эмоциями в проблемных ситуациях («Что делать, если...?») и их осознанию («Что-почему-как?»).
Внутригрупповая динамика
Анализ динамики в экспериментальной группе по T-критерию Вилкоксона помог выявить значимые положительные изменения (p ≤ 0,01) по всем пяти диагностирующим методикам (Таблица 3). В итоге, к концу исследования, в экспериментальной группе полностью исчез низкий уровень эмоционального интеллекта с 50% до 0%, а количество детей с высоким уровнем возросла с 0% до 40%.
Таблица 3. Динамика в экспериментальной группе (T-критерий Вилкоксона)
|
Диагностическая методика |
T-эмп |
Уровень значимости |
Статистический вывод |
|
"Словарь эмоций" |
0,0 |
p ≤ 0,01 |
Высоко значимые различия |
|
"Тест лицевой экспрессии" |
1,0 |
p ≤ 0,01 |
Высоко значимые различия |
|
"Что-почему-как?" |
0,0 |
p ≤ 0,01 |
Высоко значимые различия |
|
"Что делать, если...?" |
2,0 |
p ≤ 0,01 |
Высоко значимые различия |
|
"Диагностика уровня эмпатии" |
0,0 |
p ≤ 0,01 |
Высоко значимые различия |
Что касается контрольной группы, то, статистический анализ выявил отсутствие значимой динамики по большинству методик (p>0,05), за исключением незначительного улучшения по методике, диагностирующей уровень эмпатии. Это говорит о том, что без целенаправленного психолого-педагогического воздействия существенного развития эмоционального интеллекта не происходит [6].
Выводы
Авторская психолого-педагогическая программа доказала свою эффективность, обеспечив комплексное и статистически значимое развитие всех ключевых компонентов эмоционального интеллекта у младших школьников экспериментальной группы. Наиболее выраженные положительные изменения у детей экспериментальной группы зафиксированы в развитии способностей к осознанию причин своих и чужих эмоций и выбору разумных стратегий поведения во время проблемных ситуациях. Сравнительный анализ результатов экспериментальной группы с контрольной группой подтвердил, что естественное развитие эмоционального интеллекта без целенаправленного вмешательства со стороны психолога или педагога является недостаточным для качественного скачка.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о высокой эффективности целенаправленной работы по развитию эмоционального интеллекта как ключевого инструмента психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации детей в условиях реабилитационного центра. Реализованная развивающая программа может быть рекомендована к внедрению в работы реабилитационных центров для детей, которые нуждаются в психолого-педагогической поддержке, в качестве эффективного метода развития эмоционального интеллекта и улучшения социальной адаптации.
Список литературы
Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. – 2006. – №3. – С. 78-86.
Белинская Е.В. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2019. – 300 с.
Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М.: Изд-во МГУ, 2018. – 175 с.
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2017. – 783 с.
Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – С. 29-36.
Прихожан А.М. Психология сиротства. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2019. – 400 с.
Иванова Е.С. Методика «Словарь эмоций» для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб.: Речь, 2010. – 64 с.
Нгуен М.А. Методика «Что-почему-как?» для диагностики осознания эмоций младшими школьниками // Психологическая диагностика. – 2015. – №2. – С. 45-58.
Семаго Н.Я. Методика «Что делать, если...?» для исследования эмоциональной саморегуляции у детей // Школьный психолог. – 2012. – №5. – С. 15-22.
Суслова У.В. Диагностика уровня эмпатии у детей младшего школьного возраста // Психодиагностика и коррекция. – М.: МГППУ, 2008. – С. 90-95.