Технологии и методы психолого-педагогического сопровождения, используемые для развития эмоционального интеллекта детей с особенностями социальной адаптации - Студенческий научный форум

XVIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2026

Технологии и методы психолого-педагогического сопровождения, используемые для развития эмоционального интеллекта детей с особенностями социальной адаптации

Миловидова К.А. 1
1Шуйский филиал Ивановского государственного учреждения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение
Актуальность развития эмоционального интеллекта у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и воспитывающихся в условиях социальных учреждений, обусловлена их повышенной уязвимостью. Нарушения детско-родительских отношений, опыт депривации приводят к системным искажениям в эмоциональной сфере, что проявляется в бедности эмоционального словаря, трудностях распознавания и понимания эмоций, низкой саморегуляции и сниженной эмпатии. Эти дефициты, в свою очередь, являются ядром проблем социальной адаптации, порождая дезадаптивные модели поведения: агрессивность, замкнутость, тревожность, импульсивность [10]. Следовательно, целенаправленное развитие эмоционального интеллекта становится не просто одним из направлений коррекционной работы, а ключевым условием успешной психологической реабилитации и социальной интеграции данной категории детей.

Целью данного исследования является обобщение и представление технологий и методов психолого-педагогического сопровождения, доказавших свою эффективность в развитии эмоционального интеллекта у младших школьников с особенностями социальной адаптации, на основе опыта эмпирического исследования.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблемам эмоционального интеллекта и социальной адаптации детей с депривационным опытом.

2. Подобрать и апробировать комплекс диагностических методик для оценки уровня развития ключевых компонентов эмоционального интеллекта у младших школьников.

3. Разработать психолого-педагогическую программу сопровождения, интегрирующую современные технологии развития эмоционального интеллекта, адаптированную к условиям реабилитационного центра.

4. Экспериментально апробировать разработанную программу и оценить ее эффективность на основе сравнительного анализа динамики показателей эмоционального интеллекта в экспериментальной и контрольной группах.

Теоретико-методологические основы построения программы

Разработанная и апробированная программа психолого-педагогического сопровождения базируется на интеграции нескольких теоретических подходов:

1. Культурно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев): развитие эмоционального интеллекта происходит в совместной деятельности со взрослым через присвоение культурных средств понимания и регуляции эмоций [2; 6].

2. Теория привязанности (Дж. Боулби): учет дефицита надежных эмоциональных связей и необходимости создания безопасной, принимающей среды для формирования базового доверия [1].

3. Модель эмоционального интеллекта как способности (Дж. Мэйер, П. Сэловей): программа последовательно развивает четыре ключевых компонента: восприятие эмоций, использование эмоций для облегчения мышления, понимание эмоций и управление ими [8].

4. Гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу): акцент на безусловном принятии ребенка, создании атмосферы психологической безопасности и поддержки для самораскрытия [7; 11].

Технологии и методы психолого-педагогического сопровождения

Для целенаправленного развития каждого компонента эмоционального интеллекта у детей с депривационным опытом был использован комплекс специфических методов, адаптированных к их психологическим особенностям.

1. Игровые технологии:

  • Сюжетно-ролевые игры («Изобрази сказку», «Сказочный персонаж»): позволяют в безопасной символической форме проигрывать и осмыслять эмоциональные конфликты, осваивать новые модели поведения и социальные роли [15].

  • Коммуникативные и кооперативные игры («Руки знакомятся, руки мирятся», «Мешочек примирения»): направлены на развитие навыков взаимодействия, эмпатии, конструктивного разрешения конфликтов и создания групповой сплоченности.

  • Дидактические игры («Угадай настроение», «Определи эмоцию»): служат для расширения эмоционального словаря и тренировки точности распознавания эмоциональных [4].

2. Арт-терапевтические методы:

  • Рисуночные техники («Чудо-рисунок», «Рисуем музыку», «Чемодан с обидой»): предоставляют невербальный канал для выражения сложных, часто неосознаваемых переживаний (гнева, обиды, вины), способствуют эмоциональной разрядке и рефлексии [5].

  • Сказкотерапия: анализ поступков и эмоций героев сказок помогает детям понять причинно-следственные связи в эмоциональной сфере, проецировать и решать собственные проблемы в метафорической форме [3].

3. Телесно-ориентированные методы и психогимнастика:

  • Упражнения на распознавание телесных проявлений эмоций («Изобрази вину, радость, гнев»).

  • Техники саморегуляции и снятия напряжения («Шарик» - дыхательное упражнение, «Капля» - тактильное упражнение, релаксация). Эти методы помогают восстановить связь «тело-эмоция», учат управлять физиологическими коррелятами эмоциональных состояний [14].

4. Методы развития рефлексии и социального познания:

  • Эвристическая беседа и обсуждение: анализ реальных и смоделированных ситуаций («Корзина ситуаций», разбор картины «Опять двойка») [12].

  • Проективные методики («Закончи предложение», «На что похоже мое настроение»).

  • Рефлексивные круги в конце каждого занятия, где дети учатся называть и анализировать свои чувства и опыт. Эти методы направлены на развитие когнитивного компонента эмоционального интеллекта: понимания причин и последствий эмоций.

5. Методы целенаправленного развития эмпатии:

  • Специальные упражнения на распознавание эмоций другого по фотографиям и описаниям («Посочувствуй другому») [13].

  • Проигрывание ситуаций, требующих оказания эмоциональной поддержки.

Организация и результаты апробации программы

Программа, рассчитанная на 13 занятий, была реализована в условиях социально-реабилитационного центра. В исследовании участвовали 20 детей младшего школьного возраста (7-11 лет), разделенных на экспериментальную (10 человек) и контрольную (10 человек) группы. Диагностика уровня эмоционального интеллекта проводилась до и после реализации программы с использованием комплекса методик (Е.С. Ивановой «Словарь эмоций» и «Тест лицевой экспрессии» [4], М.А. Нгуен «Что-почему-как?» [9], Н.Я. Семаго «Что делать, если...?» [12], У.В. Сусловой «Диагностика уровня эмпатии» [13]).

Результаты контрольного этапа показали статистически значимую положительную динамику по всем компонентам эмоционального интеллекта именно в экспериментальной группе (по критерию Вилкоксона, p ≤ 0.01):

  • Полностью ликвидирован низкий уровень развития эмоционального интеллекта (с 50% до 0%).

  • Значительно вырос средний уровень.

  • Сформировалась группа детей с высоким уровнем эмоционального интеллекта (40%).

  • Наиболее существенные улучшения зафиксированы в эмоциональном словаре, способности анализировать причины эмоций и уровне эмпатии.

В контрольной группе динамика была незначительной и статистически неустойчивой. Сравнение групп на контрольном этапе по U-критерию Манна-Уитни выявило высокодостоверные различия (p ≤ 0.01-0.05), подтверждающие эффективность проведенного воздействия.

Выводы
Развитие эмоционального интеллекта у детей с особенностями социальной адаптации требует целенаправленного, системного психолого-педагогического сопровождения, построенного на интеграции теоретически обоснованных подходов.

Наиболее эффективными являются технологии, сочетающие безопасные, невербальные и проективные методы (арт-терапия, игра) с методами, направленными на осознание и вербализацию эмоционального опыта (рефлексия, беседа).

Апробированный комплекс методов (игровые, арт-терапевтические, телесно-ориентированные, рефлексивные) доказал свою результативность в компенсации системного дефицита эмоционального интеллекта, способствуя не только развитию отдельных способностей, но и улучшению социально-адаптационного потенциала детей в условиях реабилитационного центра.

Реализация подобных программ должна опираться на ключевые принципы: безопасность и доверие, учет дефицита привязанности, практическую ориентированность, поэтапность и вовлеченность всех взрослых, окружающих ребенка.

Таким образом, представленные технологии и методы составляют действенный инструментарий для специалистов (педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей), работающих над формированием эмоционального интеллекта как фундамента успешной социализации детей, переживших депривацию.

Список литературы

  1. Боулби Дж. Привязанность. – М.: Канон+, 2020. – 511 с.

  2. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. – М.: Педагогика, 1982. – Т.2. – С. 5 – 361.

  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2018. – С. 55 – 72.

  4. Иванова Е.С. Диагностика эмоционального интеллекта младших школьников. – М.: Национальное образование, 2019. – 128 с.

  5. Копытин А.И. Системная арт-терапия. – СПб.: Питер, 2020. – С. 89 – 104.

  6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.

  7. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / Пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2019. – 400 с.

  8. Мэйер Дж., Сэловей П., Карузо Д. Эмоциональный интеллект. Российско-американский проект / Пер. с англ. М.А. Сафоновой, Ю.В. Ефремовой. – М.: РИПОЛ классик, 2018. – 363 с.

  9. Нгуен М.А. Диагностика эмоционального интеллекта: методическое пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. – С. 48 – 55.

  10. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства: Научный контекст, история, экспериментальное исследование проблемы. – СПб.: Питер, 2005. – 354 с.

  11. Роджерс К.Р. Становление личности: взгляд на психотерапию / Пер. с англ. М.М. Исениной. – М.: Эксмо, 2017. – 304 с.

  12. Семаго Н.Я. Диагностика эмоционально-волевой сферы ребенка: методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2015. – С. 112 – 118.

  13. Суслова У.В. Психологическая диагностика // Психологическая диагностика. – 2013. – № 4. – С. 75–83.

  14. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М.: Владос, 2012. – 160 с.

  15. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. – С. 98 – 145.

Просмотров работы: 0