Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
К.Д. Ушинский
Формирование гражданственности и патриотизма, воспитание уважения к своей стране, ее истории, культуре и традициям является важнейшей задачей. Необходимо помнить, что ощущение себя гражданином начинается, прежде всего, с чувств уважения, гордости и ответственности за своих родных и любимых людей, образовательное учреждение, родной город, родную срану.
Патриот, по точному определению В.И. Даля – не только «любитель Отечества», но и «ревнитель о благе его».
Любовь к Родине начинается с человека, с любви и уважения, гуманного отношения к окружающим. Для этого необходимо создание условий для развития нравственной, культурной, творчески активной личности, живущей в связи с окружающей средой, осознающей свою ответственность перед ней, личности, которая любит свою страну.
Значительно возросла роль образовательных учреждений, способствующих нравственно – патриотическому становлению молодёжи, подготовке их к самостоятельной жизни, к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите национальных интересов.
Достаточно сложно, но крайне необходимо находить доступные и современные методы преподавания, не теряя при этом связь предметного материала с воспитанием патриотизма.
География, естествознание, экология относятся к числу важнейших учебных дисциплин, содержащих в себе большие возможности для осуществления патриотического воспитания студентов.
Любить свою Родину, – значит, знать ее. ( Белинский В.Г.)
Предмет «Социальная и экономическая география мира» затрагивает проблемы проявления расизма и национализма в разных странах мира (и как следствие - сепаратизма). Это делает возможным гармонично, в рамках программы по предмету прививать учащимся толерантность. Те акценты, которые делаются при подаче материала, во многом формируют отношение ребят к жизни, от них во многом зависит оценка студентами происходящих событий в стране и мире. Уроки позволяют ненавязчиво ввести в мировоззрение молодёжи толерантность. Работа проводиться по нескольким направлениям различными методами: тематическое оформление кабинета, с целью знакомства студентов с новыми для них понятиями и их сутью; цитаты из священных книг различных религий, чтобы показать универсальность, схожесть ценностей разных народов, проживающих на территории России и за ее пределами. Также проводится освещение важных событий в России и мире, в которых участвуют преподаватель и студенты.
В качестве исследовательской работы, в конце больших разделов «Население России», «Население мира» студенты под руководством преподавателя проводят творческие отчеты, которые состоят из красочных презентаций, повествующих о многообразии национальных традиций, культуры и особенностях народов, населяющих нашу Родину. Кроме этого оформляются рефераты, раскрывающие этнографические изюминки, которые позволяют формировать уважительное отношение к различным этносам.
Любование природой есть следствие любви к ней, а любовь к родной природе - один из вернейших признаков любви к своей стране: (К.Г. Паустовский).
Предметы естествознание и экология позволяют прочувствовать всю красоту и духовность окружающего мира, привить чувство ответственности за свою малую Родину, а значит воспитать будущего патриота.
Изучение естественных дисциплин открывает нам сложную картину природных взаимосвязей и наглядно демонстрирует последствия нашей хозяйственной активности. Здесь патриотизм проявляется как глубокая привязанность к родной земле, выражающаяся в искреннем стремлении сохранить её чистоту и благополучие. Это не теоретическое понятие, а вполне осязаемые поступки: ответственное потребление ресурсов, вовлечённость в экологические проекты и четкое понимание принципов устойчивого развития
Эти дисциплины обладают довольно большим воспитательным потенциалом, позволяет прививать любовь к родной природе, воспитывать чувство гордости за достижения в науке и технике, позволяющие познать тайны окружающего мира.
Вклад в развитие страны через профессию для студентов СПО особенно важно, ведь они – будущие специалисты, их знания по естественным наукам – это основа их профессии. Любовь к своей Родине выражается в стремлении делать свою работу качественно, внедрять новые, эффективные решения, улучшать производство, разрабатывать новые технологии. Качественный труд каждого специалиста – это вклад в экономическую мощь, технологический суверенитет и процветание всей страны.
При изучении экологических проблем в разных регионах России формируется чувство любви к родной природе, эстетическое воспитание при работе с художественными произведениями (музыка, поэзия, проза, пейзажные фотографии), посвящённые памятникам природы.
Духовное ощущение природы невозможно отделить от нравственных и патриотических чувств человека. Патриотизм проявляется не только в любви к красоте родных мест, но и в заботе о будущем страны, в сохранении памяти о прошлом своей родной земли. Патриотизм на уроках естественных дисциплин в СПО – это не просто слова, это глубокое понимание ценности нашей страны через её природу и науку, это гордость за её достижения и, самое главное, это практическое стремление вносить свой вклад в её развитие и благополучие через свою будущую профессию. Это воспитание сознательного гражданина, который использует свои знания для созидания и процветания Родины.
В заключении хотелось бы добавить, что в специфике профессий «Ульяновского колледжа культуры и искусства» уже заложен глубокий смысл патриотизма, так как в каждой специализации проявляются его аспекты: это и широта души русской песни, и красота русского танца, и русские литературные произведения, по которым ставятся театрализованные представления, и великолепие русских пейзажей художников.
Используемые источники:
Агапова, И. А. Патриотическое воспитание в школе / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - Москва: АЙРИС-Пресс, 2002. - 224 с.: ил
Народы России: от прошлого к настоящему / Алексеева Т.И., Бацевич В. А., Година Е.З. и др. // Народы России: от прошлого к настоящему. - М., 1998.
Слободчиков, Виктор. Патриотизм - диалог о самом важном: сегодня и всегда: беседа протоиерея Константина Зелинского с профессором Виктором Ивановичем Слободчиковым / В. Слободчиков, // Воспитание школьников. - 2021. - № 3. - С. 3-12.
Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж 18 - начала 20 века. - М.: Искусство, 2001. - 583 с., ил.