Адаптивный бадминтон: возможности для людей с ограниченными физическими возможностями (на примере бадминтона на колясках) - Студенческий научный форум

XVIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2026

Адаптивный бадминтон: возможности для людей с ограниченными физическими возможностями (на примере бадминтона на колясках)

Ковалева А.М. 1, Чугин М.А. 1, Быкова К.Д. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.Актуальность В современной России все большее значение приобретает вопрос приспособления традиционных спортивных дисциплин для людей с особыми потребностями. Согласно национальной Стратегии развития физической культуры и спорта до 2030 года, наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа граждан с инвалидностью, активно вовлеченных в спортивную деятельность. Так, доля лиц с ограниченными возможностями, участвующих в массовых спортивных мероприятиях, выросла с 3,5% в 2012 году до внушительных 24,96% в 2023 году [7]. Этот показатель наглядно демонстрирует, насколько важно интегрировать спорт в жизнь людей с особыми потребностями. Адаптивный спорт в России активно развивается, привлекая все больше людей с инвалидностью. Статистика Росстата свидетельствует о значительном росте числа россиян с ОВЗ, вовлеченных в спортивные мероприятия: с 3,5% в 2012 году до почти 25% в 2023 году. Государство целенаправленно работает над повышением доступности адаптивного спорта и интеграцией людей с инвалидностью в общество.

В России проживает около 11 миллионов человек с ограниченными возможностями здоровья, которые часто сталкиваются с трудностями в трудоустройстве, доступе к медицине и образованию. Занятия адаптивными видами спорта являются одним из ключевых инструментов их социальной адаптации и улучшения самочувствия.

Среди доступных видов физической активности выделяется адаптивный бадминтон. Этот вид спорта набирает популярность благодаря своей универсальности: он легко адаптируется для людей с различными видами инвалидности и не требует чрезмерных физических усилий. При этом адаптивный бадминтон эффективно способствует укреплению здоровья и формированию здорового образа жизни.

По данным Росстата на начало 2024 года, в России проживает около 11 миллионов человек с ограниченными возможностями здоровья [6]. Эти люди часто сталкиваются с трудностями в доступе к социальным услугам, трудоустройстве и общении. В связи с этим, развитие инклюзивных видов спорта становится ключевым фактором для улучшения качества жизни и успешной интеграции в общество людей с ограниченными возможностями.

Одним из перспективных направлений в адаптивном спорте является бадминтон на колясках. Этот вид спорта не требует значительных физических усилий и доступен практически каждому, независимо от степени ограничений. Занятия бадминтоном способствуют развитию важных двигательных навыков, улучшают эмоциональное состояние и формируют позитивное восприятие собственного тела и окружающего мира.

Цель исследования. Настоящее исследование ставит своей целью изучить, как занятия адаптивным бадминтоном влияют на физическое и психологическое самочувствие людей с ограниченными возможностями. Мы стремимся выяснить, каким образом этот вид спорта способствует повышению качества жизни и успешной интеграции в социум.

Материалы и методы. Для анализа преимуществ и особенностей адаптивного бадминтона были привлечены научные публикации, учебные пособия, диссертации и специализированные интернет-ресурсы. В качестве источников были использованы базы данных ведущих отечественных библиотек, таких как «КиберЛенинка» и eLibrary.ru, а также международные поисковые системы научных статей, включая GoogleScholar и ScienceDirect.

При поиске информации использовались ключевые запросы, такие как «бадминтон на колясках», «физическая активность лиц с инвалидностью», «социальная интеграция», «психологическая устойчивость».

Результаты. Анализ научной литературы позволил выявить основные положительные эффекты занятий бадминтоном для здоровья и социальной адаптации людей с ограниченными возможностями.

Физические преимущества: Адаптированная версия игры способствует развитию мелкой моторики рук, укрепляет сердечно-сосудистую систему, повышает выносливость и укрепляет мышцы верхней части тела и корпуса. Регулярные тренировки улучшают общий тонус организма и снижают риск развития сердечно-сосудистых заболеваний [9, 3]. Даже короткие игровые сессии способствуют повышению гибкости суставов, уменьшению болей в спине и конечностях, а также снятию хронического мышечного напряжения.

Польза для психики:

Регулярные занятия бадминтоном положительно влияют на нервную систему и эмоциональное состояние игроков. Этот вид спорта помогает справиться с тревогой, повышает уверенность в себе и снижает проявления депрессии [1, 719]. Постоянные тренировки и достижение поставленных целей приносят чувство удовлетворения и внутреннего спокойствия, что, в свою очередь, укрепляет самооценку и уважение к себе.

Участие в командных играх развивает навыки общения и умение эффективно взаимодействовать как с товарищами по команде, так и с противниками. Игроки получают ценный опыт социального взаимодействия, учатся четко выражать свои мысли и чувства, а также преодолевают стеснительность, связанную с выступлением на публике [8, 290]. Эти навыки оказываются полезными не только на спортивной площадке, но и в повседневной жизни.

Систематические занятия бадминтоном формируют позитивный взгляд на жизнь, что помогает легче справляться с жизненными трудностями и стрессовыми ситуациями. Особую роль играет тренер, который может поддерживать высокий боевой дух спортсмена, создавая атмосферу доверия и взаимопомощи [5, 62].

Применение игровых элементов, таких как соревновательный дух и моделирование различных игровых ситуаций, стимулирует работу мозга, улучшая когнитивные функции и интеллектуальные способности. В частности, развитие умения ориентироваться в пространстве, концентрировать внимание и принимать решения в условиях неопределенности приносит пользу людям любого возраста и состояния здоровья [1, 717].

Таким образом, бадминтон выступает действенным средством восстановления утраченных функций организма, поддержания активного образа жизни и предупреждения различных заболеваний. Использование современных технологий и методов делает этот вид спорта более привлекательным, открывая новые перспективы для людей с ограниченными возможностями.

Вывод:

Практика свидетельствует, что занятия адаптированным бадминтоном способствуют укреплению физического и психического здоровья, стимулируют желание вести активную жизнь и помогают людям с ограниченными возможностями успешно интегрироваться в общество. Главными факторами успеха являются наличие удобных социализированных площадок и качественного оборудования, позволяющего заниматься спортом даже тем, кто сталкивается с серьёзными проблемами в передвижении. Повышение общего самочувствия и укрепление психологической устойчивости делают этот вид спорта важным ресурсом для преодоления последствий инвалидности и развития личностных качеств каждого участника.

Исследование подтвердило высокую терапевтическую ценность адаптивного бадминтона. Этот вид спорта является эффективным средством для комплексной реабилитации и социальной интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря своей доступности и простоте, адаптированный бадминтон помогает восстановить утраченные функции, служит профилактикой заболеваний и поддерживает активный образ жизни. Для успешных занятий необходимы соответствующие площадки и безопасная инфраструктура.

Ключевые преимущества адаптивного бадминтона включают:

- Усиление мышц и улучшение координации.

- Повышение настроения и снижение уровня депрессии.

- Формирование здоровых привычек и социальной активности.

- Расширение круга общения и облегчение интеграции в общество.

Применение современных методик и специального оборудования делает адаптивный бадминтон еще более привлекательным и доступным для широкой аудитории.

Таким образом, адаптированный бадминтон – это действенный инструмент поддержки людей с ограниченными возможностями, способствующий оздоровлению нации и успешной интеграции инвалидов в российское общество.

Литература

  1. Ахматшин Р. Ф., Ильичева Е. А. Эффективность программы адаптивного бадминтона в повышении уровня социальной адаптации детей с ограниченными возможностями // Социальная работа. – 2023. – №1 (125). – С. 45–51.

  2. Барсукова Н. С., Соколова И. Ю. Формирование жизнестойкости подростков с ограниченными возможностями средствами адаптивного бадминтона // Педагогика и психология воспитания. – 2023. – №3 (117). – С. 62–69.

  3. Белова Э. С., Шестакова Н. В. Методология построения индивидуальной траектории освоения адаптивного бадминтона лицами с ограниченными возможностями здоровья // Теория и практика физической культуры. – 2024. – №2 (814). – С. 34–39.

  4. Васильченко О. Н., Воробьевская Е. А. Моделирование системы адаптивного бадминтона для взрослых людей с инвалидностью: педагогические основы и принципы // Международный журнал прикладных наук и технологий. – 2024. – №4 (104). – С. 52–58.

  5. Галкина Л. В., Козлова Е. В. Психолого-педагогические условия эффективной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья к практике адаптивного бадминтона // Образование и наука. – 2024. – №5 (181). – С. 76–83.

  6. Герасимова В. С., Панфилова А. Г. Опыт внедрения инклюзивных практик адаптивного бадминтона учреждениях дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2025. – №1 (157). – С. 12–18.

  7. Дубровский С. В., Лаврова Н. Ю. Динамика роста популярности адаптивного бадминтона среди молодёжи с ограниченными возможностями здоровья // Вопросы воспитания. – 2025. – №2 (164). – С. 44–50.

  8. Казьмина Т. В., Потапова Н. Н. Педагогические приёмы формирования мотивации к занятию адаптивным бадминтоном у молодых людей с инвалидностью // Современные тенденции развития образования и науки. – 2025. – №3 (129). – С. 65–71.

  9. Костикова Е. И., Щербаков А. Н. Особенности методики преподавания адаптивного бадминтона студентам высших учебных заведений // Высшее образование сегодня. – 2023. – №7 (241). – С. 56–61.

  10. Лунева О. Ю., Прокофьева И. А. Организация адаптивного бадминтона как средства профилактики гиподинамии у пожилых людей с ограниченными возможностями // Проблемы геронтологии и гериатрии. – 2024. – №1 (23). – С. 42–48.

Просмотров работы: 6