Важным этапом реформирования уголовно-исполнительной системы стало сохранение и поддержание связей осужденных с их семьями и другими членами общества. Предоставление выездов осуждённым представляет собой необходимый институт исправления осужденных, который демонстрирует гуманистическую направленность пенитенциарной системы [1].
Реализация социальной адаптации лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, по сей день является сложной проблемой, требующая усилий не только сотрудников уголовно-исполнительной система, но и всего общества. В. И. Селиверстов отмечает: «проблема социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, остается одной из наиболее актуальных» [2, с. 54-64]. Как сообщил заместитель министра юстиции России А. Логинов, ежегодно освобождаются из мест лишения свободы более 200 тысяч осужденных. В связи с этим, важным направлением развития законодательства является совершенствование социальной и уголовно-исполнительной политики, которая заключается в ресоциализации осужденных, во избежание роста рецидивов преступлений [3]. А Д.Б. Лаптев, продолжая эту мысль добавляет, что «ресоциализация и предупреждение преступлений тесно связаны между собой, сферы их достижения пересекаются» [4, с. 33-36].
Законодательное закрепление понятия ресоциализация даётся в ст. 25 Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», под которой понимается «комплекс мер социально-экономического, педагогического, правового характера, осуществляемых субъектами профилактики правонарушений в соответствии с их компетенцией и лицами, участвующими в профилактике правонарушений, в целях реинтеграции в общество лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера» [5].
Ресоциализацию можно назвать одной из основополагающих фундаментов механизма исправления осужденных. Данная правовая категория содержит в себе два необходимых этапа: во-первых, пенитенциарный, заключающийся в коррекции поведения и мышления осуждённых, начиная с момента прибытия в исправительное учреждение и в течение срока отбывания наказания; во-вторых, постпенитенциарный, который выражается в укреплении благоприятных, конструктивных результатов исправления после возвращения лица в обществе.
За долгий период отбывания наказания в исправительных учреждениях осужденные нередко лишаются родственных связей, что явно негативно сказывается на их материальном и психологическом состоянии. Е.Э. Попова отмечает, что в большей степени родственные отношения распадаются у осуждённых ещё до их осуждения. Вместе с тем, осуждённые указывают на формальное сохранение семейных отношений в период отбытия наказания в виде лишения свободы. С такой категорией осуждённых и их родственниками можно работать на перспективу сохранения и восстановления семейных отношений как разновидности социальных связей осуждённых, т.к. присутствует шанс на их развитие [6, С. 224]. После освобождения часто у освобожденных отсутствуют средства к существованию, жилая площадь, документы и прочие необходимые для жизни условия. Поскольку таким лицам зачастую отказывают в приеме на работу из-за того, например, что имеется судимость, то бывшие осуждённые, которые не смогли адаптироваться к жизни в обществе после освобождения, и не видя иного выхода, как вновь совершить преступление, чтобы обеспечить себе средства к существованию, вновь возвращаются в исправительные учреждения.
Кроме того, выделяются такие негативные признаки изоляции как: частичный или полный разрыв социальных связей; ослабление или отсутствие необходимых навыков коммуникации в различных социальных статусах или ролях. Кроме того, укоренении в своем сознании комплекс человека с криминальным прошлым, что связано с опытом наличия особых поведенческих паттернов, сформированных в результате нахождения в исправительных учреждениях. Все эти позиции являют собой предпосылки для уничтожения устойчивой единицы общества, деформации личности [7].
Эффективность ресоциализации в основном зависит от условий отбывания наказаний. Именно поэтому они не должны быть дисбалансированы, дабы осужденный не лишился базовых навыков адекватной коммуникации и принятого в обществе поведения [8].
Федеральным законом от 06.02.2023 № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» определены основные принципы и фундаментальные понятия категории пробации. Ресоциализация — это общий процесс приспособления к новым социальным нормам и ролям, тогда как пробация — это инструмент ресоциализации, представляющий собой комплекс государственных мер по работе с осужденными, которым назначены иные меры уголовно-правового характера, и лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Таким образом, пробация является практическим применением принципов ресоциализации [9].
Социальной адаптации и ресоциализации осужденных к лишению свободы способствует в соответствии со ст. 97 УИК РФ выезды за пределы исправительного учреждения. Осуществление и организация сотрудниками выездов за пределы исправительного учреждения, не право, а законный интерес для лиц, отбывающих лишение свободы. Данная мера является льготой за правомерное поведение, соблюдение правил внутреннего распорядка учреждения, переосмысление своей жизни.
Так, например, в части 2 статьи 121 УИК РФ и ч.1 ст.87 УИК РФ закрепляется возможность осуждённым, отбывающим наказание в облегченных условиях, выезжать за пределы колонии, в том числе, в целях успешной программы ресоциализации.
Выезды решают такие немаловажные задачи как подготовка к освобождению и устройства дальнейшего проживания за пределами исправительного учреждения, оформление необходимых документов и трудоустройства, чтоб на момент освобождения, освобождаемый имел представление о жизни, получил новые знания и навыки коммуникации, восстановил и (или) поддерживал связь с семьей и родственниками. Также на современном этапе в Российской Федерации имеется практика создания программ с организациями, предлагающих работу лицам, имеющим судимость.
В.Е. Южанин, С.И. Кириллов, В.Ю. Бабунов отмечают, что прежде всего целевое назначение рассматриваемой меры социальной адаптации направлено на решение вопросов трудоустройства. Благодаря нововведениям в законодательстве, помощь в поиске работы, а также интеграции в общество, осуществляется эффективно, так как происходит заблаговременно, примерно за полгода, год до освобождения [10, с. 168].
Выезды способствуют постепенному ослаблению контроля и мер принудительного характера, к тому же позволяют произвести переход из одних условий отбывания наказания в другие, что дает возможность не «падать в омут с головой», а постепенно приспосабливаться, адаптироваться.
Так, приказ Минюста России от 29.11.2023 N 350 (ред. от 01.08.2025) «О ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации лиц, в отношении которых применяется пробация в соответствии с Федеральным законом от 06.02.2023 N 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» закрепляет возможность выезда за пределы исправительного учреждения «для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства осужденного после освобождения» (п.48) [11].
Уголовно-исполнительный кодекс предусматривает несколько видов выездов за пределы исправительного учреждения: краткосрочные выезды, сроком до 7 суток без учета времени на проезд туда и в обратно, а также длительные, которые отличаются по основаниям и условиям предоставления. В п. «а» ч.1 ст. 97 УИК РФ отмечается, что краткосрочные выезды могу дать разрешены в связи с исключительными обстоятельствами, например, «смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, угрожающая жизни больного; стихийное бедствие, причинившее значительный материальный ущерб осужденному или его семье», а также, как отмечалось ранее, для заблаговременного документального оформления дальнейшего осуществления трудовой и бытовой деятельности [12].
В свою очередь, в соответствии с п. «а» ч.1 ст. 97, п.2 ст.103 УИК РФ, длительные выезды могут быть разрешены: во-первых, осужденным, осуществляющих свои трудовые функции, предусмотренные правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, на период ежегодного оплачиваемого отпуска, а именно - 18 дней в воспитательных колониях и 12 дней в исправительных колониях, что закреплено в ч.4 ст.104 УИК РФ; во-вторых, осужденным, которым, в силу возраста, предусмотрено право на начисление страховой пенсии по старости, лицам, которые имеют справку об инвалидности I или ll группы, а также тем, кто не обеспечен работой по причинам, которые от них не зависят, на срок времени ежегодного оплачиваемого отпуска равный 18 рабочим дням, а несовершеннолетним осужденным до 24 рабочих дней. К тому же, время отпуска может быть увеличено до 18 дней осужденным, выполняющих свои трудовые функции 1) сверх нормы, 2) во вредных или опасных условиях, 3) в условиях Крайнего Севера, или аналогичных местностях.
В 2017 году были расширены основания для предоставления длительных выездов. Так, в соответствии с ч. 2, 2.1, 2.2 ст. 97 УИК РФ, женщинам, находящимся в местах отбытия наказания и имеющих несовершеннолетних детей-инвалидов, предоставляется выезд до 15 суток. Законодателем также были учтены права и интересы осужденных мужчин, имеющих несовершеннолетних детей в возрасте до 14 лет, являющийся единственным родителем/опекуном.
А. А. Соколов справедливо отмечает, что ч. 2 ст. 97 УИК РФ свидетельствует о нарушении конституционных прав мужчин, поскольку при прочих равных условиях мужчины не могут совершать выезды, разрешенные женщинам, если не являются единственным родителем [13].
Важным дополнением также стало ограничение категорий осужденных, способных выезжать за пределы учреждения. Во-первых, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы; осужденные к пожизненному лишению свободы — в данном случае, лица совершили тяжкие или особо тяжкие общественно опасные деяния, и, в связи с этим обстоятельством, нельзя быть уверенными в добросовестности осужденного, что он вернется в место отбытия наказания; во-вторых, больные открытой формой туберкулеза; не прошедшие полного курса лечения венерического заболевания, ВИЧ-инфицированные — в силу медицинских показаний осужденный представляет угрозу здоровью граждан, в-третьих, лица страдающие алкоголизмом, токсикоманией и наркоманией; — такие лица, подвержены срывам и пренебрежению к ответственности. А также, выезды могут быть временно запрещены для всех категорий осужденных в случаях проведения превентивных мер противоэпидемического характера [12].
Нельзя не упомянуть проблему, связанную с финансированием выездов. Расходы осужденный берет на себя, или ему могут оказать помощь третьи лица с их согласия. Нередко, у осужденных нет денежных средств и родственников, способных оплатить его проезд, что ставит под угрозу саму возможность предоставления выезда.
В случае уклонения осужденного от возвращения в место отбывания наказания, он может быть задержан и привлечен к уголовной ответственности по ст. 314 УК РФ.
Так, в определении Верховного Суда РФ по делу № 51-АПУ15-16 было отказано заявителю в удовлетворение требований, поскольку осужденному Грицаенко Н.Е. бы предоставлен краткосрочный отпуск на 5 дней, однако тот не вернулся в колонию-поселение для дальнейшего отбывания наказания в срок, что стало основанием для возбуждения уголовного дела по ст.314 УК РФ.
В соответствии п. 283 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110, разрешение на выезд предоставляется начальником исправительного учреждения по письменному заявлению осужденного, вследствие чего оформляется приказ, копия которого направляется в территориальный орган ФСИН РФ [14].
В случае отсутствия семьи и утраты связей с родственниками для успешной социальной адаптации в Российской Федерации действуют реабилитационные центры, которые зарекомендовали себя с положительной стороны.
Одним из примеров может стать социально-реабилитационный центр «Аврора» при Межрегиональном благотворительном Фонде помощи заключённым для женщин, чей срок отбытия наказания в скором времени должен подходить к концу. В таких центрах, которых в России более 30, проживают лица, освобождённые из исправительных учреждений, с которыми проводятся воспитательная и психологическая работа, оказывается помощь для трудоустройства и т.д.
Необходимо отметить, что не все исправительные учреждения применяют практику предоставления выездов осуждённым. Так, например, как отмечают исследователи, в 2017 году в исправительных учреждениях Московской области (ФКУ КП-2, КП-3, ИК-1, ИК-5, ИК-6, МВК) отсутствовала практика предоставления отпусков с выездом за пределы учреждения, а также специальные условия для проведения отпуска без выезда. [15]. Кроме того, фиксируется практика снижения количественных показателей предоставленных выездов. Как ни странно, число лиц, которые вернулись в исправительные учреждения своевременно в пределах установленного им срока, также сократилось [16].
Здесь стоит отметить, что непредоставление выездов лицам, которые подходят под законодательные критерии, допускающие выезд осужденных, крайне сильно снижает вероятность возвращения осужденного в качестве полноправного члена в общество. Кроме того, не соотносится с требованиями международных стандартов, таких как: Конвенция о защите прав человека и основных свобод [17], Международный пакт о гражданских и политических правах [18], Основные принципы обращения с заключенными (приняты Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 г.) [19], Рекомендация R(82)16 Комитета Министров странам-участницам относительно предоставления краткосрочных отпусков заключенным [20] и другие.
В целях повышения эффективности предоставления выездов за пределы исправительного учреждения, а также обеспечения безопасности, снижения случаев нарушения срока возвращения в исправительное учреждение, дополнить статью 97 УИК РФ, положением, предусматривающим применение во время выезда к осуждённым средств электронного контроля.
Таким образом, институт предоставления выездов осужденных за пределы исправительного учреждения способствует повышению социальной адаптации, укреплению родственных связей, помощи с трудовым и бытовым устройством. В настоящее время, правовая категория в отношении механизма ресоциализации осужденных не совершенна и требует законодательного совершенствования.
Список использованной литературы:
Селиверстов В. И. Социальная адаптация лиц, освобожденных из исправительных учреждений, в оценке общественного, правозащитного и профессионального мнения // Пенитенциарная наука. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-adaptatsiya-lits-osvobozhdennyh-iz-ispravitelnyh-uchrezhdeniy-v-otsenke-obschestvennogo-pravozaschitnogo-i (дата обращения: 21.11.2025).
Селиверстов В. И. Социальная адаптация лиц, освобожденных из исправительных учреждений, в оценке общественного, правозащитного и профессионального мнения // Пенитенциарная наука. 2020. Т. 14, № 1. С. 54-64.
Ресоциализация лиц, освободившихся из мест лишения свободы: тематический доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. — М. : Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2022. — 122 с.
Лаптев Д. Б. О содержании дефиниции «меры уголовно-правового характера» // Администратор суда. 2018. № 4. С. 33-36.
Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) - Консультант Плюс – https://www.consultant.ru
Попова Е. Э. Общественное воздействие как основное средство исправления осуждённых: теория, законодательство, практика – М. : Юрлитинформ, 2019. – 264 с.
Маликов Б.З. Механизмы социальной адаптации осужденных к лишению свободы в уголовно-исполнительном законодательстве // Теория и практика общественного развития, 2014.
Каирбаева Л. К. Восстановительное правосудие и ресоциализация осужденных: автореф. дис. … д-ра философии. Астана, 2010. 32 с.
Федеральный закон от 06.02.2023 № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» - Консультант Плюс – https://www.consultant.ru
Южанин В. Е., Кириллов С. И., Бабунов В. Ю. Раннее предупреждение постпенитенциарного рецидива преступлений (уголовно-правовой и уголовно-исполнительный аспекты) : монография. Коломна, 2011.
Приказ Минюста России от 29.11.2023 N 350 (ред. от 01.08.2025) «О ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации лиц, в отношении которых применяется пробация в соответствии с Федеральным законом от 06.02.2023 N 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» - Консультант Плюс – https://www.consultant.ru
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 07.04.2025) - Консультант Плюс – https://www.consultant.ru
Соколов А. А. Краткосрочные выезды осужденных женщин к лишению свободы за пределы исправительных учреждений // Человек: преступление и наказание. 2009. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kratkosrochnye-vyezdy-osuzhdennyh-zhenschin-k-lisheniyu-svobody-za-predely-ispravitelnyh-uchrezhdeniy (дата обращения: 22.11.2025).
Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110
Отчет о результатах правового мониторинга соблюдения трудовых прав осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях Московской области // Уполномоченный по правам человека в Московской области URL: https://upch.mosreg.ru/download/document/2996950 (дата обращения: 23.11.2025).
Соколов А.А. Выезды осужденных к лишению свободы за пределы исправительных учреждений: дис. канд. юрид. наук 12.00.08., 2010
Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью / Сост. Москалькова Т.Н. и др. М., 1998. - 388 с.
Международный пакт о гражданских и политических правах // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990. - 672 с.
Основные принципы обращения с заключенными (приняты Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 г.), п.4. Уголовно-исполнительно право: Сборник нормативных актов/ Пономарев П.Г., Радкевич B.C., Селиверстов В. И. М., 1997. - 544 с.
Рекомендация R(82)16 Комитета Министров странам-участницам относительно предоставления краткосрочных отпусков заключенным // Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 1998. - 388 с.