РОЛЬ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XVIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2026

РОЛЬ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Крылысова С.С. 1
1ФГБОУ ВО "МГТУ им. Г.И. Носова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сейчас, когда технологии так шагнули вперед, и компьютеры стали обычным делом, даже дошкольники могут легко познакомиться с миром мультипликации. В последние годы она приобрела особое значение как инструмент всестороннего развития личности ребенка, особенно в системе дошкольного образования. В эпоху технологического прогресса и инновационных образовательных подходов, мультипликация предоставляет уникальные возможности для обучения и творческой реализации детей.

МУЛЬТИПЛИКА́ЦИЯ, -и, ж. Вид искусства, представляющий собой синтез литературы, изобразительного искусства и музыки; произведения создаются с помощью киносъемки (запечатления на пленке фрагментов действительности в пространственно-временном изменении) фаз движения рисованных или объемных фигур в целях создания на экране иллюзии их последовательного, непрерывного движения [1].

Большинство педагогов и родителей недооценивают потенциал мультипликации и считает её лишь развлечением, но на самом деле это не так. Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского и исследованиям ведущих отечественных психологов (А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Н.Н. Поддъяков), именно в этом возрасте происходит фундаментальный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, которое становится доминирующим к концу дошкольного детства, поэтому для иллюстрации каких-то ситуаций мультипликационный фильм подходит как нельзя лучше.

Также следует отметить, что мультфильмы содержат в себе огромное множество педагогических возможностей:

— расширяют кругозор, знакомят с новыми явлениями, словами, понятиями;

— развивают эстетику, вкус, понятие красоты, а также чувство юмора;

— показывают взаимосвязь поступков и результата, формируют оценочное отношение к миру и поступкам других людей;

— демонстрируют примеры поведения, которому учатся дети, подражая любимым героям;

— развивают фантазию детей, стремление находить различные выходы из ситуаций;

— помогают развить и реализовать эмоции детей, ведь сопереживая героям, дети расширяют свой эмоциональный диапазон, формируют картину мира, учатся отличать добро и зло [2].

Мультипликация – это, пожалуй, самый действенный воспитательный инструмент, рожденный искусством и медиа. Он работает на двух уровнях восприятия – зрительном и слуховом – благодаря гармоничному сочетанию слова и изображения. Если же добавить к этому совместное обсуждение увиденного с ребенком, мультфильм становится по-настоящему мощным воспитательным средством и авторитетным наглядным пособием.

Развитие детей не ограничивается просмотром готовых мультфильмов. Намного более захватывающим и развивающим опытом станет совместное создание мультфильма с участием самих детей. В рамках деятельности по созданию мультфильмов естественным образом интегрируются различные виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, восприятие художественной литературы и элементы трудовой деятельности.

Создание собственного мультфильма — это увлекательная игра, которая помогает ребенку развиваться, фантазировать, учиться сопереживать героям, усваивать правила поведения, учиться дружить.

Предлагаю рассмотреть мультипликацию как средство решения задач образовательных областей по ФГОС ДО и ФОП ДО

ФОП ДО, как конкретизированная "программа-ядро", детализирует содержание пяти образовательных областей, обозначенных еще в ФГОС ДО. Мультипликация обладает уникальным свойством интеграции, позволяя одновременно работать в нескольких областях:

— социально-коммуникативное развитие:

Задача (по ФГОС ДО и ФОП ДО): Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

Роль мультипликации: Создание мультфильма – это коллективная деятельность, требующая распределения ролей (режиссер, аниматор, сценарист, оператор), умения договариваться, слушать друг друга и приходить к компромиссу;

— познавательное развитие:

Задача: Развитие интересов, воображения и творческой активности.

Роль мультипликации: Процесс оживления персонажа – это пик развития воображения. Ребенок сталкивается с исследовательскими задачами: "Как сделать, чтобы птица полетела?", "Как показать, что герой грустит?". Это стимулирует наглядно-образное и элементы логического мышления;

— речевое развитие:

Задача: Владение речью как средством общения и культуры.

Роль мультипликации: Написание сценария, озвучивание персонажей, запись диалогов напрямую развивают речь, обогащают словарный запас, учат строить связные высказывания и использовать интонационные средства выразительности;

— художественно-эстетическое развитие:

Задача: Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства.

Роль мультипликации: это ядро анимационной деятельности. Дети выступают в роли художников, декораторов, композиторов (подбирая музыку), тем самым формируя эстетический вкус и развивая художественное восприятие. Они знакомятся с различными техниками (перекладка, пластилин, сыпучие материалы), что расширяет их представления о видах искусства;

— физическое развитие:

Задача: Развитие мелкой моторики.

Роль мультипликации: Работа с мелкими деталями (лепка пластилиновых персонажей, перемещение их на несколько миллиметров для съемки) является прекрасным упражнением для развития мелкой моторики обеих рук.

Таким образом, мультипликация представляет собой не просто развлекательный контент, а мощный и многогранный педагогический инструмент, обладающий значительным потенциалом для всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Наиболее полный развивающий эффект достигается при переходе ребенка из позиции пассивного зрителя в позицию активного создателя. Процесс совместного создания мультфильма выступает как уникальная интегративная деятельность, охватывающая все образовательные области ФГОС ДО и ФОП ДО [3][4].

Литература:

  1. Мультипликация: что такое мультипликация? URL: https://noun_ru.academic.ru/5648/мультипликация (дата обращения: 09.11.2025).

  2. Потапова Г. Я. Роль мультфильмов в воспитательном процессе детей дошкольного возраста. – Вопросы дошкольной педагогики, 2022, № 11 (59), с. 9-11.

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения: 10.11.2025).

  4. Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования". URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/ (дата обращения: 10.11.2025).

Просмотров работы: 19