В современном технологичном мире в эпоху цифровой трансформации образования и общения подрастающему поколению очень сложно разобраться где правда, а где ложь, что можно делать в сети Интернет, а что нельзя. Обязанность любого педагога помочь обучающимся разобраться в этом вопросе.
Для того, чтобы помочь школьникам освоить цифровое пространство и разобраться в правилах, в соответствии с которыми в этом пространстве и в цифровой образовательной среде надо существовать, педагог сам должен в полной мере обладать правовыми познаниями, то есть правовая культура поведения педагога в цифровой среде является неотъемлемой частью его профессиональной компетентности.
Современный педагог должен обладать актуальными знаниями законов и правовых норм поведения в цифровой образовательной среде, поскольку именно учитель играет ключевую роль в формировании правовой культуры подрастающего поколения.
Формирование правовой компетентности студентов вуза – будущих педагогов в настоящее время очень актуально и это обусловлено поставленными в программных документах задачами повышения правосознания граждан, тенденциями в образовательной системе.
Проблема повышения правосознания и совершенствования правовой компетентности граждан остается очень острой и находится в центре внимания российского правительства в настоящий момент. В своей статье «Формирование правовой компетентности будущих педагогов» И.А. Валеева и И.Н. Пустовалова указывают, что правовая компетентность выступает неотъемлемым элементом профессиональной компетентности педагога, и это не только знание правовых норм, регламентирующих сферу образования и способность их практической реализации, но и владение базовыми положениями отдельных отраслей права, навыками их применения в повседневной жизни. Формирование правовой компетенции носит накопительный характер а ее эффективность зависит от надлежаще созданных педагогических условий, включенности мероприятий правовой направленности в программы воспитания, практик, комплексном подходе к достижению поставленной задачи [1].
Одним из эффективных инструментов формирования правовой грамотности студентов педагогических вузов выступает изучение нового законодательства и судебной практики. В 2024 году Генпрокуратура обнаружила нарушения в деятельности Министерства просвещения и Рособрнадзора. Были выявлены такие типичные нарушения в сфере образования как отсутствие возможности освоения обучающимися элективных дисциплин (модулей); квалификация педагогических работников организации не отвечает квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках; организация не обеспечена необходимым комплектом лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства. По данным прокуратуры, в 2024 году было пресечено более 12 тысяч нарушений в сфере образования [2]. Одной из причин того, что допускаются нарушения в сфере образования, в том числе в цифровой образовательной среде, является несоответствие качества подготовки будущих педагогов квалификационным требованиям, установленным стандартами образования.
В Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих в разделе III указано, что учитель осуществляет обучение и воспитание обучающихся, способствует формированию общей культуры личности и для реализации данных обязанностей учитель должен знать законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения [3]. Выполнение данных должностных обязанностей в полной мере не возможно без изучения судебной практики и поэтому можно сказать, что ее изучение в плане защиты прав несовершеннолетних для будущего педагога важно, также как и изучение нового законодательства и тенденций его изменения.
Изучение конкретных судебных решений позволяет будущим учителям лучше понимать принципы правосудия, видеть реальные последствия нарушения закона и осознавать важность соблюдения прав каждого гражданина. Рассмотрение практических ситуаций помогает студентам – будущим педагогам осмыслить нормы права применительно к жизненным обстоятельствам, развивает способность критически оценивать правовые проблемы и находить пути их решения.
В.В. Спасская в своей статье «Обеспечение защиты прав граждан в сфере образования» указывает, что человек, чье право на образование нарушено, может потребовать у государства защиты, и с этой целью он на основании предоставленных ст. 33 Конституции прав может прибегнуть к помощи административных и судебных органов, органов прокуратуры, а также Уполномоченного по правам человека в РФ. Из всех этих способов наиболее действенный – судебная защита [4]. В связи с этим следует сказать, что знание правовых норм и судебной практики поможет педагогам избежать привлечения к различным формам ответственности.
Основными аспектами значимости изучения будущими педагогами судебной практики к условиях цифровой трансформации образования являются:
понимание правовых норм и их применение, поскольку судебная практика демонстрирует как теоретические положения законодательства реализуются на практике. Так например анализ дел о увольнении педагогов за аморальные проступки помогает понять, какие действия могут привести к дисциплинарной ответственности, а какие – нет. Это позволяет педагогу соблюдать границы допустимого поведения и избегать нарушений, особенно в настоящее время в цифровой среде;
формирование навыков правомерного поведения в цифровой образовательной среде, поскольку изучение правовых норм и их практическое применение помогает осознать ответственность за свои действия и научиться оценивать их с точки зрения соответствия закону;
профилактика профессиональных рисков, поскольку анализ дел о дисциплинарных взысканиях и увольнениях позволяет выявить типичные ошибки, которые допускают педагоги. Например, случаи, связанные с психологическим насилием над учащимися, показывают, какие действия недопустимы в образовательной деятельности, и в частности в цифровой образовательной среде;
развитие правовой культуры, поскольку изучение судебной практики способствует формированию у педагога осознания важности соблюдения законов и этических норм. Это, в свою очередь, повышает престиж профессии и способствует созданию благоприятной образовательной среды;
подготовка к решению практических задач, поскольку в учебном процессе решение профессионально-ориентированных правовых задач на основе реальных судебных кейсов развивает навыки анализа ситуаций, принятия обоснованных решений и применения правовых норм в конкретных случаях.
Одним из важнейших аспектов изучения судебной практики является рассмотрение случаев, связанных с нарушением прав детей и подростков. Это помогает будущему учителю научиться предупреждать подобные ситуации в своей практике, обеспечивать защиту законных интересов учеников и формировать уважение к правам других членов образовательного сообщества.
Например, изучение дела, связанного с дискриминацией ученика по признакам внешности, способствует развитию толерантности и уважения к другим людям среди самих студентов – будущих педагогов.
В Ивановской области в течение 2023–2024 учебного года компетентными органами было рассмотрено несколько конфликтных ситуаций связанных с тем, что учителя школ допускали некорректные высказывания в адрес учеников по поводу одежды и телосложения, что привело к подаче родителями учеников жалоб на неправомерные действия учителей [5].
Изучение судебной практики также включает разбор проблемных моментов образовательной деятельности. Например, судебные разбирательства относительно законности принятия тех или иных мер дисциплинарного воздействия помогают разобраться в границах полномочий школы и учителей, сформировать понимание разумности наказаний и ответственности перед законом. Для будущих педагогов это достаточно важный вопрос, поскольку понимание возможной ответственности за совершение определенных действий поможет избежать возможности возникновения конфликтной ситуации в работе.
Анализ важных правовых моментов смогут сформировать у будущих педагогов устойчивое представление о роли государства в защите интересов ребенка и обязанности каждого педагога и педагогического коллектива школы в целом соблюдать конституционные гарантии каждого ребенка. У будущих педагогов необходимо cформировать умения применять законы на практике и в этом также очень поможет изучение прецендентов судебной практики. Рассматривая конкретные примеры из судебной практики, студенты приобретут опыт анализа нормативных актов и умение сопоставлять положения законов с конкретной ситуацией. Таким образом сформируется прикладное знание, которое позволит молодым специалистам грамотно реагировать на возникающие конфликты и споры, эффективно защищать интересы несовершеннолетних и избегать возможных правонарушений.
Кроме того, регулярное ознакомление с новыми судебными делами формирует привычку следить за изменениями в законодательстве и судебно-правовой практике, способствуя повышению уровня квалификации молодых педагогов. Таким образом, судебная практика представляет собой мощный инструмент формирования правовой культуры будущих педагогов. Она служит источником примеров реального воплощения принципов справедливости и верховенства закона, позволяя студентам глубже проникнуть в суть юридического процесса и приобрести необходимые компетенции для успешного осуществления педагогической деятельности и защиты прав детей. Правильное использование материалов судебной практики способно существенно повысить уровень подготовки выпускников педвузов и способствовать формированию профессиональных кадров, способных воспитывать достойных граждан современной России.
Список литературы:
1. Валеева И.А., Пустовалова И.Н. Формирование правовой компетентности будущих педагогов // Научный поиск: личность, образование, культура. 2023. № 2. С. 7-12.
2. Доклад о правоприменительной практике Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, за 2024 год. [Электронный ресурс]. URL: https://obrnadzor.gov.ru/wp-content/uploads/2025/02/proekt-doklada-prav.-praktika-obrazovanie-za-2024-god.pdf (дата обращения: 17.11.2025).
3. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/199499/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 17.11.2025).
4. Спасская В. В. Обеспечение защиты прав граждан в сфере образования (по материалам судебной и правоприменительной практики) // Современное право. 2007. № 8. [Электронный ресурс]. URL: https:// https://www.sovremennoepravo.ru/ (дата обращения: 17.11.2025).
5. Ивановская газета. [Электронный ресурс]. URL: https://ivgazeta.ru/article/2023/10/29/kogda_uchitel_stanovitsya_tiranom (дата обращения: 17.11.2025).