Психологический феномен депривации младших школьников из неполных семей - Студенческий научный форум

XVIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2026

Психологический феномен депривации младших школьников из неполных семей

Королева Т.М. 1, Медведева Н.И. 1
1Ставропольский государственный медицинский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время все большую значимость приобретает проблема депривации младших школьников из неполных семей. По статистике с каждым годом растет количество разводов, возрастает количество детей, полностью или частично оставшихся без родительского обеспечения. В результате такого печального стечения обстоятельств, эти дети со временем прибегают к асоциальному образу жизни, ими овладевают различного рода зависимости: алкоголизация, наркомания, токсикомания, а также бродяжничество и проституция [6].

Именно семья является первой школой воспитания, где ребенок получает свой первый жизненный опыт, учиться говорить и взаимодействовать, брать со старших пример и ровняться на них, уметь дарить и получать тепло от близких людей, делать ошибки и получать свой личный опыт. Большое количество депривированных детей оказываются дезадаптированными в социуме. У ребенка не развиты должным образом: система ценностей, адекватное отношение к себе, мировоззрение, что проявляется в нарушении поведения, отсутствии эмпатии, низкой самооценки, повышенной тревожности и агрессии, неразвитости навыков взаимодействия и в трудностях общения с людьми [2].

Депривацию как психологический феномен с разных позиций изучали зарубежные и отечественные авторы. Среди них были: З. Фрейд, Р.А. Шпиц, Э. Эриксон, Дж. Боулби, У. Деннис, Д.Л. Гевирц, Д.С. Брунер, Й. Лангмейер, З.Матейчек, Л.С. Выготский, М. И. Лисина, В.С. Мухина, К.В. Солоед, А.С. Спиваковская, Е.О. Смирнова, B.C. Собкин, А.И. Захаров. Наиболее часто термин «депривация» используется как обозначающий потерю чего-либо, лишения из-за недостаточного удовлетворения основных психических потребностей, отсюда различные авторы рассматривают феномен депривации соответственно тому, какую психическую потребность они принимают в качестве самой важной и самой «недостаточной».

Депривация младших школьников из неполных семей является психическим состоянием, возникшем в результате таких жизненных ситуаций, где ребенку не предоставлялось возможности для удовлетворения его основных психических потребностей, когда ребенок оказывался неспособным к установлению нужных ему теплых и безопасных контактов. Потребность в близости с двумя значимыми взрослыми – папой и мамой, где в условиях взросления в неполной семье для младшего школьника это оказывается затруднительным фактором [5].

Этот дефицит напрямую нарушает описанный Г.М. Андреевой двусторонний процесс социализации. С одной стороны, процесс усвоения социального опыта обедняется из-за отсутствия одной из ключевых ролевых моделей. Ребенок лишается возможности наблюдать многообразие стратегий поведения, разрешения конфликтов и проявления эмоций, что сужает его представление о мире и ведет к когнитивной, эмоциональной и социальной депривации [3].

А.С. Спиваковская утверждает, что в результате исследований детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях неполной семьи, были выявлены проявления инфантильности, заниженной самооценки, негативного отношения к родителям, нарушения полоролевого поведения [4].

По словам А.И. Захарова, к эмоционально-личностным особенностям детей, воспитывающихся в неполных семьях, следует отнести тягостное чувство отличия от сверстников, неустойчивую, заниженную самооценку с актуальной потребностью в ее повышении, неадекватную требовательность к матери и высокое желание изменений ее поведения, активный поиск «значимого взрослого» [1].

Целью нашей работы является исследование особенностей проявления депривации в эмоционально-личностной сфере младших школьников из неполных семей. Экспериментальной базой выступила муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №45 г. Ставрополя. В нем приняло участие 10 человек из неполных семей в младшем школьном возрасте от 9 до 10 лет, учащиеся 4-ых классов.

Гипотезой нашего исследования выступило предположение о том, что депривация в младшем школьном возрасте характеризуется нарушениями в эмоционально-личностной сфере, а именно сниженным уровнем эмпатии, повышенным уровнем тревожности, неадекватной самооценкой с выраженной зависимостью от внешней оценки, а также склонностью к агрессивным реакциям как компенсаторному механизму.

Для диагностики использовался следующий комплекс методик:

  1. Методика «Эмоциональная эмпатия» (автор В.В. Бойко) — для оценки способности к сопереживанию.

  2. «Шкала тревожности ребенка» (автор А.М. Прихожан) — для диагностики уровня учебной, самооценочной и межличностной тревожности.

  3. Проективная методика «Кактус» (автор М.А. Панфилова) — для выявления агрессии, тревожности, неуверенности в себе и потребности в защите.

  4. Методика «Лесенка» (автор В.Г. Щур) — для исследования уровня и адекватности самооценки.

По методике В.В. Бойко у 70% (7 человек) младших школьников был выявлен низкий уровень эмоциональной эмпатии. Это проявляется в трудностях распознавания эмоций сверстников и взрослых, слабой эмоциональной отзывчивости. Данный результат можно интерпретировать как следствие дефицита эмоционального опыта и бедности образцов для подражания в семейном общении.

Ребенок, воспитывающийся в условиях дефицита общения с одним из родителей (чаще отцом), имеет суженный и часто односторонний пример для подражания в сфере эмоциональных реакций. Это обедняет его собственный эмоциональный репертуар. Также младший школьник может быть сосредоточен на собственном внутреннем состоянии, связанном с переживанием неполноценности семьи, обидой или тревогой, что снижает его чувствительность к переживаниям других.

Низкая эмпатия может выступать как компенсаторно-защитная реакция. Чтобы снизить психологический дискомфорт от неудовлетворенной потребности в любви, внимании и безопасности, ребенок неосознанно «притупляет» свою эмоциональную чувствительность, в том числе и по отношению к окружающим.

Результаты по методике А.М. Прихожан показали, что наиболее выраженные проблемы у детей связаны со сферой межличностных отношений. Высокий уровень межличностной тревожности был выявлен у 80% (8 человек) испытуемых. Младшие школьники демонстрируют страх отвержения, трудности в установлении контактов, ощущение одиночества в коллективе. Это свидетельствует о глубоких нарушениях в сфере социальных связей, вызванных переживанием депривации.

Анализ проективной методики «Кактус» показал, что у 60% (6 человек) младших школьников из неполных семей в рисунках наблюдаются признаки агрессии (обилие острых, длинных иголок, сильный нажим, использование темных цветов). Такие особенности в работах указывают на защитно-компенсаторный механизм в ответ на фрустрацию потребности в безопасности и любви. Одновременно у 40% (4 человек) было выявлено «стремление к домашней защите» (изображение кактуса в горшке), что отражает неудовлетворенную потребность в опоре и безопасности.

По результатам методики «Лесенка» у 80% (8 человек) младших школьников из неполных семей была выявлена неадекватная самооценка, из которых 50% (5 человек) имели завышенную и 30% (3 человека) — заниженную самооценку. Респонденты ставили себя на нижние или самые высокие ступеньки, свой выбор не объясняли, либо ссылались на мнение взрослого: «Мама так сказала». Объединяющей чертой самооценки являлся ее экстернальный характер — зависимость от оценки матери при отсутствии сформированного собственного устойчивого самоотношения. Это прямое следствие сужения круга значимых взрослых и дефицита разнообразной обратной связи, которая затрудняет формирование устойчивой, автономной системы самооценивания и представления о себе.

Полученные данные подчеркивают необходимость целенаправленной психокоррекционной работы с данной категорией младших школьников из неполных семей. Программа психологической коррекции должна быть направлена на восполнение эмоционально-личностного дефицита, формирование адекватной самооценки, развитие навыков конструктивного общения и снижение уровня тревожности. Важнейшим компонентом такой работы является вовлечение единственного родителя с целью оптимизации детско-родительских отношений и повышения его психологической компетентности в сфере эмоционального воспитания ребенка.

Проведенное нами эмпирическое исследование подтверждает гипотезу о том, что депривация в младшем школьном возрасте характеризуется нарушениями в эмоционально-личностной сфере, а именно сниженным уровнем эмпатии, повышенным уровнем тревожности, неадекватной самооценкой с выраженной зависимостью от внешней оценки, а также склонностью к агрессивным реакциям как компенсаторному механизму.

Список литературы

  1. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. — М.: Просвещение, 1993. Режим доступа: https://studfile.net/preview/11197334/

  2. Иванченко В. А. Социально-психологические особенности детей из неполных семей // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-osobennosti-detey-iz-nepolnyh-semey

  3. Семёнова О. А. Социализация детей младшего школьного возраста из неполных семьей // Инновации и традиции педагогической науки – 2019 [Электронный ресурс]: сборник трудов ХIХ Международной научно-практической конференции / [под ред. Т. А. Макаренко, С. В. Паниной]. – Киров: Издво МЦИТО, 2019 г. – С. 298-300. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_37326820_77406289.pdf

  4. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция).—М.:Изд-во МГУ, 1988 — 200 с. Режим доступа: https://studfile.net/preview/9917989/

  5. Фурманов И.А. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов [Электронный ресурс] /И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова. – М., 2004.-  319 с. Режим доступа: https://clc.li/aTjKk

  6. Харламова Е. А., Кодаш А. Н. Психическая депривация как неблагоприятный фактор развития детской психики [Электронный ресурс] // Образовательный альманах. 2020. №. 12. – С. 68-69. Режим доступа: https://f.almanah.su/38.pdf

Просмотров работы: 8