Реформирование уголовно-исполнительной системы РФ (далее УИС), ориентированно на гуманное отношение к осужденным ив настоящее время связано с функционированием и развитием института пробации. Согласно Концепции развития Уголовно-исполнительной системы РФ до 2030 г., одним из приоритетных направлений является создание эффективной системы постпенитенциарного контроля, ресоциализации лиц, освобожденных от отбывания лишения свободы. Центральное место в данном процессе занимает взаимодействие ФСИН РФ с институтами гражданского общества, а особенно, с коммерческими организациями, которые, являются основными звеньями в деле трудовой и социальной адаптации осужденных и лиц, освобождаемых из исправительных учреждений [8].
Взаимодействие УИС РФ с коммерческими структурами имеет довольно сложную и многоуровневую правовую основу. Фундаментальные принципы привлечения лиц, отбывающих и освобождённых от наказания, к труду, в том числе, основы социальной работы с осужденными, закреплены в УИК РФ. Так, ст. 1 УИК РФ в числе приоритетных задач закрепляет оказание помощи, связанной с социальной адаптацией осужденных. Наиболее конкретно трудовые вопросы регулируются гл. 14 УИК РФ, которая устанавливает, что администрация исправительных учреждений обязана обеспечивать привлечение осужденных к общественно полезному труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, здоровья, квалификации, специальности (ст. 103 УИК РФ)[1]. Знаковым этапом стало принятие Федерального закона от 27.12.2019 № 498-ФЗ «О внесении изменений в УК РФ и УИК РФ в связи с введением института пробации»[2].
Отдельного внимания заслуживает Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»[5], ст. 4.1 данного ФЗ обязывает коммерческую организация в независимости от форм собственности оказывать содействие в трудоустройстве больным наркоманией, которые прошли лечение с дальнейшей реабилитацией.
Важную роль играют и подзаконные правовые акты, в том числе, ведомственные приказы ФСИН РФ, которые регламентируют порядок взаимодействия территориальных органов с работодателями. Трудовые отношения с осужденными, которые работают в коммерческих организациях, регулируются Трудовым кодексом РФ[7], с определенными изъятиями, установленными уголовно-исполнительным законодательством, например, особенности расторжения трудового договора.
Взаимодействие ФСИН РФ с коммерческими организациями по вопросам пробации представляет сложный процесс, который регламентирован нормами уголовно-исполнительного, трудового, а также гражданского права, структурируемый по нескольким направлениям. Первым направлением работы является трудоустройство осужденных к наказаниям, которые не связаны с изоляцией от общества и лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
Согласно данным ФСИН РФ, на 1 января 2023 г. в уголовно-исполнительной системе содержатся 433 006человек [9]. В рамках данного направления заключаются соглашения о сотрудничестве, на основании положений ст. 19 УИК РФ, касающиесяучастия общественных объединений и иных организаций в работе учреждений, органов УИС. Таким образом, территориальные органы ФСИН заключают соответствующие соглашения с региональными объединениями работодателей и крупными коммерческими структурами, позволяя ежегодно трудоустраивать около 15-20% от общего числа нуждающихся в занятости бывших осужденных.
Отмечается необходимость информационного обмена, где приоритетную роль приобретает правовое консультирование работодателей, согласно которому, разъясняется порядок приема на работу, особенности налоговых льгот по налоговому законодательству.
Следующим направлением является организация трудовой занятости осужденных, которые отбывают наказание в исправительных учреждениях. Здесь взаимодействиеимеет строго формализованный, договорной характер, основываясь на гражданско-правовых договорах между федеральным казенным учреждением и коммерческой организацией, в рамках которых предприятия УИС должны выполнять заказы различных, сторонних компаний. Согласно данным ФСИН России, существует проблема высокого уровня износа основных фондов - более 60%, а также, морально устаревшее оборудование, что существенно снижает конкурентоспособность с инвестиционной привлекательностью для современных партнеров по бизнесу.
Ещё одно направление включает участие в программах реабилитации и ресоциализации осуждённых. Развитие данного направления включает спонсорскую, благотворительную помощь, которая оказывается на безвозмездной основе в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности»[6]. В рамках данного направления бизнес участвует в организации профессионального обучения, что согласуется со ст. 108 УИК РФ. На профессиональное обучение направляется в среднем только 7% обратившихся в центры занятости бывших осужденных, из них трудоустраиваются не более 35 %[10], внедряется инновационная форма наставничества, которая без детальной законодательной регламентации, не может способствовать формированию правосознания и достижению целей уголовно-исполнительного законодательства.
Каждый год трудовую занятость с помощью УИИ удается обеспечить около 50-60 тыс. человек, что составляет только 12,5 - 15% от общего количества лиц, находящих на контроле. Показатели трудоустройства лиц, освободившихся из мест лишения свободы, остаются критически низкими. Согласно оценкам экспертов, они не превышают 20-30% в 1-й год после освобождения. Низкие показатели обусловлены присутствием комплекса системных проблем.
К таким проблемам можно отнести:
1. правовые и административные барьеры, которые создают существенные ограничения для трудоустройства лиц, освобождённых от уголовного наказания. Многие федеральные законы устанавливают прямые запреты на занятие некоторыми видами профессиональной деятельности для категории лиц с судимостью, так, например, в соответствии со ст. 331 ТК РФ полностью запрещена педагогическая деятельность для категории лиц, имеющих не снятые или непогашенные судимости, а также имевшие ранее судимость за определенные виды преступлений. Аналогичные ограничения содержатся в Федеральном законе от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»[3] для работы в правоохранительных органах, в Воздушном кодексе РФ для авиационного персонала, в Федеральном законе от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»[4] для водителей транспортных средств Кроме того, сохраняется сложная бюрократическая процедура оформления трудовых отношений, которая требует от работодателя предоставления в уголовно-исполнительные инспекции дополнительных документов с прохождением многоэтапных согласований.
2. экономическая нестабильность и риски для работодателей, связанные с активным участием в трудоустройстве данной категории лиц. Для бизнеса прием на работу бывшего осужденного сопряжен с опасениями, например, за сохранность имущества. Так, согласно данным опроса работодателей, до 45% респондентов указывают на данный риск в качестве основного. Отмечают репутационные риски - 35% респондентов, риски нарушения трудовой дисциплины - 20% респондентов. Существующие налоговые льготы, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ для организаций, трудоустраивающих инвалидов, к ним, в отдельных случаях, могут быть приравнены граждане с наркодиагнозами на основании Федеральным законом от 08.01.1998 № 3-ФЗ, носят ограниченный характер, не компенсируя потенциальные убытки. Отсутствие целевых госпрограмм страхования рисков, включая несущественные налоговые преференции для трудоустройства граждан с судимостью, делает данный процесс экономически невыгодным для значительной доли средних и малых предприятий.
3. социальные стереотипы и стигматизация остаются также мощным фактором, который препятствует процессам интеграции в общество осуждённых и лиц, освобождённых от наказания. Согласно исследованиям ВЦИОМ, за период 2023 г., около 70% работодателей в РФ априори негативно настроены по отношению к соискателям, имеющим судимость, при этом, опасаются негативной реакции со стороны сотрудников - 52% респондентов и клиентов - 38% респондентов. «Печать» судимости продолжает оставаться серьезным барьером, преодоление которого требует длительной системной работы, направленной на изменение общественного сознания, что не предусмотрено нормативно-правовыми актами. Недостаточный уровень профессиональных компетенций осуждённых и лиц, освобождённых от наказаний, существенно ограничивает их конкурентоспособность на рынке труда в целом. До 60% граждан, находящихся под контролем УИИ, или освободившихся из мест лишения свободы, не имеют должного профобразования, а их профессиональный опыт нередко ограничен, или устарел. Система профессионального образования в исправительных учреждениях, регламентированная ст. 108 УИК РФ, нередко не соответствует современным требованиям, установленным на рынке труда. Предлагаются в основном профессии низкой квалификации: швея, столяр, слесарь, тогда как рынок испытывает дефицит в IT-специалистах, операторах станков с ЧПУ, специалистах по логистике.
Отмечается недостаточный уровень взаимодействиямежду ФСИН России, службой занятости населения и органами соцзащиты приводящий на практике к дублированию функций, так, например, одновременному ведению баз данных вакансий, или, наоборот, к выпадению клиента из поля зрения социальных служб, связанный с отсутствием передачи его данных из одного ведомства в другое. Отсутствие единой межведомственной цифровой платформы для процессов сопровождения граждан, находящихся под пробацией, усугубляют данную проблему.
Проведенный анализ позволяет констатировать, что система пробации ФСИН РФ, находится на этапе активного становления, демонстрируя значительный, но ещё не полностью реализованный потенциал в сфере взаимодействия с коммерческими организациями.
Для повышения эффективности такой работы требуются стимулирующие меры для бизнеса, включая расширение перечня налоговых льгот с государственными субсидиями для коммерческих организаций, активно участвующих в трудоустройстве лиц, имеющих судимость. Данное направление может быть реализовано через внесение изменений в Налоговый кодекс РФ, включая снижение ставки страховых взносов или предоставление целевых грантов на адаптацию данных сотрудников, покрывающих до 50% затрат работодателя в первый год трудовой деятельности. Также, перспективным направлением будет являться развитие государственного частного партнёрства, посредством создания на базе исправительных учреждений современных производственных кластеров с привлечением частных инвестиций в обмен на налоговые каникулы с государственными гарантиями сбыта продукции, что позволит не только модернизировать изношенную больше чем на 60% производственную базу УИС, но и повысит квалификацию осужденных лиц по востребованным на рынке труда специальностям. Кроме того, значительную помощь в привлечении внимания к рассматриваемой проблеме окажет масштабная информационная компания проводимая ФСИН РФ совместно с бизнес-ассоциациями: «ОПОРА РОССИИ», «Деловая Россия» и т.д., направленная на формирование позитивного образа работодателей, участвующих в программах ресоциализации, и популяризации успешной практики трудоустройства через СМИ.
На законодательном уровне может быть введён институт «испытательного срока» при процедуре трудоустройства, в течение которого государство сможет компенсировать работодателю до 30% заработной платы нового сотрудника, а специалист службы пробации обеспечит правовую и психологическую помощь
Приоритетное направление имеют программы профессионального обучения посредством расширения перечня образовательных программ в учреждениях УИС, ориентированных на реальные потребности регионального рынка труда, с привлечением бизнес-организаций, в качестве заказчиков кадров и непосредственных участников образовательного процесса, что особенно актуально для осужденных, чьи профессиональные компетенции устарели за время отбывания наказания.
Реализация данных предложенных мер сможет создать устойчивую модель многостороннего партнерства, которая будет обеспечивать не только снижение рецидивной преступности, но способствовать успешной социальной интеграции лиц, освобождённых из мест лишения свободы.
Список литературы
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 24.04.2024) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 2. — Ст. 198.
Федеральный закон от 27.12.2019 № 498-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в связи с введением института пробации» // Собрание законодательства РФ. - 2019. - № 52 (часть I). - Ст. 7777.
Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 01.10.2024) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900.
Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ред. от 28.04.2024) // Собрание законодательства РФ. — 1995. - № 50. - Ст. 4873.
Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (ред. от 27.12.2024) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 2. - Ст. 219.
Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (ред. от 28.04.2024) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 33. - Ст. 3340.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 24.04.2024) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс] : утв. распоряжением Правительства РФ от 27.12.2022 № 4077-р // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL:https://docs.cntd.ru/document/603496992https://docs.cntd.ru/document/603496992https://docs.cntd.ru/document/603496992 (дата обращения: 23.10.2025).
Отчет о деятельности ФСИН России за 2023 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФСИН России. - URL:http://fsin.gov.ru/statistics/http://fsin.gov.ru/statistics/http://fsin.gov.ru/statistics/(дата обращения: 23.10.2025).
10. Как адаптировать к обычной жизни бывшего осужденного. Объем социальной поддержки бывшим осужденным недостаточен [Электронный ресурс] портал rg.ru // https://rg.ru/2020/09/08/kak-adaptirovat-k-obychnoj-zhizni-byvshego-osuzhdennogo.html (дата обращения: 18.11.2025).