Загадка в познавательном развитии детей дошкольного возраста - Студенческий научный форум

XVIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2026

Загадка в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Ненашева У.П. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С ранних лет ребенок является исследователем всего, что его окружает. Через ощущения, действия, наблюдения, переживания юного первооткрывателя раскрывается весь мир. К важным качествам детского поведения можно отнести постоянный интерес наблюдать и экспериментировать, узнавать новую информацию о мире.

Роль познавательного развития ребенка занимает одно из самых важных мест в его жизни. Крайне важно сформировать у ребенка мышление, речь, привлечь внимание к окружающему миру, научить совершать открытия.

В педагогике познавательному развитию детей особую роль уделял Я.А. Коменский. В основе своей книги «Материнская школа» он положил принцип энциклопедичности знаний: он считал, что ребенок воспринимает мир целостно, не ограничиваясь какими-либо отдельными сторонами действительности. Он говорил о том, что «знания детей должны быть разнообразными и считал, что познавательное развитие - это естественное стремление детей к познанию» [4].

Перед современными педагогами ставится главная задача - воспитание творческой личности, а творчество не приходит просто так, творчеству надо учиться.

В.А. Сухомлинский призывал не упустить тот счастливый период: «…добраться в каждом человеке до той жилки, с которой начинается неповторимый талант» [5].

И здесь, как одно из эффективных средств развития мыслительной деятельности и речи ребенка выступает загадка.

Загадка - неотъемлемая часть детства. Она умна, поэтична, часто несет в себе нравственную идею. К.Д. Ушинский писал, что загадка доставляет уму ребенка полезное упражнение, а для воспитателя дает возможность сделать занятие занимательным, интересным, а что может быть интереснее, чем самому найти ответ-отгадку или придумать новую, свою собственную? [1]

Загадки всегда заключают в себе вопрос, который требует мыслительной деятельности, сосредоточенности, работы воображения и предоставляют детям возможность получения новых знаний и впечатлений об окружающем мире, также загадку можно определить как  краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себя замысловатую задачу в виде явного или предполагаемого вопроса. Воспитательные и образовательные возможности загадок многообразны. Средствами загадок формируется любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову, народной поэзии [3].

Ю.Г. Илларионова последовательно раскрывает цель, значение загадок и методику работы с загадками.

Цель использования загадок - научить детей видеть за образным описанием реальный предмет, его особенности, а не запоминать отгадки к загадке.

Значение загадок  позволяют эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности. Способствуют активному развитию образности речи, обогащают словарь, углубляя и уточняя знания о предмете. Помогают овладеть образностью слов. Помогают усвоить знания о словообразовании, развивают поэтический слух и поэтическое восприятие окружающего мира [2].

В литературных источниках представлены требования к подбору загадок в зависимости от возрастных особенностей.

Так, в младшем дошкольном возрасте тематика загадок ограничена небольшим жизненным опытом детей. Это загадки об игрушках, домашних животных, некоторые предметы домашнего обихода, продукты питания. Загадки могут иметь подсказку. Загадки для детей младшей группы должны быть лаконичны, с яркими характеристиками, конкретными образами, не должны быть подробными.

В среднем дошкольном возрасте тематика загадок такова: домашние и дикие животные, предметы домашнего обихода, одежда, еда, явления природы, средства передвижения. Загадки могут быть подробные, как рассказ о предмете. Можно подбирать загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами. Детям средней группы воспитатель иначе преподносит загадку. Он ее загадывает, помогает отгадать, и, вместе с детьми выясняет, что именно подсказало отгадку.

В старшем дошкольном возрасте характеристика предмета может быть короткой, но один из признаков должен быть характерным. Дети старшего дошкольного возраста не просто отгадывают загадку, а уже сами должны объяснить, почему именно такая отгадка. У детей углубляются знания о труде людей, орудиях труда, о транспорте, технике и ее назначении [6].

Приведем примеры загадок для детей разного дошкольного возраста.

Детям младшего дошкольного возраста доступны следующие:

  • Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой... (Медведь)

  • В ярком фантике она,

Очень сладка и вкусна,

На десерт после обеда

Шоколадная...(Конфета)

  • Голодная - мычит, сытая - жует,

Всем детям молоко дает…. (Корова)

В среднем дошкольном возрасте можно использовать такие:

  • Ее дом - это кровать,

С нею ты ложишься спать

На бочок, прижав к ней ушко,

Желает добрых снов... (Подушка)

  • Пять братьев, -

Годами равны,

А ростом – разные…. (Пальцы)

  • Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался... (Колобок)

Детям старшего дошкольного возраста предлагаются такие:

  • Не моторы, а шумят, не пилоты, а летят, не змеи, а жалят.... (Осы)

  • Живут сестра и брат: одну всякий видит, да не слышит, другую слышит, да не видит…. (Молния и гром)

  • Если я измажусь сажей -

Мне оно об этом скажет…. (Зеркало)

Итак, загадки оказывают большое влияние на развитие воображения и мышления детей, на обогащение их представлений об окружающем мире, на воспитание эстетических чувств. Загадки обогащают знания детей, провышют уровень интеллектуальной подготовки, учат мыслить, обосновывать свои мысли, а использование загадок позволяет воспитывать любопытного, вдумчивого, творческого ребенка.

Литература:

  1. Долженкова И.В., Горбатых О.С. Загадка и её роль в воспитании дошкольника // Молодой учёный . - 2019. - №. 47(285). - С. 31-33.

  2. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985.

  3. Илькевич Г.С. Загадки в воспитании детей. - М., 2018. - 250 с.

  4. Коменский Я.А. Учитель учителей. Избранное (Педагогика детства). - М.: Карапуз, 2008. - 288 с.

  5. Педагогическое наследие / сост. О.В. Сухомлинская. - М.: Педагогика, 1990. – 288 с.

  6. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошкольное воспитание. – 1983. – №7.

Просмотров работы: 6