Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста является важнейшей задачей современной психологии и педагогики. Оно формируется на протяжении всего дошкольного детства, однако особое внимание следует уделить этому процессу в подготовительной группе.
В этом возрасте формируются базовые когнитивные навыки, которые определяют успех в дальнейшем обучении.
Так, работе А.В. Запорожца утверждается подход к этой проблеме, исходящий из понимания психики как многоуровневой системы, включающей достижения всех этапов развития ребенка. Согласно данной концепции, каждый возрастной период вносит свой вклад в формирующуюся психику, закладывая некоторый «этаж» общей системы. Дальнейшее становление психики оказывает влияние на ранее сформированные образования, видоизменяя и развивая их; при этом, однако, в полной мере сохраняется их значение для общей регуляции деятельности. Развитие образных форм познания составляет вклад дошкольного детства в формирование интеллекта ребенка и является необходимой составной частью всестороннего развития личности 3.
Развитие основ логического интеллекта на базе образных компонентов мышления и в тесной связи с ними представляется адекватным путем формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста.
При таком подходе характерные для данного возраста особенности мыслительной деятельности, основной из которых является преобладание образных форм познания действительности, учитываются и используются для обеспечения успешного хода формирования. Благодаря этому закладывание основ логического анализа действительности не приносит ущерба дальнейшему развитию наглядно-образного мышления и, таким образом, не препятствует реализации потенциальных возможностей дошкольного периода развития, а, напротив, способствует полноценному, разностороннему развитию мышления дошкольника. Это соответствует ходу «естественного» генезиса мышления ребенка, смене его периодов, происходящей в обычных условиях обучения и воспитания 1.
Сформированность основ логического мышления имеет большое значение для успешного обучения детей в школе.
Логическое мышление – это способность анализировать информацию, выявлять закономерности, делать выводы и принимать решения на основе логических рассуждений 8.
В литературных источниках представлены компоненты логического мышления, к которым относятся:
- анализ, т.е. умение разбивать задачу на составляющие;
- синтез - это объединение отдельных элементов в целое;
- сравнение, т.е. выявление сходств и различий между объектами;
- обобщение – формирование общих понятий на основе частных случаев 2.
Осуществление целенаправленного воздействия на развитие основ логического мышления детей в подготовительной к школе группе возможно через использование игр-головоломок, стимулирующих аналитические способности, пространственное воображение и креативное мышление. При этом у детей формируются обобщенные представления о логических отношениях, которые ведут к существенному повышению успешности решения мыслительных задач, требующих применения логических операций.
Игры-головоломки - это игровые задания, требующие логического мышления, внимательности и терпения. Они стимулируют развитие мышления, способствуют закреплению знаний и формированию умения решать нестандартные задачи. Так же, они представляют собой эффективный инструмент для развития логического мышления, так как они стимулируют аналитические способности, креативность и умение решать проблемы 5.
Средством развития логического мышления, являются игры- головоломки. Они активизируют умственную деятельность, способствуют формированию навыков решения проблем и критического мышления.
Их преимущество в том, что они помогают детям научиться анализировать ситуацию, искать различные пути решения и оценивать результаты своих действий.
Приведём некоторые примеры игр-головоломок, которые можно использовать с детьми подготовительной к школе группы.
«Танграм» - традиционная китайская игра, которая состоит из семи различных геометрических фигур и могут складываться в различные формы.
«Логические блоки» или «Монтессори-материалы» представляют собой наборы цветных блоков различных форм и размеров, которые можно комбинировать по различным критериям 4.
«Пирамида» В. Воскобовича является конструктивной игрой, развивающая пространственное мышление, внимательность и логические связи 6.
«Кубики-раскраски», где используются цветные кубики для формирования логических цепочек и последовательностей 7.
Итак, игры-головоломки являются эффективными средствами развития логического мышления у детей подготовительной к школе группы. Внедрение этих игр в образовательный процесс способствует не только интеллектуальному развитию, но и формированию интереса к обучению.
Литература:
Веракса Н.Е. Детская психология: учебник для вузов / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - Москва: Изд-во Юрайт, 2025. - 358 с. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт - URL: https://urait.ru/bcode/581087
Выготский Л.С. Мышление и речь. - Москва: Советские учебники, 2023. – 439 с.
Запорожец А.В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников // Дошкольное воспитание – 1972 - №4. - С. 37-42.
4. Монтессори-материалы. Блоки с цилиндрами-вкладышами. - URL: https://www.maam.ru/detskijsad/montesori-materialy-bloki-s-cilindrami-vkladyshami.html
5. Полищук М.В. Консультация для педагогов о роли головоломок в ДОО «Мир головоломок». - URL: https://multiurok.ru/files/konsultatsiia-dlia-pedagogov-o-roli-golovolomok-v.html
6. Развивающие игры Воскобовича: Сб. метод. материалов / под ред. В.В. Воскобовича, Л.С. Вакуленко. - Москва: ТЦ «Сфера», 2015. – 127 с.
7. Савченко И.Н. Методика развития логического мышления у дошкольников. - Москва: Академический проект, 2012.
8. Современный психологический словарь: уч. пособие для студентов вузов / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.; Владимир: прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 490 с.