К ПРОБЛЕМЕ ДИАГНОСТИКИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XVIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2026

К ПРОБЛЕМЕ ДИАГНОСТИКИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Орехова П.А. 1
1ФГБОУ ВО "МГТУ им. Г. И. Носова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Эстетическое восприятие является важнейшим компонентом развития ребенка дошкольного возраста, которое обеспечивает формирование его эмоционально-ценностного отношения к миру.

Эстетическое восприятие действительности в эстетике трактуется как специфическое отражение человеком произведений искусства, природы, имеющих эстетическую ценность [7].

Интерес к этому аспекту развития ребенка возник еще в древности. Так, античная эстетика заложила основы понимания художественного восприятия как формы познания и духовного совершенствования человека.

Аристотель утверждал, что «подражание присуще людям с детства, и они тем отличаются от других существ, что в высшей степени склонны к подражанию» [3].

Греческие философы связывали эстетическое переживание с познанием и эмоциональным откликом. Аристотель полагал, что удовольствие от искусства связано с процессом узнавания, изображённого в жизни, а Плутарх уточнял: «Мы радуемся и удивляемся не потому, что это прекрасно, но потому, что это похоже» [3]. Данные мысли актуальны в настоящее время, в том числе при применении диагностики эстетического восприятия детей и означает необходимость выявления способности ребёнка узнавать и эмоционально реагировать на изображённое.

Пифагорейцы, по свидетельству Ямвлиха, «установили в качестве первого - воспитание при помощи музыки… откуда происходит врачевание человеческих нравов и восстановление гармонии душевных способностей» [4; 5]. Следовательно, эстетическое воспитание рассматривалось как путь к гармонии личности.

Для современного дошкольника этот принцип сохраняет значение в контексте диагностики этого процесса, т.е. она должна учитывать, как ребёнок соединяет слуховые, зрительные и двигательные впечатления, создавая целостное восприятие красоты.

В эпоху Возрождения эстетика вновь осмысляется как путь к гармонии и свободе. Кастильоне писал: «Нужно избегать неестественности… совершать всё дела непринуждённо, без искусственности - в этом и заключается секрет грации» [4; 5; 6]. Для диагностики эстетического восприятия это подчёркивает важность наблюдения за естественностью и пластичность движений, речи, рисунка ребёнка.

Пико делла Мирандола провозглашал: «Человек сам творец своего собственного образа», что перекликается с принципом детской инициативы в художественно-творческой деятельности [3; 6].

Для дошкольника подражание является естественным механизмом освоения мира и искусства. Через него ребёнок выражает эстетические чувства, что важно учитывать при диагностике эстетического восприятия.

Таким образом, философские истоки подчеркивают то, что эстетическое восприятие развивается не изолированно, а в контексте активности, подражания, эмоциональной отзывчивости и стремления к гармонии. Эти идеи составляют концептуальную основу современных диагностических подходов.

Отметим, что проблема диагностики этого процесса требует междисциплинарного подхода философского, психологического и педагогического.

Базовыми в понимании специфики эстетического восприятия как процесса отражения детьми различных предметов и явлений окружающей действительности, во всем многообразии их свойств и признаков, являются идеи П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Н.Н. Волкова, А.В. Запорожца, С.JI. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др. отечественных психологов.

Сложность диагностики эстетического восприятия отражена в научных дискуссиях. Так, А. В. Запорожец подчёркивал, что эстетическое развитие дошкольника проявляется прежде всего в эмоциональной отзывчивости и способности к сопереживанию при восприятии искусства. Он отмечал, что эстетическое чувство формируется в процессе активной художественной деятельности ребёнка [2].

Л.С. Выготский указывал, что детское воображение преобразует действительность, создавая собственный художественный образ [1].

Современные педагогические подходы к диагностике эстетического восприятия детей опираются на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(ФГОС ДО).

В пункте 3.2.3 говорится: «при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста)».

При этом пункт 4.3 подчёркивает:

«Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга)».

Таким образом, диагностика детей дошкольного возраста - процесс сложный и многогранный, требующий деликатного подхода, не сводимого к формальной оценке. Она представлена в двух формах:

- педагогическая диагностика: анализ образовательных достижений и потенциала развития (наблюдение, анализ продуктов деятельности, беседы);

- психологическая диагностика: выявление индивидуально‑психических особенностей (эмоциональная сфера, воображение, эстетические предпочтения).

В связи с вышеизложенным можно предложить следующие рекомендации в процессе диагностики эстетического восприятия детей дошкольного возраста:

1. Учитывать сущность дефиниции «эстетическое восприятие детей».

2. Знать возрастные особенности дошкольников.

3. Осознавать назначение и специфику диагностики эстетического восприятия детей.

4. Сопоставлять соответствие цели диагностики и используемых методов диагностики.

Таким образом, диагностика эстетического восприятия дошкольников представляет собой сложный и многоплановый процесс, требующий соединения философско-эстетического понимания природы красоты, современных психолого-педагогических методик и нормативных требований ФГОС ДО. Только в этом единстве возможно объективно и бережно выявить уровень эстетического развития ребёнка, поддерживая его индивидуальность и творческое начало.

Литература:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - Москва : Просвещение, 1991. - 224 с.

  2. Запорожец А.В. Психологические основы эстетического воспитания дошкольников. - Москва, 1975. - 87 с.

  3. Идеи эстетического воспитания. Античность. Средние века. Возрождение / сост. В. П. Шестаков. - Москва : Академия художеств СССР, 1973. - 432 с.

  4. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли : в 5 т. / под ред. М. Ф. Овсянникова. - Москва : Академия художеств СССР, 1962-1974. - Т. 1. - 648 с.

  5. История философии : учебник и практикум для вузов / под ред. А.С. Колесникова. - Москва : Издательство Юрайт, 2025. - 392 с.

  6. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли : уч. пособие. - Москва : Высшая школа, 1978. - 352 с.

  7. От аллегории до ямба : терминологический словарь-тезаурус по литературоведению / Н.Ю. Русова. - Москва : Флинта, Наука, 2004. - 301 с.

Просмотров работы: 8