Электронные образовательные ресурсы как средство патриотического воспитания молодёжи - Студенческий научный форум

XVIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2026

Электронные образовательные ресурсы как средство патриотического воспитания молодёжи

Яшина Ю.В. 1
1Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Указом Президента о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года определена цель: «б) реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности» [1]. Для достижения данной цели с 2021 по 2026 гг. реализуется Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» [2]. Ключевыми показателями проекта предусмотрено увеличение доли граждан, непосредственно вовлеченных в реализацию мероприятий федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», в возрасте от 5 до 19 лет до 95% и в возрасте от 20 до 30 лет до 80%.

Указанный федеральный проект предусматривает проведение мероприятий: военно-патриотической направленности в целях вовлечения детей в деятельность движения "ЮНАРМИЯ", Всероссийский конкурс «Большая перемена», всероссийских тематических онлайн-уроков, направленных на гражданско-патриотическое воспитание детей, мероприятий по сохранению и увековечению памяти погибших в разные годы при защите Отечества и выполнении воинского и служебного долга, историко-просветительских выставок и (или) экспозиций и др. Кроме того, в рамках проекта предусмотрено размещение и продвижение разработанных тематических материалов информационно-просветительского характера и видеороликов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе специализированных каналах и социальных сетях. Реализация Федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» и определение воспитания патриотичной личности как национальной цели позволяет сделать вывод об актуальности педагогических исследований в области патриотического воспитания молодежи. В свою очередь упоминание о необходимости распространения тематических материалов в сети Интернет подразумевает использование информационных технологий в процессе патриотического воспитания молодежи, а в частности электронных образовательных ресурсов.

Федеральное агентство по делам молодёжи разработало методические рекомендации по основам патриотического воспитания граждан РФ, в соответствии с которым «Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан любви и уважения к Родине, ответственного отношения к своей стране, чувства верности своему Отечеству, готовности защищать его интересы и вносить своей деятельный вклад в его процветание» [3, стр. 5]. В указанных методических рекомендациях представлены результаты опроса, в соответствии с которым «около трети молодых россиян (30%) признали, что не проявляют открыто патриотические чувства, т.е. не поют гимн Российской Федерации, не защищают государство в спорах и дискуссиях, не носят одежду с патриотической символикой и т.п.» [3, стр. 9]. Высока доля тех, кто предпочел бы уехать из страны, если бы имел такую возможность. Несмотря на определенные достижения в области патриотического воспитания формирование патриотического сознания остается первостепенной задачей в России.

В числе федеральных органов исполнительной власти, имеющей значимую роль при организация научного, методического и информационного обеспечения патриотической работы названы «Министерство просвещения Российской Федерации, которое является ответственным исполнителем федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, в полномочия которого включено создание условий для нравственного и патриотического воспитания молодежи» [3, стр. 28]. Образовательные организации высшего образования, являясь подведомственными организациями Министерства науки и высшего образования, безусловно должны участвовать в патриотическом воспитании молодежи на региональном уровне.

Целью данной статьи является подтверждение актуальности, а также анализ и систематизация педагогического опыта и идей исследователей в области патриотического воспитания молодежи, поиск путей для дальнейшей исследовательской деятельности.

Материалы и методы. Поиск, анализ и обобщение исследований и нормативных документов в области патриотического воспитания молодежи.

Основная часть и результаты исследования.

Л. Л. Босова в публикации [4] описывает возможность патриотического воспитания обучающихся в процессе изучения предмета «Информатика». С этой целью обучающихся следует знакомить с ведущими деятелями, внесшими вклад в развитие отечественной информатики (Михаил Александрович Бонч-Бруевичем, изобретатель триггеров, широко применяемых при производстве процессоров и оперативной памяти; Алексей Андреевич Ляпунов, основатель советской кибернетики и программирования; Сергей Алексеевич Лебедев, основатель советской компьютерной промышленности и др.).

И. В. Нестерова указывает на важность патриотического воспитания с помощью Интернет-ресурсов [5], приводя в качестве примеров ресурсы: «Память народа», созданный Министерством Обороны Российской Федерации, официальный сайт движения «Бессмертный полк».

И. Г. Геращенко, Н. В. Геращенко [6] описывают патриотическое воспитание с использованием системного подхода, включая в него следующие направления: военно-патриотическое, героико-патриотическое, духовно-патриотическое, эколого-патриотическое, гражданско-патриотическое, историко-краеведческое и спортивно-патриотическое воспитание. Авторами предлагается использование информационных технологий в каждом из данных направлений как средство информирования о событиях, тиражирования опыта, повышения вовлеченности молодежи в мероприятия, направленные на патриотическое воспитание граждан. А. Б. Закирова, Ю. В. Валишина также подчёркивают важность методического, научного и информационного обеспечения в системе патриотического воспитания [7].

В диссертации Е. Л. Крылова подчеркнута важность использования медиапроектов как «способа взаимодействия создателей медиаконтента патриотического содержания со студентами вузов, позволяющего формировать знания, представления, взгляды, приобщать к ценностям, находящимся в основаниях ценностных отношений, которые (знания, представления, взгляды; ценности; ценностные отношения) образуют содержание соответствующих компонентов патриотического сознания» [8]. Подтверждается, что студенты, вовлечённые в реализацию медиапроектов, демонстрируют значительно более высокий уровень сформированности патриотического сознания, чем те, кто только наблюдал за проектами или не был с ними знаком.

В диссертации Г. А. Ляукиной [9] рассмотрены педагогические условия патриотического воспитания молодежи с использованием социальных сетей, включая подготовку модераторов (преподавателей и студенческих лидеров) к ведению патриотических Интернет-проектов. Отмечено, что страницы в социальных сетях являются эффективным средством получения обратной связи, так как позволяют оценить количество просмотров, репостов и реакций в виде отметок «Мне нравится».

В диссертации Е. Ю. Чижиковой [10] указано о необходимости ведения воспитательной работы в привычной для подростков цифровой среде, с одной стороны, и отсутствии достаточного педагогического сопровождения в этой среде, что делает её стихийной и потенциально опасной, с другой стороны. Исследование посвящено повышению цифровых компетенций участников и организаторов детского общественного движения «Юнармия», разработке и апробации целевой педагогической программы, а также созданию и внедрению платформы «Цифровой Дом Юнармии», которая интегрирует онлайн- и офлайн-форматы воспитательной деятельности и обеспечивает безопасное, содержательное и интерактивное взаимодействие.

Проведенный анализ педагогических исследований показывает, что использование таких электронных образовательных ресурсов, как электронные презентации, электронные учебники и др. на современном этапе не позволяет обеспечить в полной мере процесс формирования патриотического сознания молодежи. Такие ресурсы могут быть использованы в учебно-воспитательной работе образовательного учреждения, являясь вспомогательным материалом для учебных занятий, мероприятий и встреч.

Использование современных информационных технологий в патриотическом воспитании молодёжи предполагает создание групп и страниц в социальных сетях, Интернет-ресурсов и медиапроектов с обязательной обратной связью от пользователей. Положительное влияние на формирование патриотического сознания оказывают и онлайн-акции, квесты и проекты, связанные с медиаволонтерством.

Выводы.

На основе анализа нормативных источников и педагогической литературы была показана актуальность и целесообразность использования электронных образовательных ресурсов как средство патриотического воспитания молодёжи. Электронные учебники и мультимедийные презентации могут играть роль в формировании патриотического сознания у обучающихся, поскольку обеспечивают наглядность и доступность при изучении отечественной истории и культуры. В свою очередь, Интернет-порталы и социальные сети расширяют влияние обеспечивают массовый охват аудитории и позволяют получать обратную связь от обучающихся. Перспективным направлением дальнейшего исследования становится изучение и систематизация существующих видов сообществ в социальной сети и Интернет-проектов и проведение эксперимента по разработке и использованию новых электронных образовательных ресурсов, направленных на формирование патриотического сознания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Указ о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года. – URL: http://kremlin.ru/events/president/news/73986 – Дата обращения: 03.11.2025.

2. Паспорт Федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». – URL: https://minobr.gov-murman.ru/files/activities/fp-patrioticheskoe-vospitanie_2.pdf – Дата обращения: 03.11.2025.

3. Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Методические рекомендации. Федеральное агентство по делам молодежи. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи» – URL: https://niklibrary.ru/images/documents/Basic_patriotic_education_recomendations_2022.pdf– Дата обращения: 03.11.2025.

4. Босова, Л. Л. О потенциале учебного предмета «Информатика» в области гражданско-патриотического воспитания школьников / Л. Л. Босова // Физико-математическое образование: цели, достижения и перспективы : Материалы Международной научно-практической конференции, Минск, 20–21 октября 2022 года / Редколлегия: С.И. Василец, А.Ф. Климович (отв. ред.), В.Р. Соболь [и др.]. – Минск: Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», 2022. – С. 14-19.

5. Нестерова, И. В. Современные информационные технологии как средство воспитания патриотизма в молодёжной среде / И. В. Нестерова // Социальная активность молодежи как необходимое условие развития общества : Материалы международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 21–23 ноября 2019 года / Под редакцией Г. В. Ковалевой. – Санкт-Петербург: типография ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2019. – С. 299-302.

6. Геращенко, И. Г. Специфика современного патриотического воспитания в России / И. Г. Геращенко, Н. В. Геращенко // Studia Humanitatis. – 2023. – № 1.

7. Закирова, А. Б. Патриотическое воспитание молодежи / А. Б. Закирова, Ю. В. Валишина // Бюллетень науки и практики. – 2018. – Т. 4, № 1. – С. 347-351. – DOI 10.5281/zenodo.1147110.

8. Крылова, Е. Л. Формирование патриотического сознания студентов вузов средствами медиавоспитания : специальность 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики и образования" : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Крылова Елена Леонидовна. – Самара, 2019. – 283 с.

9. Ляукина, Г. А. Реализация интернет-проектов по патриотическому воспитанию студентов вузов средствами социосетевых технологий : специальность 13.00.08 "Теория и методика профессионального образования" : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ляукина Гульнара Альбертовна. – Казань, 2020. – 218 с.

10. Чижикова, Е. Ю. Формирование гражданско-патриотической идентичности участников детского общественного движения «Юнармия» в цифровой коммуникативной среде : специальность 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Чижикова Екатерина Юрьевна. – Москва, 2025. – 310 с.

Просмотров работы: 15