СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ КАК НАУЧНЫЙ ФЕНОМЕН - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ КАК НАУЧНЫЙ ФЕНОМЕН

Гаджиева З.О. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет им. Р.Гамзатова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом его успешного обучения является готовность ребенка к обучению в школе. Понятие готовности к школе изучали: Л. И. Божович, Л.А. Венгер, Н. И. Гуткина, А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др. В настоящее время в науке сложились разные подходы к содержательному определению школьной готовности.

С. Л. Рубинштейн подчеркивал значение волевой готовности детей к школе, развития у них произвольного поведения. Для того чтобы у ребенка развивались волевые качества, взрослый должен организовывать его деятельность, помня при этом, что волевое действие напрямую зависит от трудности задания и времени, отводимого на его выполнение. У ребенка должна быть сформирована мотивация к обучению, он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.

А. В. Запорожец понимал готовность к школьному обучению, как целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико синтетической деятельности, степени сформированности механизмов волевой регуляции действий.

Л. И. Божович отмечала, что готовность к обучению школе у ребенка определяется по наличию трех показателей: уровень развития познавательных процессов, познавательный интерес и произвольная регуляция поведения. Без должного уровня развития познавательных процессов младший школьник не сможет освоить учебную программу. Познавательный интерес становится также основой для положительного отношения к школе. Произвольная саморегуляция позволяет удерживать внимание на уроке вне зависимости от его содержания. То есть ребенок начинает осознавать важность учебы, выстраивает свое поведение в соответствии с требованиями школы [2].

Л. И. Божович анализировала проблему готовности к школьному обучению с психологической точки зрений и рассматривала два аспекта данного процесса: личностную и интеллектуальную готовность. Также она определила параметры психологического развития, которые оказывают большое влияние на успешность обучения в школе.

К данным параметрам относятся:

 определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, у младшего школьника должна быть сформирована внутренняя позиция учащегося, преобладать внутренние положительные мотивы к процессу обучения. Социальные мотивы также играют большую роль в процессе обучения в школе, так как они позволяют выстраивать конструктивное взаимодействие со сверстниками, работать в условиях совместной деятельности при решении учебных задач;

 достаточное развитие произвольного поведения;

 определенный уровень развития интеллектуальной сферы. Несмотря на то, что в современное время образование носит интегративный характер и предполагает равное обучение школьников, реальное положение дел позволяет говорить о том, что подготовленному ребенку, с высоким уровнем интеллектуального развития процесс обучения в школе будет приносить больше положительных эмоций и будет более результативным [5].

Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности. Анализируя эти предпосылки, Д.Б. Эльконин выделил следующие параметры:

 умение детей сознательно подчинять свои действия правилам, обобщенно определяющим способ действия; 8  умение ориентироваться на заданную систему требований;

 умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

 умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Согласно представлениям Д.Б. Эльконина если будущий ученик не может регулировать свою деятельность, это приведет к психическим перегрузкам, физическому и моральному истощению.

В поведении и отношении к окружающему у ребенка проявляются социально ценные черты. к Т. И. Бабаева выделяет несколько ключевых аспектов готовности ребенка школе.

Во-первых, это эмоционально-ценностный компонент, который отражает внутренние чувства и установки ребенка.

Во-вторых, содержательно деятельностный компонент, связанный с освоением знаний и навыков.

В третьих, контрольно-регуляторный компонент, важный для самоконтроля и самоорганизации. Исследователь считает, что эти аспекты значительно влияют на личностное развитие детей, которые готовятся к учебе в школе. Кроме того, важным фактором является накопление опыта ребенка и его способность высказывать собственное мнение, что необходимо для успешного познания и общения с другими детьми в первом классе [3].

И. Ю. Кулагина считает, что готовность к обучению в школе определяется исходя из интеллектуальных и мотивационных особенностей ребенка. Ребенок старшего дошкольного и младшего школьного возраста чувствует потребность в обучении, получении новых знаний, постепенно игровая деятельность начинает переплетаться с учебной либо уступать ей.

Н. А. Федосова и Е. В. Коваленко считают, что готовность к школе – это понимание ребёнком своей новой социальной позиции, учебная мотивация, желание учиться, интерес к учебным занятиям, умение выполнять новые требования и соблюдать правила поведения, а также способность работать в группе сверстников и устанавливать контакт со взрослыми.

Н. В. Нижегородцева и В. Д. Шадриков относят к социально-личностной готовности готовность к новым формам общения со сверстниками и взрослыми, к новому отношению к окружающему миру и к самому себе, связанную с ситуацией школьного обучения.

Н.И. Гуткина считает, что волевая регуляция позволяет достигать поставленных целей и получать удовлетворение от их достижения. У старшего дошкольника сформированы понятия относительно правильности поступков. По мнению автора, регулирующая функция воли проявляется в активизации и торможении деятельности ребенка. У ребенка дошкольного возраста должны быть сформированы такие понятия, как «надо», «можно», «нельзя».

Стоит отметить, что слово «нельзя» воздействует на ребенка негативно, тормозит его деятельность, активность. В психологических исследованиях указано, что не следует использовать это слово в воспитательных целях. В настоящее время в научной литературе утвердилось понимание готовности к школе как сложного многокомпонентного понятия, включающего в себя физическую, психологическую, социально-личностную и специальную готовность.

В контексте нашего исследования становимся более подробно на компонентах социально-личностной готовности к школе. А. Ш. Шахманова рассматривает социально-личностную готовность через рассмотрение таких характеристик, как: формирование представлений ребенка о социальном мире; развитие коммуникативных качеств (общение со сверстниками и взрослыми) и принятие новой социальной позиции – «позиции школьника» [6].

Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших компонентов общей готовности к обучению в школе. Это умение и потребность ребенка общаться со взрослыми и сверстниками, умение войти в другое общество, действовать вместе с другими, разделять интересы группы; способность принимать роль ученика, слушать и выполнять инструкции взрослого (родителей, учителя); владение навыками коммуникативной инициативы. Социально-личностная готовность к школе включает формирование у детей таких социально-психологических личностных качеств, которые бы помогли им войти в контакт с одноклассниками, учителями, другими людьми [4].

Л. П. Михеева перечисляет основные параметры социально-личностной готовности:

 отношение к школе: соблюдение правил школьного режима, своевременность прихода на занятия, выполнение домашних заданий;

 отношение к учителю и учебной деятельности: адекватное восприятие учебных ситуаций, смысла учительских действий и его профессиональной роли, действия, соответствующие учебной ситуации (чтобы что-то сказать, надо поднять руку и дождаться разрешения взрослого, не разговаривать со сверстниками на посторонние темы);

 отношение к сверстникам: сформированность личностных качеств, облегчающих взаимодействие с другими детьми (умение договариваться, уступать, говорить о своих желаниях, разрешать конфликты);

 отношение к родным и близким: понимание того, что родственники уважают новую роль ученика, видят важность учения, подчеркивая его значимость по сравнению с игровой деятельностью;

 отношение к себе, своим способностям, деятельности: адекватные самооценка и уровень притязаний [1].

Таким образом, проведённый теоретический анализ позволил сформулировать ряд выводов: В научной литературе понятие «готовность к школьному обучению» трактуется как сложное многокомпонентное понятие, включающее в себя совокупность психологических, поведенческих и социальных характеристик, обеспечивающих успешную адаптацию ребенка к условиям школьного обучения.

Важнейшим аспектом школьной готовности является формирование у дошкольников социально-личностной готовности к обучению в школе. В настоящее время социально-личностная готовность рассматривается как результат взаимодействия когнитивных, эмоциональных и социальных процессов, отражающих степень зрелости личности ребенка, его готовность к принятию новой социальной роли — роли школьника.

Особое внимание в исследованиях уделяется не только способности ребенка подчинять поведение требованиям образовательной среды, но и степени сформированности представлений о социальных нормах, ожиданиях взрослых, а также готовности к сотрудничеству и разрешению конфликтных ситуаций в коллективе сверстников.

Становление социально-личностной готовности сопряжено с развитием таких личностных характеристик, как адекватная самооценка, внутренняя позиция ученика, чувство ответственности и способность к саморефлексии.

Именно эти качества позволяют ребенку успешно встроиться в новую образовательную среду, воспринимать учебу как значимую социальную деятельность и реализовывать себя в ней. Формирование социально-личностной готовности к школе требует комплексного подхода, включающего работу с родителями, педагогами и самим ребёнком в условиях развивающей образовательной среды.

Литература:

1. Борисова, Е. Ю. Социально-личностная подготовка ребенка к школе Ю. Борисова. - Чебоксары, 2020. - URL: https://www.art talant.org/publikacii/25382-socialyno-lichnostnaya-podgotovka-rebenka-k-shkole

2. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1995. – 144 с.

3. Детство : комплексная образовательная программа дошкольного образования / О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина [и др.]. – Санкт Петербург : Детство-Пресс, 2016. – 344 с.

4. Косогова А. С. Аспекты системного подхода в дошкольном образовании / А. С. Косогова, О. Ю. Зайцева // Балтийский гуманитарный журнал. – 2018. – №1 (7). – С. 263–266.

5. Лобень Л. М. Мотивационная готовность к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста / Л. М. Лобень // Символ науки. – 2016. – №11–4. С. 171–173.

6. Шахманова А. Ш. Взаимодействие дошкольной организации, семьи и школы как условие повышения качества подготовки детей к обучению в школе / А. Ш. Шахманова, Е. В. Пономарева // Начальное образование. – 2021. – № 1. – 99 С. 40–44

Просмотров работы: 0