МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Гаджиева З.О. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет им. Р.Гамзатова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Диагностика и коррекция страхов у детей дошкольного возраста имеет важное значение ввиду распространенности среди детей. Различные эмоциональные нарушения, в том числе и страхи, хорошо поддаются коррекции до того момента, как ребенку исполнится десять лет. До этого момента эмоциональные нарушения, будучи скорректированными, могут даже не отразиться на дальнейшей жизни ребенка. Исходя из этого можно заключить, что крайне важным и актуальным моментом для педагогики и практической психологии является поиск эффективных путей обнаружения и преодоления психического неблагополучия ребенка. Важно так же отметить, что страх и тревога у детей дошкольного возраста не является устойчивой чертой характера и вполне обратимы при адекватном и своевременном подходе со стороны взрослых и специалистов. Однако, необходимость работы, при том активной работы, с детскими страхами обуславливается еще и тем, что страх способен оказывать крайне негативное влияние на развитие различных сфер личности. В своих работах еще К.Д. Ушинский высказывал мысль, что страх способен спровоцировать человека на самые низменные поступки, исказить его мораль и уничтожить душу. [3]

Коррекция – это особая форма психолого-педагогической деятельности, которая направлена на создание наилучших условий для психического развития личности ребенка, оказания ему психологической помощи и поддержки. Наиболее часто предметом коррекции становится умственное развитие, эмоционально-личностная сфера, межличностные взаимодействия, а также состояния невротические и неврозы сами по себе. [1]

Формы организации коррекционной работы, в свою очередь, могут иметь самые различные формы: лекционно-просветительная, консультативно-рекомендационная, собственно коррекционная (групповая, индивидуальная).

В коррекционной работе важность работы с ведущей деятельностью детей занимает свое особое место. Для детей дошкольного возраста ведущей является игра в различных проявлениях (подвижная, сюжетная и т.д.).

Так же в коррекционной работе широко распространена художественная деятельность. Есть несколько основных направлений коррекционной работы с помощью искусства:

1. Увлекающие занятия;

2. Самораскрытие в творчестве.

Коррекция посредством рисования выгодно отличается тем, что рисование – творческий процесс, который позволяет детям свободно выражать свои эмоции, чувства, переживания. [4]

В процессе рисования ребенок имеет возможность отожествлять себя с героями которым свойственны положительные черты вроде героизма, силы, уверенности в себе. Ассоциируя себя с подобными персонажами, дошкольник борется со злом, что наделяет его силой постоять за себя, за близких. Иными словами, он не ощущает беспомощности.

Так же рисование невозможно отделить от чувства радости, удовольствия, восторга, и даже негативного чувства гнева. Однако в процессе рисования точно не находится места для страха или печали.

Широко распространенным способом коррекции так же является игротерапия. Она наиболее плотно перекликается с ведущей деятельностью дошкольника.

Игротерапия для дошкольников очень часто является единственным путем помощи. Она подходит для тех, кто еще не освоил мир слов, ценностей и правил, присущих взрослым. Такое мнение высказывал А.Я. Варга. [5]

Для игры характерна такая особенность как двуплановость. Она так же характерна драматическому искусству, которое имеет место в любой коллективной игре:

1. Играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач

2. Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами.

Именно эта двуплановость обусловливает ее развивающий эффект игры. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми.

Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами. [6]

Сказкотерапия - это такое направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание и построить особые уровни взаимодействия друг с другом, что создаёт условия для становления их субъектности.

Главным же средством психологического воздействия является метафора. Р. Гарднер, А. Менегетти ,Э.Берн , А. Захарова, А. Гнездилова, Е. Романова– все они обращались к жанру ради достижения целей, связанных с психологией и педагогикой, и все эти имена указаны в работах, которые стали источниками концепции сказкотерапии.

В настоящее же время многие работники педагогической сферы сами «разрабатывают» сказки для сказкотерапевтического процесса и предлагают варианты работы, это обширная область для исследований и изобретений.

Современная сказкотерапия может применяться ради трёх целей:

1. Диагностика;

2. Воздействие;

3. Профилактика.

Воздействие осуществляется с помощью пяти видов сказки, которые упоминались ранее (художественная, дидактическая, психокоррекционная, психотерапевтическая и медитативная). [2]

Список литературы:

1. Гарбузов В.И. Неврозы у детей. Изд. Каро,2013.

2. Гнездилов А.В. «Авторская сказкотерапия» с.2

3. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Стёпина Н. М. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. - М. : Айрис-пресс, 2004. – 160 с.

4. Копытин А.И. Теория и практика Арт - терапии. Изд. дом « Питери», 2002. Санкт – Петербург

5. Леви В. Л. Приручение страха. – М. : Метафора, 2006.

6. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст, стр. 12

Просмотров работы: 0