Игра – это основа для развития креативности дошкольников, как ведущей деятельностью в этом возрасте. Об этом говорится (ФГОС ДО) [11].
Отмечается что игры, в том числе развивающие способствуют развитию у старших дошкольников следующих компонентов креативности: оригинальности; разработанности; любознательности; степень выраженности поисковой активности.
В одной из многочисленных классификаций игр, в том числе и С.Л. Новосёловой [10] выделяются такихе игры, как развивающие традиционные народные игры – игры, основывающиеся на исторических традициях, обычаях и этносе народа. По своему содержанию такие игры носят народную направленность. Они были популярны в народной педагогике.
Народные игры базируются на традиционной предметной среде. Благодаря применению игр этого класса, у детей развиваются универсальные родовые психические навыки и особые свойства психологии этноса, результатов деятельности которого стала игра.
В данном статье мы будем говорить о развивающих авторских играх и их влияние на развитие креативности дошкольников. Рассмотрим понятие развивающая авторская игра в психолого-педагогической литературе.
С точки зрения Т.П.Авдуловой [1], развивающая авторская игра – это игра, созданная автором, соединяющая в себе оригинальный сюжет, в которой дети и взрослые распределяют роли, а также авторская игра является источником формирования социального сознания ребенка, и коммуникативных умений и креативности.
Развивающая авторская игра – это игра, созданная отдельным автором в которых ребёнок воспроизводит правила, сюжет, содержание и игровые действия, которые прописал этот автор (А.А. Авенкин [2]).
Все эти определения объединяет то, что игру создает определенный автор и вкладывает в нее все те параметры, которые сам же и разрабатывает.
В данном момент мы будем придерживаться мнения С.Л. Новосёловой [10] о том, что развивающая авторская игра – это самобытная оригинальная игра, созданная отдельным автором, в которой играющий воспроизводит правила, сюжет, содержание и игровые действия, разработанные данным автором.
Среди развивающих игр выделяются авторские развивающие игры В. Воскобовича - игры специфические, полноценные и достаточно содержательные для детей, имеющие побудительные мотивы и способы действий, помогающие полноценно развивать ребенка. [5].
Авторские развивающие игры В.В. Воскобовича способствуют развитию у старших дошкольников следующих критериев креативности: инициативности; независимости; предприимчивости; нестандартности, своеобразие; упорство в достижении результата; пытливость.
В.В. Воскобович особенно выделяет развивающие игры, которые направленны на развитие креативности у старших дошкольников:
1. «Геоконт» - игра, в которой ребенок, используя разноцветные резинки-паутинки и специальное поле с разноцветными гвоздиками при помощи координатной сеткой создаёт фигуры, цифры и буквы.
По утверждению Н.Ф. Губанова [6] игра «Геоконт» развивает следующие критерии креативности дошкольников: оригинальность, инициативность; независимость; предприимчивость; фантазирование, креативное мышление и воображение.
2. «Квадрат Воскобовича». Квадрат состоит из 32 треугольников, из которых можно складывать объёмные фигурки. По мнению Н.А. Бойко [4] игра «Квадрат Воскобовича» развивает такие составляющие креативности старших дошкольников, как:умение осознанно выявлять цели деятельности; проявлять интерес к процессу креативной деятельности; создавать образы, используя различные средства выразительности; переносить ранее усвоенные методы познания в новую ситуацию; проявлять инициативность, независимость, предприимчивость; видеть альтернативу решения креативных задач.
3. «Чудо-крестики». Игра состоит из крестиков, из которых можно собрать различные фигурки. Как считает П.В. Баранов [3] игра «Чудо крестики» развивает такие составляющие креативности старших дошкольников, как: оригинальность выполнения детьми креативных задач; использование реструктурирования образов; нестандартность мышления, упорство в достижении результата; способность к абстрактному мышлению и установлению связей-ассоциаций между предметами и явлениями окружающей действительности; интерес к трудным задачам и способность длительное время увлекаться их разрешением.
4. «Прозрачный квадрат». На прозрачной плёнке изображены разные фигуры, а благодаря наложению плёнок друг на друга получаются различные фигуры. Игра «Прозрачный квадрат», как полагает А.В. Захаров [7], развивает у детей старшего дошкольного возраста следующие критерии креативности: стремление познавать; применять навыки, приобретенные в процессе работы с игрой «Прозрачный квадрат», к решению абсолютно другой проблемы; применять навыки произвольности.
5. «Фиолетовый лес». Игра Фиолетовый лес – своеобразный мир, населенный сказочными существами и разделенный на сказочные области. В нем переплетаются реальность и воображение, интеллектуальные и творческие задачи. Фиолетовый цвет – в интерпретации психологов это цветтворчества; он подчеркивает идею сказочности, возможность неограниченно фантазировать и нестандартно мыслить.
Сказки – это фантастические и реальные, забавные и приключенческие игровые ситуации, в которых действуют сказочные существа — жители Фиолетового леса. «Фиолетовый лес» – это развивающая сенсорная среда, в которой ребенок самостоятельно играет, конструирует, закрепляет полученные знания. Весь лес поделен на несколько зон, в которых ребенку предстоит познакомиться со сказочными героями и вместе решать поставленные задачи, разгадывать ребусы и находить выходы из лабиринтов.
«Фиолетовый лес» по В.В. Воскобовичу включает в себя различные игровые зоны или сказочные области: Чудесная поляна, Озеро Айс, Город говорящих попугаев, страна Муравия, Поляна чудесных цветов, Ковровая полянка, Чудо острова. Он населен удивительными персонажами, и даже мальчик Гео (Волшебный мальчик Гео. С ним игроки пройдут лес от начала до конца. Гео очень похож на настоящего мальчика: он доверчив, смел, любит помогать другим и очень сообразительный), с которым дети будут вместе путешествовать, кажется таинственным принцем. Среди героев есть постоянные – ключевые герои, с которыми ребенок проходит все испытания на протяжении всего путешествия. И есть другие герои, которые живут в игровых областях [8]. В «Фиолетовом лесу» можно использовать самые разнообразные формы работы: НОД, решение проблемных заданий, придумывание историй с участием «жителей» леса и детей группы, сочинение загадок, сказок, стихотворений, исследовательская деятельность, проведение математических праздников и досугов и пр.; свободная деятельность детей, связанная с использованием игр В. В. Воскобовича, а также героев сказок. Уникальность сказочной составляющей «Фиолетового леса» в том, что можно использовать предлагаемые персонажи, или придумывать и «одушевлять» своих. Включая свою фантазию, «Фиолетовый лес» учит детей креативности. Как считает Д.М. Маллаев [9] игра «Фиолетовый лес» развивает такие составляющие креативности старших дошкольников, как: оригинальность выполнения детьми креативных задач; использование реструктурирования образов; нестандартность, оригинальность выполнения поставленной задачи; упорство в достижении результата; способность к абстрактному мышлению и установлению связей-ассоциаций между предметами и явлениями окружающей действительности; интерес к трудным задачам и способность длительное время увлекаться их разрешением.
Развивающая авторская игра – это самобытная оригинальная игра, созданная отдельным автором, в которой играющий воспроизводит правила, сюжет, содержание и игровые действия, разработанные данным автором.
Авторские игры В.В. Воскобовича могут способствовать развитию креативности старших дошкольников, таких как активность; самостоятельность; инициативность; нестандартность, оригинальность; стремление познавать; упорство в достижении результата; осознанно выявлять цели деятельности; решать проблемные ситуации, уметь исследовать проблему; проявлять интерес к процессу креативной деятельности; видеть альтернативу решения креативных задач; применять навыки продуктивности; эмоциональную подвижность и чувствительность, потребность в новых впечатлениях, пытливость.
Список литературы:
11. Авдулова Т.П. Психология игры: современный подход. Т.П.Авдулова –М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 208 с.
2. Авенкин А.А. Педагогика и психология игры / А.А. Авенкин - Новосибирск: Изд. НГПИ, 2015. – 264 с.
3. Аристова, Т.В. Формирование креативности у детей дошкольного и младшего школьного возраста: сборник методических материалов / Т.В. Аристова [и др.]. - Омск: ИРООО, 2020. - 36 с.
4. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. / Д.Б. Богоявленская - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.
5. Варламава, Е.П. Психология творческой уникальности. / Е.П. Варламава, С.Ю. Степанов - М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2002. - 256с.
6. Гамолкина, С.Ю. Креативность дошкольников и методы её развития / С.Ю. Гамолкина [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/konsultatsii/kreativnost-doshkolnikov-i metody-ejo-razvitiya.html, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения 01.04.2025).
7. Захарова, О.Г. Развитие креативности дошкольника в научно педагогических исследованиях / О.Г. Захарова. // Актуальные задачи педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — М.: Буки-Веди, 2018. — С. 25-29.
8. Лейтес, Н.С. Способность и одаренность в детские годы / Н.С. Лейтес. М. : АСТ, 2017. – 356 с.
9. Маллаев, Д.М. Теория и практика психологических игр: Учебно методическое пособие / Д.М. Маллаев. - М.: ВЛАДОС, 2016. - 149 c.
10. Молодушкина, И.В. Развитие креативных способностей у детей дошкольного возраста. / И.В. Молодушкина – Харько : «Основа», 2011. – 40 с.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 N 1351 (ред. от 25.03.2015) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_118580/, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения 01.04.2025)