НАРОДНАЯ ИГРУШКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

НАРОДНАЯ ИГРУШКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Курбанова А.А. 1
1Дагестанского государственного педагогического университета им. Р. Гамзатова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Полноценное детство немыслимо без игры и игрушки. Игрушки – единственно доступное средство, которое уже в ранних возрастах становится средством организации самостоятельной детской деятельности и задает зону ближайшего развития. Игрушки позволяют ребенку исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать свои творческие способности, выражать свои чувства, учат общаться,  познавать мир и себя.

Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Ядром отечественных, в том числе народных педагогических традиций, являются игры и игрушки, корнями которых выступает религия предков любого народа.

Народная игрушка для ребенка – та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя.

Однако далеко не все игрушки  выполняют свою развивающую роль. Большинство из них, к сожалению, мало пригодны для игры, а значит, не выполняют своего главного предназначения. Анализ рынка современных игрушек показывает, что большинство из них не только не могут быть средством игры, но и препятствуют игровой деятельности, поскольку не предполагают собственной активности и фантазии ребенка. Детская игра зачастую сводится к использованию возможностей высоко технически оснащенных игрушек.

Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве игры, а следовательно, и на эффективности развития ребенка.

Куклы все дальше отходят от образа человека и все больше приобретают черты машин, животных (или даже насекомых) или же технических устройств. Человек легко трансформируется в нечто нечеловеческое (в большой моде, особенно у мальчиков, так называемые трансформеры).  Человек-паук, человек-динозавр, человек-робот, мальчик-машинка, покемоны, киборги, Черепашки Ниндзя, различные чудища  все более вытесняют обычных людей и человеческое выражение  лица. Это весьма опасная тенденция, поскольку кукла воплощает для малыша образ человека, формирует его представления о красоте, доброте, смелости и других качествах. Куклы-роботы и монстры создают у ребенка явно неадекватный образ человека и деформируют его представления.  Поэтому чрезвычайно важно при выборе игрушек учитывать не только их санитарно-гигиенические свойства, но и возможный психологический эффект.

В этой связи еще больше хочется обратить свой внимание на значение народной игрушки. С педагогической точки зрения, она основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера.

В народной игрушке передается любовь и ласка, веселость и смех, знания и умения - в этом сила ее влияния на ребенка. В народной игрушке много теплоты, которая выражается в заботливом, любовном ее исполнении: брызжущая красками глиняная дымковская игрушка; солнечная деревянная семеновская игрушка; праздничные, яркие, красные городецкие кони, со старинными мотивами в декоре, высокогорного аула Дагестана глиняная балхарская игрушка, причудливые и не похожие на другие филимоновские фигурки-свистульки животных и людей и др. Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка своей незамысловатой техникой движения, звучанием, своей сказочной, декоративной трактовкой. Народная игрушка выполняет разные роли в одном и том же обличье. Детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение - все эти ее значения сплетаются воедино, в одну самую главную функцию: духовную функцию общения.

Немного поговорим о том, какие бывают игрушки, для чего они нужны и что каждая из них может дать для развития. Прежде всего подчеркнем: развитие ребенка происходит в разных видах деятельности, в ходе которых малыш преобразует не только предмет своей деятельности, но и самого себя. Самостоятельная и осмысленная активность ребенка в любой ее форме – важнейший результат развития и проявление его внутреннего мира. Осознание окружающего мира происходит прежде всего в действии. Ребенок, осваивающий окружающий мир и «строящий» самого себя, – это ребенок, стремящийся действовать в этом мире.

Основные функции народной игрушки в жизни детей:

Игрушка развивает эмоциональную сферу личности дошкольника;

Способствует активизации процесса овладения знаниями, имеющими этнохудожественный и этнокультурный компонент;

Формирует умения, навыки творческой деятельности, а также способствует формированию ценностного отношения к окружающей действительности;

Приучает ребенка к осмысленной, целенаправленной деятельности, развивает мышление, память, воображение, внимание, вырабатывает выдержку, воспитывает волевые качества, способствуя развитию мелкой моторики.

Таким образом, народная игрушка решает важнейшие задачи развития детей дошкольного возраста.

Именно традиционная народная игрушка соответствует основным критериям отбора игрушек.

Иногда взрослым кажется, что чем больше разных свойств и качеств содержит игрушка, тем лучше. Так, казалось бы, пластмассовый слоник на колесах, который одновременно и паровозик, и телефон, открывает разнообразные возможности для детской активности. Но такое «разнообразие» дезориентирует ребенка: он не знает, что делать – возить ли, разговаривать ли по телефону или кормить? Причем полноценное выполнение всех этих действий весьма ограничено – перевозить что-либо на такой игрушке невозможно (ничего не положишь и никого не посадишь), телефонная трубка все время падает, а слон не в полной мере слон, поскольку он телефон на колесах. Гораздо полезнее в этом плане было бы «разъединить» все функции и предложить ребенку три разных и понятных по своему назначению и по способу действия предмета.

«Полезность» игрушки далеко не единственный критерий оценки. В ней как бы пересекаются интересы и задачи взрослого и ребёнка. Она обязательно должна приносить малышу радость и удовольствие. Соответствие интересам самого ребёнка - важнейшее требование к игрушке, которое, собственно и делает её игрушкой. Главным привлекающим фактором для ребёнка является возможность что-либо с ней делать.

   Незаслуженно забытые всеми матрешки, которые сегодня покупаются как сувениры, являются, по сути, полифункциональными куклами. Сначала ребенок просто складывает и раскладывает фигурки, знакомясь с формами, размерами матрешек и их цветами. Затем он учится складывать их в правильном порядке, развивая у себя логическое мышление и усидчивость. И, наконец, повзрослев, ребенок начинает ценить эту игрушку как память о прошедшем детстве. Именно поэтому ценность народных игрушек очень велика, и, прежде всего, с точки зрения воспитания. Ведь игрушка отражает мир человека, его природное окружение и внутренний мир. Эти игрушки одновременно и развлекают, и дарят положительный настрой, прививают любовь к Родине, ее истории, помогают лучше узнать уклад жизни.

Игровые действия ребёнка должны быть самостоятельными. Игрушку можно рассматривать как особый предмет, позволяющий ему ощутить уверенность в своих силах. Она должна быть опорой для самостоятельных действий детей, должна помогать ощутить свою компетентность и автономность. Игрушки должны способствовать самостоятельной постановке и разрешению все более сложных задач. Наличие не только «загадки», но и подсказки, вызовет интерес и желание действовать. Предмет игры выбран правильно, если он содержит понятные ребенку ориентиры для его самостоятельной деятельности.

К социальным особенностям игрушки относится, прежде всего, этический аспект, который наиболее тесно связан с её воспитательной функцией. Игрушка должна по возможности вызывать добрые, гуманные чувства. Недопустимым является наличие в ней качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность, безразличное, объектное к живому, недопустимы. При выборе игрушек всегда нужно учитывать и художественный, эстетический аспект.

Кроме того, важным достоинством игрушки является её связь с культурными традициями своего народа. «Традиционность» игрушки имеет не только этнографическое или историко-культурное значение, но и является незаменимым средством воспитания и развития детей.

Знакомство с народным творчеством в семье можно начинать с использования малых фольклорных жанров (потешки). Это привлекает внимание маленьких детей (до 1 года), делает образ более понятным. К зрительному и осязательному восприятию добавляется слуховой образ, а ребенок, как известно, мыслит звуками, красками и ощущениями.

Детей раннего (1-3-х лет) возраста можно знакомить с народными сказками, песнями, частушками, пословицами и поговорками. В этих видах устного народного творчества отразились черты народного характера, присущие ему нравственные ценности - представления о доброте, красоте, правде, верности и т.п. особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Народная педагогика создала все основные типы игрушек для каждого возраста: погремушки для детей раннего возраста (с шумом, движением, яркой окраской); каталки для малыша 2-4 лет (городецкие коньки, семеновские петрушки, кировские вертушки и др.). Рассмотрим их подробнее.

Основными народными игрушками в современной России являются погремушка (с 1 месяца), плюшевый мишка (с 3-х месяцев), неваляшка (с 6 месяцев), каталка (с 9 месяцев), матрёшка (с 1 года). Не менее интересны всевозможные волчки и бирюльки.

Можно добавить и куклу, сделанную своими руками (тряпичная). У многих взрослых существует мнение, что мальчики не должны играть в куклы. Однако кукла не может сделать мальчика слишком мягким и женственным или превратить его в девочку. Но мальчикам нужны куклы-мальчики. В народной игрушке существует множество вариантов кукол-мальчиков (молодой парень, мужик). У таких кукол нет выраженных половых признаков, зачастую не прорисовано и лицо (оберег). Такая кукла для мальчика может быть и другом, и защитником, и своеобразным зеркалом, через которое ребенок учится общаться, понимать себя и других людей.

Отражающая действительность, быт, родную природу, традиции народных игрушек способствуют формированию интересов детей, помогая воспитывать их активными и творческими людьми.

1. Аркин Е.А. Родителям о воспитании. Воспитание ребенка в семье от года до зрелости / Е.А. Аркин. - изд. 2-е. - М., 1957. - 347 с.

2. Бартрам Н.Д. Игрушки и начатки ручного труда / Н.Д. Бартрам // Игрушка. Её история и значение: сборник статей. - М.: Изд. Сытин, 1912.- С. 237-245.

3. Гончары России. Игрушка / Под ред. Т.В. Зорина. - М., 2001. - 63 с.

4. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка / Г.Л. Дайн. - М., 1981. - 192 с.

5. Малахиев-Мирович В. Воспитательное значение игрушки / В. Ма-лахиев-Мирович // Игрушка. Её история и значение: сборник статей. - М.: Изд. Сытин, 1912. - С. 140-197.

6. Самоучитель игры на игрушках-свистульках / Авт.-сост. A.B. Рябчиков. - Белгород, 1999. - 18 с.

Просмотров работы: 0