За всю историю человечества и государства сложились два основных направления воспитания детей: семейное и общественное. Каждое из них имеет свои специфические возможности для формирования личности ребенка.
В связи с этим в теории и практике дошкольной педагогике постоянно поднимается вопрос о том, что важнее для формирования личности ребенка: семья или общественное воспитание.
Современная наука единогласно говорит о том, что без ущерба для развития ребенка, невозможно отказаться от семейного или общественного воспитания, поскольку их сила и действенность будет высока только при их постоянном взаимодействии.
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка. При всей универсальности и незаменимости семейного воспитания оно не обеспечивает всей полноты условий для гармоничного и разностороннего развития личности. Поэтому сегодня речь идёт не о замене семейного воспитания общественным или наоборот, а об взаимодополняемости в созидании личности ребенка, о сотрудничестве родителей и педагогов.
В свою очередь в ДОО накоплен значительный опыт воспитательного процесса и опыт организации сотрудничества с родителями. Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников – одно из важных направлений деятельности ДОО.
Сотрудничество – это общение «на равных» , где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие – представляет собой способ организации совместной деятельности которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Взаимодействие рассматривается как партнерские отношения образовательной организации с семьей и являются одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса.
Взаимодействие образовательного учреждения с родителями его воспитанников является одним из важнейших условий успешного развития детей. Это обуславливается синхронизацией воспитательного процесса, которая происходит за счет взаимного координирования своих действий между педагогами и семьями детей [2]. Подобное взаимодействие может носить различные формы и характеризуется определенными особенностями. Ж.А. Карманова, Г.Н. Манашова и С.М. Абылдайхан, рассматривая данный процесс, отмечают, что такой вид сотрудничества с позиции педагогов носит обучающий характер, поскольку основная задача в нем воспитателей состоит в развитии педагогической грамотности родителей и в формировании у них понимания того, как должны быть организованы воспитание и обучение конкретного ребенка [4].
Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва и др. указывают, что педагог в отношении родителей выполняет две функции – формальную и неформальную.
В первом случае он выступает как официальное лицо, задача которого состоит в формировании доверительных отношений с родителями. Реализация неформальной функции, как правило, происходит вне стен дошкольной организации, когда при личной встрече с родителями педагог может позволить себе обсудить проблемы воспитания и обучения их ребенка в более открытой форме. При этом в подобных видах общения педагог не выступает в роли воспитателя для самих родителей, поскольку это отталкивает их.
А.А. Садовникова указывает, что эффективность сотрудничества семьи и дошкольной образовательной организации определяется его соответствием следующим принципам:
- принцип перехода от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности;
- принцип безоценочного стиля отношений;
- принцип конфиденциальности;
- принцип учета запросов и пожеланий родителей в знаниях;
- принцип открытости детского сада для родителей;
- принцип вариативности содержания, форм и методов взаимодействия с родителями;
- принцип формирования родительской компетентности [6].
И.П. Зимина отмечает, что основным принципом сотрудничества родителей и образовательной организации является принцип равенства позиций партнеров, что предполагает уважительное отношение друг к другу и учет индивидуальных особенностей партнера по общению [3].
Данный принцип распространяется на все направления взаимодействия между семьей и детским садом, среди которых автор выделяет следующие формы [1]:
1. Коллективные формы взаимодействия: родительские собрания, конференции, круглые столы, экскурсии по ДОО.
2. Индивидуальные формы взаимодействия: педагогические беседы с родителями, тематические консультации со специалистами учреждения и пр.
3. Наглядно информационные формы: записи бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов и занятий и др.
О.В. Гузова также обращает внимание на такую форму участия родителей в жизни дошкольной организации, как посещение ими занятий, проводящихся в группе. Это позволяет родителям принять непосредственное участие в воспитательном процессе, организуемом в детском саду, понаблюдать за своими детьми и их поведением вне дома и, возможно, открыть для себя новые формы взаимодействия с собственным ребенком.
Е.Н. Ренева и С.С. Быкова выделяют следующие этапы построения системы партнерства образовательной организации и семьи независимо от выбранной для этого формы работы:
1. Первый этап: знакомство с родителями, определение общих целей, общих ценностей и ресурсной базы сторон, возможностей друг друга, что позволяет распределить усилия сторон для достижения желаемого эффекта в совместной работе.
2. Второй этап: совместная деятельность детского сада и семьи на основе конкретной программы совместной работы. На этом этапе происходит разделение ответственности между родителями и педагогами. Обеспечение эффективности совместной работы происходит за счет регулярного информирования родителей, проведения просветительской работы с ними, их консультирования, обучения, а также оказания социальной и психологической поддержки семье [5].
3. Третий этап: социальное партнерство. Успешность данного этапа обеспечивается тремя условиями: добровольностью, долговременностью отношений, а также наличием взаимной ответственности.
Таким образом, взаимодействие детского сада и семьи можно определить как процесс воздействия указанных субъектов образовательного процесса друг на друга, в результаты которого осуществляется процесс их личностного роста и развития. Данный вид сотрудничества носит обучающий характер и предполагает выполнение педагогом формальной и неформальной функций, Взаимодействие с родителями может иметь разную форму, но не зависимо от того, какая форма работы выбрана, сотрудничество детского сада и семей строится следующим образом:
- знакомство с родителями, определение общих целей, общих ценностей и ресурсной базы сторон;
- совместная деятельность детского сада и семьи на основе конкретной программы совместной работы;
- социальное партнерство.
Данное взаимодействие подразумевает, что не только педагоги оказывают развивающее влияние на родителей, но и родители предоставляют педагогам информацию, позволяющую им лучше знать и понимать своих воспитанников.
Список литературы:
Демидова, Н.И. Проектирование работы по взаимодействию дошкольной образовательной организации и семьи: учеб.-метод. пособие. – М.: МГПУ, 2017. – 76 с.
Дошкольная педагогика: учеб. пособие для пед. училищ / В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохин, Т.А. Ильина [и др.]. – М.: Просвещение, 1978. – 416 с.
Зимина, И.П. Взаимодействие семьи и ДОУ [Электронный ресурс] / Зимина // Педагог. – 2017. – Режим доступа: И.П. https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=4894.
Карманова, Ж.А. Особенности взаимодействия детского сада и семьи / Ж.А. Карманова, Г.Н. Машашова, С.М. Абылдайхан // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – No 12 (часть 3). – С. 520-523.
Левшина, Н.И. Взаимодействие с семьями детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Н.И. Левшина, Л.Н. Санникова, С.Н. Юревич. – Магнитогорск: ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова», 2018. – 181 с.
Садовникова, А.А. Формы взаимодействия воспитателя с родителями детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / А.А. Садовникова // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – No 5 (часть 1). – Режим доступа: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15303.