В «Основах государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года», Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее
ФГОС ДО) и других документах в качестве основного приоритета образовательной политики определяется экологическое мировоззрение, экосознание и мышление личности, что обуславливает приоритет экологического образования и воспитания подрастающего поколения.
Проблема развития уровня экологической культуры на всех этапах образования является одной из актуальных, так как это необходимое условие для формирования всесторонне развитой личности.
Экологическая культура является значимым компонентом познавательного развития детей дошкольного возраста. Несмотря на то, что такое понятие, как «экологическая культура» является относительно новыми в педагогической науке, проблема роли природы в жизни и воспитании человека исследовалась великими мыслителями с давних пор.
Изучая сущность понятия «экологическая культура» нельзя не обратиться к истории развития идей и взглядов зарубежных и отечественных мыслителей на проблему исследования. Первые основополагающие идеи о влиянии природы на всестороннее развитие ребенка описаны в трудах классиков как российских, так и зарубежных (Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Ф.Фребель, К.Д.Ушинский, Е.Н.Водовозова, Е.Н.Тихеева).
Разработанные К. Д. Ушинским положения легли в основу исследований Е.Н. Водовозовой и Е.И. Тихеевой. Впервые исследователями данной проблемы были предложены материалы по ознакомлению дошкольников с природой родного края. Содержание предложенных материалов об ознакомлении детей с природой включало в себя два важных компонента: «приближение детей к природе» и «приближение природы к детям». На основе данной концепции, предложенной Тихеевой Е.Н., была создана развивающая среда, частями которой стали «уголок природы» и участок детского сада
В 90-е годы прошлого века такие философы и педагоги как А.А.Вербицкий, С.Н.Глазачев, Н.С.Дежникова, В.А.Игнатова, В.А.Кобылянский, Б.Т.Лихачев, Н.Н.Моисеев, Г.В.Платонов и др. начали активно разрабатывать эту проблему. Формирование экологической культуры выступило в роли ведущей цели экологического образования.
На современном этапе исследования встречается множественная интерпретация понятия «экологическая культура». Изучая литературу, мы можем встретить и такие понятия, как «экологическое образование», «экологическое воспитание». Следовательно, возникает закономерный вопрос: как различать данные понятия и являются ли они синонимами?
Так, в своей программе «Наш дом - природа», Рыжова Н.А. отмечает следующее: «экологическое образование» рассматривается как неотъемлемая часть общего образования; как значимый компонент в вопросе преемственности дошкольного и начального образования; как процесс формирования элементарных экологических представлений, знаний и нравственного аспекта, результатом которого является развитость экологической культуры. Однако, говоря об экологической культуре детей, автор подразумевает только формирование первичных представлений: «…начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью» .
Гогоберидзе А. Г. считает, что экологическое образование формирует у ребенка «первоначальную картину» мира, в которой дошкольник «учится действовать»
Экологическую культуру Гончарова Е.В. толкует, как, главным образом, «результат воспроизводства в обществе духовного и материального продукта экологической деятельности», а также как целостную «систему знаний, умений и ценностных ориентаций в области экологии, искусства, веры и обычаев по сохранению и улучшению окружающей среды». По мнению педагога, целью экологического образования является сформированность экологической культуры ребенка, компонентами которой, в свою очередь, являются экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение, культура чувств. С.Н. Николаева считает, что понятие «экологическая культура» сочетает
в себе следующие положения:
осведомленность об основных законах природы;
понимание необходимости руководствоваться этими законами в любом виде деятельности;
стремление к оптимальности в процессе природопользования;
формирование чувства ответственности к людям, окружающему миру [4].
Иными словами, экологическая культура затрагивает «интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно-волевые» составляющие компоненты человеческой жизни [4].
Содержанием работы по экологическому образованию детей являются в две составляющие:
формирование «знаний» (передача ребенку элементарных экологических представлений об окружающем мире природы);
формирование «отношения» (развитие у ребенка определенного типа отношения к окружающей среде – познавательного, эстетического, гуманистического)
Многие исследователи (О.М. Газина, Г.А. Папуткова, Т.Б. Табукашвили) проблемы формирования экологической культуры дошкольников отмечают, что успех в педагогической работе по данному направлению возможен при формировании экологической культуры не только у воспитанников, но и у взрослых, то есть, педагогов и родителей детей.
Задачей экологического воспитания выступает создание воспитательно-образовательной модели, которая поспособствовала бы проявлению начал экологической культуры у детей. К ним можно отнести следующее:
осознание важности проблем формирования экологической культуры педагогическим коллективом;
создание специальных условий, обеспечивающих процесс формирования экологической культуры детей, в дошкольном учреждении условий;
повышение квалификации в области формирования экологической культуры у воспитателей и пропаганда ценности и необходимости экологической культуры среди родителей воспитанников;
постоянная и систематическая работа с детьми по различным технологиям, постоянное их дополнение и совершенствование;
обязательное выявление уровня экологической культуры детей по таким показателям, как знания, эмоциональное отношение и поведенческие навыки относительно окружающей природы [2].
Виртуальная экскурсия представляет собой совокупность материалов и особенностей мировосприятия и является результатом чьего-либо творчества (коллективного и индивидуального).
В Толковом словаре русского языка под редакцией С.И. Ожегова понятие «экскурсия» трактуется как «коллективная поездка (индивидуальная) куда-нибудь, посещение чего-нибудь с образовательной, познавательной целью».
В условиях реализации стандартов образования, в связи с внедрением новых информационных технологий в процесс образования, изменился и сам подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий - виртуальные. С древних времён человечество мечтало перемещаться в пространстве, и с появлением виртуальных экскурсий стало возможным показать любое место на планете.
Современники в своих исследованиях отмечают, что виртуальная экскурсия отличается от традиционной экскурсии «виртуальным отражением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов».
В частности, Фархутдинов, И. Р. считает, что виртуальная экскурсия может быть реализована в форме видео-экскурсии, экскурсии-панорамы, экскурсии-презентации. Автор отмечает, что экскурсии-презентации являются наиболее простым и доступным путем разработки и создания виртуальной экскурсии.
Владарский И.В. и Шевченко А.А. видят виртуальные экскурсии как мультимедийную панораму, содержание которой может состоять из видео, инфографики, текста, ссылок [1]. Авторы отмечают, что главное преимущество виртуальных экскурсий кроется в эффекте присутствия и 10эффекте прогулки, «живого» путешествия. В своей статье они также раскрывают плюсы и минусы виртуальной экскурсии:
плюсы – доступность (возможность изучения объектов экскурсии в любое время); виртуальную экскурсию можно просматривать не один раз; эффект присутствия.
минусы – ограниченность виртуальной экскурсии ее задуманным содержанием, то есть, невозможность наблюдать то, что «выходит за рамки»;
- ограниченность впечатлений; невозможность задать вопрос в режиме реального времени [1].
Практики дошкольного образования считают, что благодаря огромному набору эффектов, фотографии в виртуальной экскурсии будут выглядеть подобно полнометражному фильму, который оставит неизгладимое впечатление и вызовет восхищение у дошкольников .
Литвинова С.Н. относит виртуальные экскурсии к онлайн-ресурсам среди цифровых инструментов, которые, в свою очередь, являются технологиями организации познавательной деятельности детей.
Основополагающее понятие «цифровой инструмент» автор трактует, как «совокупность средств, ресурсов, цифровых продуктов, которые позволяют педагогу оптимально выстроить образовательных процесс в дошкольном возрасте» [3]. Литвинова С.Н. рекомендует следующие электронные площадки с готовыми виртуальными экскурсиями:
электронный музей «Дошколенок»;
ZOOLIFE – онлайн-зоопарк с разными животными со всего мира;
«Мир вокруг нас» - серия научно-познавательных фильмов для дошкольников и др [3].
Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства .
Виртуальные экскурсии по форме и содержанию могут быть следующих видов:
фотопутешествие (знакомство с объектами и явлениями природы вместе с каким-либо героем). Виртуальные экскурсии такой формы оформляются в виде электронных презентаций и слайд-шоу;
видеоэкскурсия, комментарии к которой могут быть озвучены детьми или экскурсоводом. Видеоэкскурсии представляют собой видеоролики и их фрагменты, которые также могут быть оформлены в виде презентации [5].
Наиболее доступным и простым программным обеспечением для создания виртуальной экскурсии в дошкольной образовательной организации является PowerPoint – программа для создания презентаций, которая позволяет «визуализировать любую информацию и даже анимировать ее» .
Виртуальные экскурсии подразделяют на два вида: экскурсии, разработанные коллективами профессионалов и экскурсии, разработанные самим педагогом [5].
Подготовка виртуальной экскурсии состоит из несколько этапов: диагностический, подготовительный, исполнительский, заключительный, аналитический. На основе проведенной диагностики детей разрабатывается «индивидуальный маршрут»: объединяются в рабочие группы, члены которых18могут выполнять разные функции («исследователи», «художники», «фотографы», «аниматоры», «редакторы», «экскурсоводы») [5].
Силина Е. Н. рассматривала требования к виртуальной экскурсии:
1. соответствие возрастным особенностям воспитанников;
2. текст должна отличать лаконичность, точность формулировок;
3. последовательность материала (информация располагается так, как показываются объекты) [5].
Владарский И.В. и Шевченко А.А. выделяют такие виды виртуальных экскурсий, как:
естественно-научные – экскурсии в лес, в парк, к озеру, в музей;
краеведческие – экскурсии с целью изучения природы родного края;
историко-культурные – экскурсии по историческим местам, в музеи, картинные галереи [1].
В своей статье авторы подробно рассматривают этапы создания виртуальной экскурсии:
1. Определение вида, цели и задач виртуальной экскурсии.
2. Обоснованный выбор темы с учетом возрастных особенностей детей.
3. Подбор программ для создания виртуальной экскурсии.
4. Подбор достоверных и адаптированных под возраст детей источников экскурсионного материала.
5. Отбор и изучение объектов экскурсии.
6. Составление маршрута экскурсии на основе подготовленного видеоряда. Видеоряд можно найти в сети Интернет или подготовить самостоятельно, например, если экскурсия посвящена видам деревьев.
7. Написание плана-конспекта виртуальной экскурсии.
8. Подготовка визуальных материалов: сканирование, при необходимости, изображений, озвучивание видеофрагментов (если виртуальная экскурсия проводится в реальном времени, то озвучивание не
обязательно), монтаж изображений и видеофрагментов.
9. Показ виртуальной экскурсии.
10. Подведение итогов после проведения виртуальной экскурсии [1].
Безусловно, виртуальная экскурсия обладает большим образовательным потенциалом. Проведение виртуальных экскурсий позволяет отправиться в увлекательное путешествие с дошкольниками, не покидая территории дошкольной образовательной организации.
Таким образом, можно сделать вывод: понятие «экологическая культура» понимается как результат освоения ребенком в ходе экологического воспитания ценностей экологической культуры, который включает в себя элементарные экологические представления о природе ближайшего окружения, умения практической деятельности и поведения в природе, а также эмоционально-чувственное, осознанно-правильное отношение к живым существам.
Содержанием экологической культуры выступает гуманно-ценностное отношение ребенка к природе как качественном преобразовании освоенных элементарных экологических представлений, умений осуществления деятельности в природе, опыта гуманного отношения к ней. Компонентами экологической культуры могут выступить: экологические знания; экологические отношения; экологические переживания; волевые устремления во взаимодействии с миром природы; кологический выбор целей и средств; экологическая ответственность.
Понятие «формирование экологической культуры» - это специально организованный образовательный процесс, при котором под руководством12педагога происходит поэтапно развитие воспитанников. Сущность данного процесса состоит в том, что его результаты направлены на освоения ребенком в ходе экологического воспитания ценностей экологической культуры.
В ходе анализа литературы нами уточнено понятие «виртуальная экскурсия», которое трактуется как «мультимедийная фотопанорама, содержание которой может состоять из видео, инфографики, текста, ссылок» [1]; сущность которого представлена в получении визуальных сведений о местах недоступных для реального посещения.
Список литература:
1 Владарский, И. В. Создание виртуальных экскурсий как элемент визуализации образовательного процесса / И. В. Владарский, А. А. Шевченко // Вестник Луганского государственного университета имени Владимира Даля. – 2021. – № 10(52). – С. 50-52.
2 Концова, О.С. Детское экспериментирование в экологическом образовании дошкольников // В сборнике: творчество в профессиональной деятельности педагога Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Ответственный редактор М.Г. Заббарова. - 2019. - С. 169-172.
3 Литвинова, С. Н. Цифровые инструменты в работе с детьми дошкольного возраста : учебное пособие для вузов / С. Н. Литвинова, Ю. В. Челышева. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 188 с.
4 Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / С.Н. Николаева. – М.: «Академия», 2005. – 336с.
5 Силина, Е. Н. Виртуальная экскурсия в воспитательно- образовательном пространстве дошкольных образовательных учреждений //Молодой ученый. - 2016. - №7.6. - С. 213-214.