В условиях реализации содержания обновленного варианта федерального образовательного стандарта основного общего образования (5-9 классы) (ФГОС ООО) предмет «Биология», начиная с седьмого класса, изучается на двух уровнях: базовом и углубленном. До сих пор предмет «Биология» преподавался в школах на базовом уровне, исключение составляли профильные классы естественно-научной направленности, где на уровне школы определись содержание и количество часов на профильные предметы. Цель биологического образования заключается в развитии интереса к изучению жизнедеятельности биологических систем разного уровня, кроме того, особенностей строения, жизнедеятельности организма человека и условий сохранения его здоровья. Изучение биологии на углубленном уровне, новый опыт для российских школ, котрый требует основательного методического подхода к его реализации[8].
Содержание биологии на углубленном уровне представляет собой детальное изучение не только всех аспектов жизни, но и живых организмов. Она охватывает изучение современных разделов биологии на школьном уровне, с учетом требований ФГОС ООО, например, клеточную и молекулярную биологию, генетику и эволюционную биологию, а также экологию, физиологию, биотехнологию. Изучение биологии на углубленном уровне требует точного понимания и применения сложных концепций и методов исследования.
Основными целями биологии на углубленном уровне являются:
Развитие интереса к научному изучению жизнедеятельности биологических систем разного уровня организации; особенности строения, жизнедеятельности организма человека и условия сохранения его здоровья.
Формирование умений применять биологические науки для изучения биологических систем и организма человека.
Воспитание экологической культуры для сохранения собственного здоровья и охраны окружающей среды.
Развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности, связанной с биологией, готовности к осознанному выбору профиля и направленности дальнейшего обучения.
В программе по биологии на углубленном уровне предусмотрено изучение тем, которые способствуют глубокому пониманию биологических процессов и разнообразия жизни. Кроме того, введение новых дидактических единиц, а также пересмотр содержания позволит обучающимся получить более полное и современное представление о предмете. На изучение биологии на углубленном уровне в 7 классе отводится 68 часов, т.е. 2 часа в неделю[8].
В современной программе по биологии на углубленном уровне особое внимание уделяется ранней профориентации учащихся. Инновационными элементами программы являются: современная классификация организмов, т.е. программа включает актуальные научные подходы к систематике живых существ. Программа ориентирована на развитие интереса учащихся к изучению предмета, поэтому освоение учащимися программы на углубленном уровне будет способствовать детальному освоению материала, а также расширению биологических знаний, умений и навыков, в том числе и за счет расширения тематики лабораторных работ, как практической части программы[7].
Анализ содержания лабораторных работ на углубленном уровне дает понять, что данные работы имеют комплексную структуру, которая способствует разностороннему развитию учащихся. В лабораторных работах на углубленном уровне исследуются различные области биологии, а именно, цитология, вирусология, систематика растений, морфологии анатомия и физиология растений, экология, эволюция и селекция растений[2].
В процессе выполнения лабораторных работ у учащихся формируются и развиваются ключевые практические навыки такие как, наблюдение за объектами, а также их описание, также постановка эксперимента и опыт работы с лабораторным оборудованием, обработка данных и формулирование вывода.
В содержании углубленного уровня изучения предмета представлены темы, охватывающие основные аспекты биологии. В введении включена цитология, вирусология, рассмотрена современная классификация организмов, а также методы научного познания. Дальше рассматриваются бактерии и археи, а также многообразие одноклеточных эукариот. В разделе, посвященному архепластидным организмам (растениям) рассматривается ботаника – наука о растениях, также общая организация растительного организма, споровые и семенные растения, а также их строение и жизнедеятельность, экология растений и роль в природных сообществах, а также взаимодействие растений и человека[7].
Одной из важнейших целей проведения лабораторных работ является развитие практических навыков учащихся, то есть школьники учатся работать с различным лабораторным оборудованием, приборами. Все эти навыки необходимы для лучшего выполнения заданий, а также для будущей профессиональной деятельности. Кроме того, данные работы влияют на развитие научного мышления, то есть учащиеся учатся правильно формулировать гипотезы, планировать эксперименты, собирать и анализировать данные и делать обоснованные выводы.
Лабораторные работы по биологии на углубленном уровне в 7 классе дают возможность детально изучить мир живых организмов и их взаимодействие с окружающей средой, поэтому они охватывают широкий спектр тем[2].
Так, введение в курс посвящен изучению правил безопасности при проведении лабораторных работ и освоению основ микроскопии. Благодаря проведению лабораторных работ учащиеся приобретут навыки приготовления микропрепаратов и научатся правильному оформлению результатов наблюдений.
В разделе, посвященном изучению бактерий и архей, делается акцент на изучение методов дезинфекции и стерилизации, а также на изучение строения бактериальных клеток.
Так, при изучении архепластид внимание уделяется строению растительных клеток, а также наблюдению за процессами плазмолиза и деплазмолиза, поэтому изучение тканей и органов растений на живых образцах и гербариях способствует углубленному пониманию анатомии и физиологии растений.
В разделе, посвященном строению и функциям семенных растений, акцент делается на морфологии побегов, стеблей, листьев и корней, поэтому анализ анатомического строения различных частей растений позволит учащимся понять адаптацию растений к разным условиям средых[1].
При изучении экологии растений рассматриваются особенности строения растений, относящихся к различным экологическим группам, что поможет учащимся понять, как растения приспосабливаются к той или иной среде обитания.
В разделе о растительном мире и деятельности человека, учащиеся изучают сельскохозяйственные растения своего региона и сортовые особенности культурных растений. Это поможет осознать важность растений для человека и их роли в экосистемах. Таким образом, лабораторные работы на углубленном уровне не только развивают практические умения учащихся, но и формируют целостное представление о биологических процессах.
Также проведение лабораторных работ на углубленном уровне влияет и на подготовку учащихся к успешной сдачи ВПР, ОГЭ по биологии и олимпиад, так как они помогают освоить практическое применение полученных теоретических знаний[7].
Лабораторные работы часто проводят в группах, что влияет на развитие социальных навыков, а именно, сотрудничеству и коммуникации, то есть учащиеся учатся планировать свои действия, следить за безопасностью и выполнять самостоятельно задания. Все это формирует чувство ответственности за проведение и получившийся результат своей работы[3].
Таким образом, лабораторные работы являются важной частью образовательного процесса, так как они способствуют развитию практических и личностных навыков, а также углублению и усвоению знаний, что так необходимо для дальнейшего успешного обучения и для получения будущей профессии.
Для проведения лабораторных работ на углубленном уровне в 7 классе, необходимо учесть возрастные особенности учащихся в данном возрасте. Так, у обучающихся в возрасте 12-13 лет, могут проявляться различные психоэмоциональные, социальные и когнитивные изменения, которые оказывают влияние на обучение, взаимодействие с окружающим миром. Когнитивное развитие обучающихся характеризуется способностью мыслить абстрактно, критически и нестандартно, так как они начинают анализировать информацию, делать обобщенные вывод и все это способствует лучшему усвоению учебного материала. В этом возрасте обучающихся могут переключаться между различными точками зрения, учитывать мнения других, что способствует развитию их научного мышления. В этом возрасте обучающихся проявляют интересы и увлечения к учебным предметам, так и внеурочной деятельности, что создает возможности для глубокого самовыражения. Интерес к науке, экспериментам увеличивается, если уроки проводить в увлекательной и интерактивной форме. Помимо этого, обучающихся начинают задавать вопросы и критически оценивать информацию это важно для научного подхода[4,5].
Таким образом, поддержание интереса к предмету важно, однако учителю необходимо предоставить возможность и для самостоятельного изучения, а также практической деятельности. Содержание лабораторных работ на углубленном уровне показывает их важность в образовательном процессе. Данные работы дают возможность применить полученные теоретические знания на практике это способствует глубокому пониманию биологических процессов и развитию научного мышления. Важно, чтобы лабораторные работы были увлекательными, интерактивными, а также стимулировали исследовательский интерес, чтобы обучающиеся проявляли самостоятельность в обучении. Лабораторные работы являются важным инструментом, объединяющим как теоретические знания, так и практические навыки, а также учитывают возрастные особенности и способствуют всестороннему развитию школьников.
Список использованных источников
Епанчинов, А. В. Лабораторные работы по морфологии и анатомии растений : метод. рекомендации для студентов фак. педагогики и методики нач. обучения пед. ин-та / А. В. Епанчинов ; Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск, 1985. – 45 с. – Текст : непосредственный.
Колесова, М. С. Лабораторные работы в школьном курсе биологии / М. С. Колесова, С. В. Корякина. – Текст : непосредственный // Профессиональный дебют - 2012 : сб. науч. ст. и практ.-ориентир. материалов / ред. О. И. Чикунова. – Шадринск : ШГПИ, 2012. – С. 303-309.
Корякина, С. В. Организация и проведение лабораторных работ по биологии / С. В. Корякина. – Текст : непосредственный // Естественно-математическое образование: проблемы и перспективы : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 25 нояб. 2010 г. / Междунар. акад. наук пед. образования, Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск : ШГПИ, 2010. – С. 134-136.
Лабутина, М. В. Лабораторный эксперимент по биологии как средство формирования познавательного интереса у обучающихся / М. В. Лабутина, Т. А. Маскаева, Н. Д. Чегодаева, М. А. Баданова. – Текст : электронный // МНИЖ. – 2022. – №12 (126). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/laboratornyy-eksperiment-po-biologii-kak-sredstvo-formirovaniya-poznavatelnogo-interesa-u-obuchayuschihsya (дата обращения: 04.12.2023).
Паршутина, Л. А. Методические рекомендации по организации и проведению биологического эксперимента при обучении биологии в средней школе / Л. А. Паршутина. – Текст : электронный // Современное педагогическое образование. – 2021. – №8. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-rekomendatsii-po-organizatsii-i-provedeniyu-biologicheskogo-eksperimenta-pri-obuchenii-biologii-v-sredney-shkole (дата обращения: 04.12.2023).
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по биологии для 7 класса углубленного уровня / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва : Министерство образования и науки Российской Федерации, 2020. – 120 с. – Текст: непосредственный.
Российская Федерация. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение. Федеральная рабочая программа среднего общего образования. Биология (углубленный уровень) для 7-9 классов образовательных организаций / Российская Федерация, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение. – Москва : Институт стратегии развития образования, 2023. – 97 с. – Текст: непосредственный.