Исследование механизма влияния языка декоративной живописи на развитие образного мышления подростков - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Исследование механизма влияния языка декоративной живописи на развитие образного мышления подростков

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Как уникальная система визуального выражения, язык декоративной живописи имеет естественное соответствие между формальным законом композиции и когнитивным развитием подростков. Этот вид выражения с формальным эстетическим законом в качестве ядра обеспечивает особую когнитивную схему для подростков, которые находятся в ключевом периоде развития визуального мышления, через сочетание символических, упорядоченных и эмоциональных визуальных элементов. В этой статье мы анализируем глубокое влияние языка декоративной живописи на развитие визуального мышления молодых людей в трех измерениях: декодирование визуальных символов, построение формальной логики и культивирование эстетических суждений.

I. Пути формирования навыков декодирования визуальных символов

Высокоразвитая система визуальных символов в декоративной живописи представляет собой особый инструмент декодирования, с помощью которого подростки воспринимают мир. Динамичные ритмы S-образных кривых в дуньхуанской настенной живописи и преувеличенные и деформированные черты лица в африканской резьбе по дереву - это запрограммированные символы, которые преодолевают физические ограничения природных объектов и формируют уникальный визуальный синтаксис. В процессе интерпретации этих символов подросткам необходимо мобилизовать свои способности к аналогии и ассоциации, чтобы преобразовать комбинацию точек, линий и поверхностей в двухмерной плоскости в трехмерные пространственные образы, и этот процесс преобразования символов эффективно активизирует визуальную когнитивную область правого полушария мозга.

Регулярное представление законов формальной композиции создает структурированную основу для визуального мышления. Ботанические узоры в модерне выстраивают порядок через повторение, градацию, симметрию и другие приемы, и эта прослеживаемая визуальная логика соответствует когнитивным характеристикам подростков на этапе формальной арифметики. Когда подростки пытаются копировать работы Матисса по вырезанию из бумаги, им приходится деконструировать пространственные отношения цветовых блоков, и этот процесс деконструкции-реконструкции по сути является воплощенным опытом визуальной логики, способствующим развитию пространственного интеллекта.

II. Двусторонний конструктивный механизм формального логического мышления

Упорядоченный характер декоративной живописи предоставляет визуальные модели для абстрактного мышления. Математическое расположение геометрических узоров в византийских мозаиках и бесконечное расширение узоров в исламских украшениях - это визуальные парадигмы, которые подразумевают абстрактные отношения, такие как пропорция, ритм и баланс. При копировании узоров батика хмонгов подростки должны улавливать повторяющиеся схемы узоров, и это обучение распознаванию образов, по сути, является способом преобразования фигуративных узоров в сеть абстрактных отношений, способствуя когнитивному скачку от конкретных к формальным операциям.

Законы сочетания визуальных элементов развивают навыки системного мышления. Использование золотого сечения в картинах Климта и многослойная композиция китайских сине-белых фарфоровых узоров - это формальные законы, которые требуют от наблюдателя восприятия соотношения между целым и частями. Когда молодые люди создают декоративные композиции, они должны координировать первичные и вторичные отношения и контролировать центр визуальной гравитации. Это систематическое обучение мышлению может быть перенесено на процесс решения проблем в других дисциплинах, формируя междисциплинарную способность к когнитивному переносу.

### III. Сферы развития навыков эстетического суждения

Стилистические различия в декоративном искусстве формируют плюралистическую эстетическую систему координат. От изысканности и сложности стиля рококо до простоты и рациональности дизайна Баухауза - декоративные парадигмы разных исторических периодов несут в себе разные эстетические ценности. Сравнивая различия между узорами мебели династии Мин и декором ар-деко, подростки, по сути, осуществляют когнитивное упражнение эстетического суждения, и этот сравнительный анализ помогает создать открытую эстетическую когнитивную структуру, избегая тенденции к гомогенизации эстетического суждения.

Практика формальных инноваций стимулирует потенциал критического мышления. Когда молодые люди пытаются преобразовать традиционный язык вырезания из бумаги в современный декоративный дизайн, им приходится преодолевать ограничения устоявшихся программ, и этот инновационный процесс предполагает деконструкцию традиции и построение нового порядка. Прорыв Пикассо в создании "Авиньонской девы", вдохновленный африканскими масками, демонстрирует революцию в мышлении, вызванную трансформацией декоративного языка. Подобная творческая практика воспитывает не только навыки, но и смелость мыслить нестандартно.

В информационную эпоху, когда доминирует визуальная культура, необходимо срочно пересмотреть образовательную ценность языка декоративной живописи. Его формальная система является не только тренингом визуального мышления, но и носителем культурных генов. В образовательной практике должна быть создана системная когнитивная система декоративного искусства , чтобы через анализ классических парадигм, деконструкцию формальных законов и практику инновационных преобразований молодые люди могли реализовать качественный скачок визуального мышления в двустороннем взаимодействии визуального декодирования и кодирования. Развитие этой мыслительной способности не только связано с художественным качеством, но и является важной основой для решения сложных когнитивных задач в будущем.

Литературы

[1] Ян Фишэн. Исследование применения цвета в декоративной живописи в художественном образовании детей младшего возраста[J]. Colour,2024,(06):163-165.

[2]Sun Y. Исследование использования тяжелых цветов декоративной живописи в обучении цвету[J]. Colour,2024,(06):107-109.

[3]Чэнь Цайюнь. Стратегия руководства групповым сотрудничеством в младшей школе искусств в области информационных технологий - на примере преподавания декоративной живописи[J]. Журнал Фуцзяньского института образования, 2024, 25(05):78-80.

[4] Zeng Xianya. Развитие и применение визуальных элементов культуры Хайнань Ли в учебной программе декоративной живописи младших классов[D]. Hainan Normal University,2024.DOI:10.27719/d.cnki.ghnsf.2024.000389.

[5] Pan Jing. Практические исследования по внедрению традиционного декоративного искусства в преподавание эстетического воспитания в колледжах и университетах - на примере преподавания декоративной живописи[J]. Tiangong,2023,(29):63-65.

[6] Pan Jing. Черное и белое в искусстве декоративной живописи - исследование и размышление о преподавании курса декоративной живописи с точки зрения политики учебных программ[J]. Tiangong,2023,(18):73-75.

[7] Yang Shuxian. Исследование применения цифровых технологий в преподавании искусства в младших классах средней школы[D]. Гуандунский технологический нормальный университет, 2023.DOI:10.27729/d.cnki.ggdjs.2023.000403.

Просмотров работы: 4